Полный цикл тимашевского транснационала

Русский бизнес
Москва, 21.11.2011
«Эксперт Юг» №46-47 (186)
В октябре в Тимашевске стартовала вторая очередь завода компании Nestle по выпуску быстрорастворимого кофе. Этот проект замыкает производственную цепь, и возводить новые мощности в Краснодарском крае компания больше не планирует

Фото предоставлено компанией

Президент Nestlé Пол Бюльке утверждает, что Россия сейчас является крупнейшим рынком сбыта быстрорастворимого кофе в Европе, и поэтому развивать здесь производство — самая логичная стратегия для компании. После ввода в эксплуатацию второй очереди фабрики «Нестле Кубань» по производству растворимого сублимированного кофе под торговой маркой NESCAFÉ Gold предприятие в Тимашевске стало самой большой фабрикой Nestlé в Европе и одной из крупнейших кофейных фабрик этой корпорации в мире. Строительство в Тимашевске линии по выпуску сублимированного кофе обошлось компании почти в 8 млрд рублей, а всего за 15 лет Nestlé инвестировала в российские проекты свыше 1 млрд долларов. Продукция завода будет поставляться на российский рынок и экспортироваться в страны СНГ.

По мнению вице-губернатора Краснодарского края Алексея Агафонова, деятельность Nestlé оказывает оздоровительный эффект на кубанскую экономику, поскольку фабрика «Нестле Кубань» создала 1,2 тысячи рабочих мест и взаимодействует более чем с 600 поставщиками, причём свыше половины из них располагаются на территории края. В самом Тимашевском районе «Нестле Кубань» вносит существенный вклад в формирование местного кластера транснациональных производителей — в числе партнёров-соседей завода такие компании, как «Краун Корк Кубань», «Констанция», «АР картон», которые производят упаковку. Что касается сырья, то на сегодняшний момент доля закупок в России достигает 60% (около 75% молока, 90% зерна и весь сахар) и в дальнейшем будет увеличиваться.

«Открытие фабрики — это конец начала, — заявил на открытии предприятия генеральный директор “Нестле Россия” Стюарт Ирвин. — Мы будем продолжать инвестировать в существующие производства, станем развивать технологии, вкладываться в маркетинг, но строить в Краснодарском крае мы больше не собираемся, прошу считать этот проект завершённым. В любом случае “Нестле Кубань” — яркий пример нашей приверженности России, мы очень плотно работаем здесь». По словам г-на Ирвина, создание производства полного цикла в России — самое важное событие года для Nestlé.

— Решение о строительстве второй очереди тимашевской фабрики было принято в 2008 году, то есть в начале экономического кризиса. У вас не было опасений, что трудности перевесят выгоды?

— Этот инвестиционный проект — подтверждение обязательств о долгосрочных инвестициях, которые взяла на себя наша компания, это продолжение развития одной из лучших в мире кофейных фабрик в группе компаний Nestle. Мы всегда были убеждены, что такой проект необходим, и уже сегодня можно сказать, что всё вышло наилучшим образом. Сейчас мы строим новую кулинарную фабрику для производства продукции «Магги» во Владимирской области. В прошлом месяце анонсировали инвестпроект расширения нашего производства по выпуску кормов для домашних животных в Ворсино (Калужская область). Подводя итог, можно сказать, что мы верим в местных поставщиков и в местный рынок. Поэтому уверенно инвестировали в тимашескую фабрику.

— Что представляет собой полный цикл, как изменилась структура производства?

— От зелёного зерна до банки с растворимым кофе, которую видит потребитель, — это полный цикл. До сих пор мы получали уже готовый порошок от европейских фабрик и фасовали его. Теперь фасовка заменится полным циклом производства. Инвестиции в фабрику позволили производить совершенно новый продукт. Это тот же самый Nescafe Gold, но с новой упаковкой и новой технологией.

— Обычно говорят, что транснациональным компаниям, работающим в России, выгоднее просто фасовать кофе. Зачем вы организовали полный цикл?

— Наше желание инвестировать объясняется в первую очередь тем, что в ближайшее время мы видим перспективу развития России как одной из ведущих экономик мира. Кроме того, мы не можем оставить без внимания страны СНГ, которые также растут и которые мы рассматриваем как потребителей.

— На открытии производства вы неоднократно повторили, что запуск второй очереди фабрики — это «конец начала». Таким образом, потенциал Кубани для вас исчерпан?

— Мы видим большие перспективы для стратегического предприятия в Тимашевске. Мы, конечно же, постоянно смотрим и на другие возможности, но пока нет конкретных планов, которые можно было бы озвучить.

При этом вы активно развиваете партнёрские отношения с местными компаниями. Каковы планы компании относительно новых крупных контрактов с кубанскими поставщиками и производителями?

