«Потенциал базовых отраслей не реализован»

Тема недели
Москва, 07.11.2011
«Эксперт Юг» №44-45 (184)
Вице-губернатор Краснодарского края Алексей Агафонов считает использование ресурса уже сложившихся сфер регионального хозяйства основной задачей экономической политики в среднесрочной перспективе. На Кубани уже создано Агентство развития, в идеологии которого — поиск новых ниш и разработка крупных межотраслевых проектов. Реализовывать их, впрочем, будет предложено бизнесу

— Есть ли сегодня предпосылки для изменения отраслевой структуры экономики края в среднесрочной перспективе?

— Я не вижу предпосылок для серьёзных изменений в структуре и динамике развития отраслей. Четыре отрасли, которые мы заявляем в крае в качестве базовых, будут сохранять свои доли в ближайшее время, — это сельское хозяйство, курорты и туризм, транспорт и связь, а также промышленность. Появятся ли новые отрасли? Потенциал есть всегда. Но и в существующих производительность труда ниже европейской в три-четыре раза — это говорит о потенциале роста. Чтобы развивались новые отрасли, нужны ресурсы и мозги, которые формируют новые рынки. Так получилось, что основные идеи формируются пока не у нас в стране и даже не в Европе. Главным поставщиком инновационных идей, формирующих новые рынки, являются США. Огромное потребительское воздействие оказывает растущий азиатский рынок. У нас же, к сожалению, снижается численность населения, и огромным инновационным потенциалом мы похвастать тоже не можем. Так что мы находимся на той стадии, когда ресурсов для нового развития у нас не хватает. Отсюда мой прогноз: тот потенциал, который существует на Кубани в базовых отраслях, ещё не реализован, поэтому эффективнее будет вкладывать инвестиции в то, что уже сейчас имеет достаточное развитие, туда, где есть люди, которые понимают, как это работает. Думаю, любой инвестор сегодня будет предпочитать понятные рынки.

— Не все из названных вами отраслей сегодня представлены в списке крупнейших компаний — например, нет ни одной компании из сферы туризма. Это специфика отрасли, вследствие чего туризм всегда будет сферой малого и среднего бизнеса, или появления крупных компаний там всё же можно ожидать?

— Это сфера, ориентированная на сервис, что требует высокой квалификации персонала. Здесь появление крупных операторов, с одной стороны, вводит стандарты, с другой — убивает конкуренцию. Мы рады тому, что на этом рынке плотная конкуренция. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится, и я не жду, что появятся крупные операторы, хотя история знает такие примеры. Но вопрос о введении стандартов, позволяющих улучшить качество и увеличить количество предоставляемых услуг, действительно актуален.

— Почти половина крупнейших компаний региона сегодня работают в торговле, но вы не назвали этой отрасли в числе перспективных — почему?

— Мне кажется, что торговля уже на пике. Мы видим, как капитал из этой сферы идёт в другие.

— На Юге постоянно ведутся разговоры о том, как использовать региональный потенциал в сфере АПК. Ряд регионов просто вывозит ресурсы — зерно или рыбу. Как на региональном уровне выстроить управление отраслью таким образом, чтобы её ресурс использовался в достаточной мере?

— У нас создана структура, которая будет заниматься разработкой проектов в ключевых отраслях. Первый проект ОАО «Агентство развития Краснодарского края» — народная ипотека. Учредителем агентства является администрация края. Принцип работы — при поддержке администрации мы собираем умные головы, которые любую ситуацию в экономике раскладывают на элементы и находят оптимальные решения. По народной ипотеке мы, например, плотно работали с Академией наук и, в частности, с академиком Виктором Полтеровичем. С ними же мы прорабатываем подход к модернизации экономики.

Понятно, что власть не должна указывать бизнесу. Но на сегодня уровень развития компаний ещё недостаточен для того, чтобы они начали договариваться между собой и выделять такую функцию, как научные разработки. Во всём мире глобальные научные исследования инициируются либо государством, либо крупными компаниями, либо ассоциациями, которые заказывают исследования, интересные для всей отрасли. В России государство только начинает этим заниматься и ещё не отработало механизмы привлечения специалистов. Крупные компании пока недостаточно капитализированы для того, чтобы тратить деньги на разработки, а ассоциации ещё не сформированы, во всяком случае, к ним пока нет необходимого доверия внутри отраслей. Отсюда ключевая роль администрации, которая не только регулирует, но и предлагает какие-то решения. Ипотека — хороший пример. Почему она дорогая? Причины просты. У банков высокие ставки, потому что у населения ещё нет кредитных историй. Покупатели не доверяют строителям. Строители не доверяют банкам. Банки не доверяют строителям — и т.д. Сплошной кризис недоверия заставляет закладывать все риски в цену. Мы разложили весь процесс на элементы, взяли риски на себя и тем самым удешевили продукт для населения.

Что надо делать в сельском хозяйстве? Большую роль играет межведомственный экспертный инвестиционный совет. Крупные проекты, которые заявляются в любой отрасли, должны через него проходить. У нас очень много, скажем, заявляется перерабатывающих комплексов, но когда мы начинаем проверять наличие ресурсной базы, то часто видим, что существующие в регионе мощности задействованы процентов на 50. Зачем тогда строить ещё? Поскольку мы видим всю картину в масштабе края, то можем сказать: не надо, например, больше строить цехов по переработке птицы, давайте лучше загрузим существующие мощности. Выработкой таких рекомендаций и будет заниматься Агентство развития.

