Парковые сети для среднего бизнеса

Русский бизнес
Москва, 21.11.2011
«Эксперт Юг» №46-47 (186)
Создание индустриальных парков, разворачивающееся на юге России, должно учитывать грядущую экономическую конъюнктуру. По мнению Ассоциации индустриальных парков России, этот формат является финальной стадией инновационного процесса, а ориентировать его следует прежде всего на средний зарубежный бизнес

Фото: Виктор Парамонов

Развитие индустриальных парков стало центральной темой дискуссии о новых точках роста в экономике юга России на V форуме крупнейших компаний ЮФО, прошедшем 11 ноября в Краснодаре. Если руководствоваться данными Ассоциации индустриальных парков России, которую на форуме представлял её исполнительный директор Денис Журавский, то может сложиться впечатление, что на Юге этот формат находится в зачаточном состоянии. В самом деле, в числе членов ассоциации всего два представителя ЮФО и СКФО — индустриальный парк «Волгоград» и ГУП «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края». Тем не менее, проекты создания индустриальных парков сегодня есть в большинстве южных регионов, и «Эксперт ЮГ» не так давно даже посвящал им специальный выпуск (см. № 22–23 от 13 июня).

Разумеется, ключевым моментом здесь являются формальные критерии, на основании которых та или иная площадка может считаться индустриальным парком — работа ассоциации и начиналась с установления таких параметров, чтобы дискуссия об индустриальных парках преодолела этап «спора о словах». Однако, полагает Денис Журавский, не менее важно, чтобы устроители индустриальных парков — а в России ими чаще всего выступают органы власти — понимали идеологию этого формата, шире — специфику «новой индустриализации» вообще.

Постиндустриальная промышленность

— В чём специфика того понимания индустриального парка, которое предлагает ваша ассоциация? Каковы отличительные признаки индустриального парка?

— Прежде всего, нельзя сводить создание индустриальных парков только к процессу привлечения инвестиций, поскольку у индустриальных парков две функции, а не одна. Первая — это действительно привлечение инвесторов, что очевидно всем. Но важно понимать, что этим действие индустриального парка не ограничивается. Вторая же функция не столь очевидна, но очень важна — это постоянное обслуживание производителей и избавление их от несвойственных им задач. Современным производителям очень важно освободиться от таких вещей, как девелопмент территории, строительство инженерных сетей, обслуживание имущественного комплекса, клининг и так далее — перечень этих непрофильных функций достигает сотни наименований. От них индустриальный парк и призван избавить производителя. Условно говоря, если производитель делает кофе, он должен делать кофе и не должен закупать оборудование по уборке своей территории, нанимать главного инженера для обслуживания подстанции и так далее, поскольку это бизнес индустриального парка, который на постоянной основе выполняет все эти функции. Иными словами, индустриальный парк — это долгосрочный бизнес по обеспечению всего производственного процесса.

— Можно ли утверждать, что новая индустриализация, о которой сегодня говорит руководство страны, это главным образом парковая индустриализация?

— Понятно, что в рамках новой индустриализации мы не говорим о возрождении старых форматов промышленности и о строительстве крупных заводов. Мы говорим в первую очередь о несырьевой экономике — инновационных современных проектах, способствующих избавлению России от сырьевой зависимости. Мы участвовали в разработке плана новой индустриализации, который «Деловая Россия» представила в правительство, и обнаружили одну любопытную вещь. Парадоксальным образом новая индустриализация имеет дело с проявлениями постиндустриальной экономики, которая базируется на сервисах. Если в предыдущем столетии строительство заводов было комплексным проектом, начиная с девелопмента, энергетических решений, создания большого имущественного комплекса, управления им и только на последнем месте стоял выпуск продукции, то в XXI веке мы говорим об избавлении производителя от несвойственных функций. А это и есть, как я уже сказал, задача индустриальных парков.

— Один из вопросов, которые мы поставили в рамках форума крупнейших компаний ЮФО, — к чему готовить региональную экономику в наступившем десятилетии? У вас есть своя версия ответа на него?

— Среди основных постулатов нашей ассоциации есть такой: индустриальные парки — это промышленный интегратор инновационного процесса. Как выглядит этот процесс? Он начинается с научной идеи, далее идёт её разработка, следующий этап — коммерциализация. В этом мы традиционно слабы, и с этой целью запущен проект «Сколково». Процесс там уже идёт: мы видим запущенные высокотехнологичные проекты. Следующим этапом после того, как они выйдут из «Сколкова», будет промышленная фаза. Весной мы подписали соглашение со «Сколково» о содействии размещению производств компаний-резидентов, когда они выйдут оттуда. Мы провели с этими компаниями первое совещание, и я могу дать наш прогноз — через два-три года они начнут искать в регионах площадки для размещения дополнительных производств. Они не будут строить собственные заводы и фабрики — им нужны готовые площади с возможностью подключения: пришёл, поставил оборудование, включил его в розетку и начал выпускать продукцию. Для этого и нужны индустриальные парки, и в этом смысл понятия «новая индустриализация». Обратной стороной того, что производители избавлены от необходимости тянуть газопроводы, строить дороги, управлять имущественным комплексом, становится локализация в индустриальных парках финальной части инновационного процесса: серийного производства высокотехнологичной продукции.