— Мы уже довольно долго развиваем поставщиков, которые обеспечивают нашу деятельность. Специально для нас были созданы предприятия-подрядчики, например, «Краун Корк», они делают баночки для кофе. Также мы развиваем завод «Вераль», который будет производить банку для Nescafe Gold. Как вам известно, с нами плотно сотрудничают производители упаковочных материалов «Констанция», «АР картон». К 2014 году мы планируем увеличить закупку упаковочных материалов на 80 процентов, и у нас есть планы по закупке в ближайшем будущем практически всех материалов, которые нам нужны для производственной деятельности. Скажем, весь сахар мы уже давно закупаем в России, но хотим постепенно перейти и на стопроцентные закупки молока. Мы сейчас плотно занимаемся этим вопросом, ведь здесь многое зависит от качества, и над этим нужно работать. Когда мы говорим о развитии поставщиков, это не пустые слова — у нас есть специальные команды, которые занимаются именно тем, что воспитывают и развивают будущих поставщиков. Наши специалисты работают с ними, потому что у компании Nestlé очень высокие стандарты, и если поставщики хотят с нами сотрудничать, то они должны соответствовать всем нашим требованиям, которые, кстати, серьёзнее, чем требования российского законодательства.

— Получается, площадка в Тимашевске развивается как новый индустриальный парк. Это для вас важно?

— У нас есть опыт строительства фабрик как внутри технопарка, так и на территории, где этих технопарков нет. Главное для генерального директора — это инвестиционный климат и поддержка администрации. Технопарк — это не критерий отбора площадки под новый проект. Когда команда оценивает плюсы и минусы каждой из площадок, то наличие технопарка не является главным критерием. То, что для нас важно, — это отношение с местными властями. Также важно наличие трудовых ресурсов. Именно эти факторы дают возможности роста.

— Вы рассказали, из чего для вас складывается привлекательность региона. А Краснодарский край для вас более важен с точки зрения сырья и логистики или же с точки зрения тех условий, которые для вас создали власти?

— Правильный и честный ответ — оба критерия важны. В любом большом бизнес-решении имеет особое значение комбинация факторов. Для нас очень важны качество рабочей силы, работа наших сотрудников в Краснодаре. В частности, возможность найма великолепных сотрудников с очень хорошим техническим образованием. Мы помогли Кубанскому государственному университету в создании системы образования в пищевой отрасли, в том числе в кофейной. Ещё раз подчёркиваю: мы удовлетворены результатами тех инвестиций, которые сделали здесь, и Тимашевск для нас — это стратегическая площадка для будущего развития.

— Какие задачи модернизации российской экономики вам видятся первоочередными — создание условий для инвестиций или нечто большее?

— Говоря о модернизации, мы в Nestle всё время принимаем во внимание стоимость ведения бизнеса в России в целом. По понятным причинам эта стоимость иногда бывает высокой: важную роль играют размер страны и соответствующие возможности логистики. С другой стороны, значительная часть стоимости ведения бизнеса связана с административными процедурами. В этой части мы с удовлетворением видим желание помочь со стороны государственных органов и их конкретные шаги в упрощении административных процедур и снятии административных барьеров; особенно это касается работы Таможенного союза. И модернизация, о которой вы говорите, очень важна, поскольку она позволит снять ненужные административные барьеры. Одно другому помогает.

— У Nestle очень большая доля на российском рынке кофе — около 40 процентов. Вы ставите задачу её увеличения?

— Мы всегда идём от потребителя. В действительности потребление кофе в России до сих пор существенно ниже, чем в западных странах. В значительной мере это обусловлено традицией потребления чая. Мы ясно видим возможности роста кофейного рынка в целом и со своей стороны стараемся делать всё, чтобы больше нравиться потребителям с точки зрения вкуса и качества продукта. Если отвечать коротко на ваш вопрос, то мы фокусируемся на развитии рынка и одновременно на увеличении нашей доли на нём.

— Какие перемены в компании ознаменовало ваше появление на должности генерального директора?

— Пока рано говорить о переменах, не так много времени прошло. С другой стороны, я стараюсь несколько перефокусировать компанию на создание большей потребительской ценности. Мы тестируем нашу продукцию не менее пяти тысяч раз в год с целью улучшения продукта и улучшения нашего понимания потребительского спроса. Наша продукция, по философии Nestle, всегда должна быть лучше конкурентных продуктов — и с точки зрения потребительских качеств, включая вкус, и с точки зрения питательной ценности.

Выручка «Нестле Кубань» в кризисный период увеличилась в полтора раза
«Нестле Кубань» вышло на уровень чистой прибыли порядка 10 млн долларов в год

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№46-47 (186) 21 ноября 2011
Корпоративное кредитование
Содержание:
Банки теперь знают, что сказать

Осеннее повышение ставок по кредитам для корпоративного сектора ни бизнес, ни банки пока не восприняли как первые симптомы новой волны кризиса — похоже, и те, и другие вынесли должные уроки из ситуации 2008–2009 годов, когда фактическая остановка кредитования была во многом обусловлена паническими настроениями на рынке. Тем не менее, это не отменяет высоких макроэкономических рисков и не исключает повторения негативного сценария

Реклама