— А как формулируется задача для агентства? Оно должно отрабатывать конкретные проекты или формировать отраслевые стратегии?

— Оно будет анализировать ситуацию в экономике и предлагать конкретные проекты, которые должны произвести общеэкономический эффект, а также искать решения для модернизации ключевых отраслей. Отчитываться агентство будет запущенными проектами, которые дадут эффект не для одной, а для нескольких отраслей, — и в том числе социальный эффект. Межотраслевое регулирование в данном случае очень важно. В народной ипотеке мы видели и решение социальных задач, и стимулирование рынка строительства, и поддержку банковского сектора, который фактически открывает для себя новый рынок. Ведь мы делаем ипотеку доступной для 20 процентов населения, которые ранее позволить себе её не могли. Это новый рынок, оцениваемый в сотни миллиардов рублей. В переводе на площади это плюс 30 тысяч квартир в год к нынешнему объёму — то есть около 1,5 миллиона квадратных метров. Этого рынка сейчас вообще нет.

— Почему строительства нет среди тех отраслей, которые могли бы породить лидеров? Там всегда будет сохраняться ситуация, когда выгодно создавать сеть малых предприятий?

— Строительства жилья в том виде, в каком оно было три года назад, не будет. На этом рынке формировался пузырь — люди покупали не для того, чтобы жить, а чтобы сохранить сбережения. Нам же надо расширить потребительские свойства жилья — речь идёт о формировании нового рынка за счёт вовлечения тех, кто ранее не мог себе позволить купить жильё. Позиции отрасли станут укрепляться, если будет спрос. Но сейчас его нет. В этой ситуации прогнозировать появление крупных компаний невозможно.

— На ваш взгляд, Олимпиада даст югу России чемпионов в сфере экономики? Нет ли проблемы в том, что олимпийское строительство осуществляется за счёт в основном завезённых ресурсов — и в результате этот проект не в полной мере задействует ресурсы самого региона?

— Вопрос бы так не стоял, если бы у нас было много строек масштаба олимпийской. Объёма работ, которые сегодня идут в Сочи, страна последние 30–40 лет не знала. Естественно, что мощностей для реализации такого рода проектов не существует ни в одном регионе, — поверьте. А вообще вопрос не в том, достаточно ли у нас строителей, а в том, будет ли спрос на то, что мы сейчас здесь построим. Будет ли достаточный спрос бизнеса на инфраструктуру, населения — на жильё, коммерческую недвижимость и т. д. Мы ставим задачу увеличивать уровень деловой активности в регионе — потому что это потенциал для роста строительства. Не строители определяют, как будет расти экономика, они обслуживают уже сформированный спрос.

— В условиях дефицита спроса и человеческих ресурсов крупные компании могут появиться только там, где есть возможность прорваться на федеральный уровень, — внутри региона нет достаточного спроса, чтобы стать компанией масштаба «Магнита». Получается, каждая региональная компания, выходящая на федеральный уровень, — это кусок, оторванный от Москвы.

— Если вы обратили внимание, последние несколько месяцев президент и премьер работают над вопросами децентрализации власти. Период, когда формировалась жёсткая вертикаль, был обусловлен полным отсутствием правил — децентрализация играла против страны в целом. Сейчас система уже устоялась, настало время постепенно передавать полномочия в регионы, роль которых будет увеличиваться. Другого выхода нет, если мы хотим обеспечить рост экономики. Именно на этом уровне должны формироваться крупные проекты.

Чемпионы появляются вследствие хорошего понимания рынка. Основа — найденная ниша. «Магнит» — очень хороший пример. Это компания, пошедшая в рынок, которого не было. Они создали спрос в своей нише. Наличие или отсутствие крупных компаний будет зависеть от творческого понимания рынка. У нас маркетинг ещё недавно был словом, которое почти ничего не значило. А это движущая сила всей экономики, потому что потребляют продукты и услуги в конечном счёте люди. Конечно, хотелось бы, чтобы таких людей, как Стив Джобс, которые понимают рынок настолько, чтобы его формировать, у нас было больше. Как это сделать? Развивать деловую активность. Десять лет экономика Краснодарского края развивается скачкообразно — это говорит о том, что у нас многое получается. Сейчас мы добавляем Агентство развития — его идеология в том, чтобы частично взять функции по поиску ниш на себя. Мы готовы предлагать бизнесу заниматься теми или иными проектами. При этом агентство не подменяет собой бизнес — в ипотеке, например, оно только гарантирует, что люди получат жильё, если все остальные откажутся.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №44-45 (184) 7 ноября 2011
    Крупнейшие компании ЮФО 2011
    Содержание:
    Ахиллес догнал-таки черепаху

    Главным событием нынешнего рейтинга «Эксперт ЮГ-250» можно считать символический перевес промышленности в выручке крупнейших компаний ЮФО. До сих пор всегда выигрывала торговля. Возможно, индустриализация — это тренд, который определит повестку ближайшей пятилетки на юге России

    Реклама