Было бы прискорбно в результате модернизации России обеспечить работой миллионы жителей Азии. Для нас «новая индустриализация» — это способ локализовать в России (а не в странах Азии и Восточной Европы) экономический эффект от создания «точек роста», подобных «Сколково». Поэтому экономику регионов нужно готовить к размещению современных инновационных производств.

Южные перспективы

— В Ассоциации индустриальных парков пока меньше всего участников, представляющих юг России. Тем не менее, здесь уже несколько лет создаются индустриальные парки, в том числе в Краснодарском крае. Вы не видите в этом определённое противоречие?

— Индустриальные парки — это один из инструментов привлечения инвесторов, но это не означает, что в арсенале у руководства региона таких инструментов не может быть больше. В Краснодарском крае существует широкий перечень способов привлечения инвесторов, схожих с индустриальными парками. Здесь активно используются такие механизмы, как инвестиционные площадки для привлечения профильных инвесторов, кластеры. В структуре администрации региона создан эффективный механизм работы с инвесторами по принципу «одного окна», в департаменте инвестиций предлагаются инвестиционные площадки и рассматриваются индивидуальные заявки на проектное сопровождение. Можно только порадоваться, что эти формы в крае развиваются. На форуме мы обсудили перспективы сотрудничества с администрацией края, и думаю, что будем совместно работать над созданием здесь индустриальных парков в дополнение к тому, что уже делается в регионе. Два проекта, которые ассоциация планирует поддерживать, — это Восточная промышленная зона Краснодара и Абинский промышленно-индустриальный парк. Обе площадки имеют большую перспективу, и мы готовы оказать методическую помощь по их развитию.

— Вы уже проводили их исследование?

— Нет, пока прошли только предварительные консультации. Думаю, что Краснодарский край будет пилотным регионом нашего присутствия на юге России.

— С чем всё-таки связано то, что новая индустриализация на Юге началась позже, чем в центральных регионах?

— В России у индустриального девелопмента есть своя специфика — его развитие начиналось со складской деятельности лет десять назад в связи с ростом внутреннего спроса. Закономерным образом этот процесс должен был привести к появлению промышленных площадок, поэтому в определённый момент произошёл переход от строительства складов к индустриальным паркам. В основном этот процесс затронул Центральный и Приволжский федеральный округа; на Юге таких проектов изначально было немного, отсюда и разная картина.

Инфраструктура — не предел мечтаний инвестора

— Каковы типичные ошибки регионов при создании индустриальных парков?

— С одной стороны, нужно понимать, что не является индустриальными парками. Во-первых, это попытки реанимировать старые промышленные территории, площадки в состоянии brown-field, которые пытаются сделать привлекательными для инвесторов. Во-вторых, за индустриальные парки зачастую стремятся выдавать сельхозугодья. Многие иностранные инвесторы удивляются, почему их привозят на сельскохозяйственную территорию и говорят, что это промышленный парк. В момент, когда образовалась наша ассоциация, по всей России насчитывалось несколько сотен проектов, носивших название индустриальных парков. Поэтому весь прошлый год мы провели в поездках по стране, изучая эти площадки, и в итоге пришли к выводу, что только 180 из них можно назвать полноценными индустриальными парками, причём лишь 35 из их числа — действующие парки, готовые к приёму резидентов, около 70 находятся на стадии проектирования и строительства, а остальные — это планы и декларации.

С другой стороны, даже в успешных сегодня проектах индустриальных парков могут скрываться недостатки, которые проявятся в будущем. Например, в целом ряде уже заполненных и работающих индустриальных парков не были созданы управляющие компании, которые смогли бы избавить резидентов парка от непрофильных функций по управлению имущественным комплексом и обслуживанию инженерных сетей. Мало подвести к парку коммуникации и обеспечить инфраструктуру. Если проложенной на территории парка дорогой распоряжается муниципалитет, а энергосетями — сбытовая компания, связанные с этим проблемы рано или поздно почувствуют на себе конечные потребители.

— В своём выступлении на форуме вы несколько раз подчеркнули, что ассоциация в первую очередь ориентирована на иностранных инвесторов. А как быть с российскими компаниями? Они для вас являются приоритетом?

— Действительно, наша главная цель — это стратегический маркетинг России за рубежом как наилучшего места для инвестиций и размещения производств. При этом мы активно работаем и с российскими инвесторами, но индустриальные парки пока не являются приоритетом для отечественных компаний, потому что они более приспособлены реализовывать непрофильные функции сами. Так происходит по нескольким причинам. Во-первых, они умеют работать в России, во-вторых, они находятся на более раннем этапе развития бизнеса и пока не пришли к готовности платить за внешние сервисы — аутсорсинг в российской практике ещё редок. Российские компании зачастую склонны приобретать в собственность или сами строить здания, покупать и эксплуатировать инженерную инфраструктуру. Так что спрос на услуги индустриальных парков со стороны иностранных компаний выше.

— То есть это вопрос организационной культуры бизнеса?

— Абсолютно верно. Это вопрос востребованности услуг как таковых. В России пока спрос на любые услуги не так сильно развит, как в Европе.

— А если взять такие промпарки, как Невинномысский? В них преобладают российские инвесторы.

— Безусловно, российские компании тоже входят в число резидентов индустриальных парков, например, в Калуге или Ульяновске, но общий тренд — это преобладание иностранных инвесторов.

— Какого характера заявки вам поступают от иностранных компаний на размещение производств на юге России? Что их здесь интересует?

— Сейчас очень большой спрос со стороны среднего бизнеса — компаний с суммарным объёмом инвестиций около 50 миллионов долларов и площадями от трёх до шести тысяч квадратных метров. Как правило, это высокотехнологичные современные компании, которые не могут похвастаться тысячами созданных рабочих мест, и их спрос сегодня не удовлетворён. Они не попадают в поле зрения администраций и международных консультантов — для таких компаний, как Ernst&Young или PwC, они не очень привлекательны, поскольку сопровождение их проектов требует столько же трудозатрат, сколько огромный «Фольксваген», — нужно пройти одни и те же этапы и за то же время, полтора-два года. Поэтому такие компании и не находятся в поле зрения международных игроков. К сожалению, многие администрации в регионах настроены на привлечение инвесторов масштаба «Фольксвагена» или «Вольво». Все хотят повторить калужский опыт — реализовать многомиллиардные масштабные проекты. А спрос сейчас есть как раз со стороны малых и средних компаний, но они не охвачены имеющимся предложением.

— Получается, им нужен понятный формат, увидев который, они на него клюнут?

— Конечно. В этом и состоит разрыв. В России сейчас настроили много индустриальных парков, ориентированных на крупный бизнес национального масштаба, а малый и средний европейский бизнес не охвачен, хотя очень заинтересован в том, чтобы сюда прийти. Ему пока не сделали адекватного предложения; мы по традиции гоняемся за гигантами. Поэтому сегодня на рынке существует неудовлетворённый спрос, несмотря на большое количество проектируемых индустриальных парков, снабжённых всеми коммуникациями.

— У вас есть версия, почему так происходит?

— Очевидный вариант ответа — качество предложения, которое делается инвесторам. На сегодняшний день ядром индустриальных парков в России является девелопмент. По опыту членов ассоциации, самая высокая рентабельность индустриальных парков существует именно на этапе девелопмента. Однако суть индустриальных парков не в том, чтобы подготовить землю и продать её резидентам, а в том, какие сервисы они получат в дальнейшем, — речь идёт не только о техническом обслуживании инфраструктуры, но и о взаимодействии с органами власти, финансовыми институтами, о решении кадровых вопросов и так далее. Именно эти сервисы лежат в основе индустриальных парков в Китае и Восточной Европе. Нам это кажется не столь важным, у нас ведь рентабельность превыше всего, но именно эти услуги и являются ключевым моментом в привлечении инвесторов, особенно средних компаний. А они ставят вопрос так: или вы предоставляете нам понятные условия, или мы идём в Китай. Поэтому либо мы сейчас создаём для них условия здесь, либо всё равно потом покупаем их продукцию, но произведённую в Китае, а значит, теряем добавленную стоимость.

Принципиальная схема индустриального парка

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№46-47 (186) 21 ноября 2011
Корпоративное кредитование
Содержание:
Банки теперь знают, что сказать

Осеннее повышение ставок по кредитам для корпоративного сектора ни бизнес, ни банки пока не восприняли как первые симптомы новой волны кризиса — похоже, и те, и другие вынесли должные уроки из ситуации 2008–2009 годов, когда фактическая остановка кредитования была во многом обусловлена паническими настроениями на рынке. Тем не менее, это не отменяет высоких макроэкономических рисков и не исключает повторения негативного сценария

Реклама