Спасибо Путину за ТагАЗ

19 декабря 2011, 00:00
  Юг
Фото: Donland.ru
Весной владелец ТагАЗа Михаил Весной владелец ТагАЗа Михаил Парамонов (слева) говорил донскому губернатору Василию Голубеву (в центре), что в этом году планирует выпустить 60 тысяч машин. Премьеру Владимиру Путину он назвал совсем другую цифру

Таганрогскому автомобильному заводу благодаря посредничеству премьер-министра Владимира Путина, похоже, удалось урегулировать вопрос о многомиллиардной задолженности со своим самым сложным кредитором — банком ВТБ. «Вы брали кредиты под достаточно большие проценты, и на сегодня это избыточные проценты. Банк ВТБ идёт навстречу предприятию — снижает почти в два раза процентную ставку по кредитам и готов к реструктуризации», — заявил Владимир Путин на совещании, посвящённом проблемам ТагАЗа. Правда, за день до сдачи номера так и не стало известно, состоялось ли подписание соглашения между ТагАЗом и ВТБ — в банке на этот вопрос отвечать отказались.

Таганрогский автозавод, выпускающий широкую линейку легковых машин, в том числе одну из самых популярных в России марок Hyundai Accent, оказался в непростой ситуации ещё три года назад, в самом начале активной фазы финансового кризиса. К нынешней весне предприятию, принадлежащему финансово-промышленной группе «Дон­инвест» предпринимателя Михаила Парамонова, близкого к бывшему губернатору Ростовской области Владимиру Чубу, удалось реструктурировать практически все долги, за исключением задолженности перед ВТБ в размере порядка 5,4 млрд долларов.

Для погашения долгов перед несколькими банками ФПГ «Донинвест», некогда самой могущественной бизнес-группе Ростовской области, пришлось расстаться с рядом своих знаковых активов. Например, принадлежавшая группе гостиница «Ростов» — выдающийся памятник советской архитектуры в центре донской столицы — ушла за долги Сбербанку и теперь выставлена на продажу. Весной ТагАЗу удалось договориться с двумя из трёх основных кредиторов — Сбербанком и BSGV, но третий — ВТБ — был непреклонен. Летом ВТБ вышел на тропу войны с Парамоновым, арестовав его имущество во Франции стоимостью 23 млн долларов, в том числе виллу в районе Версаля. Это стало возможным благодаря тому, что в 2008 году Михаил Парамонов поручился по кредитам ТагАЗа.

Однако у ТагАЗа был и остаётся сильный козырь — социальная значимость предприятия, где работает 4,5 тысячи человек (население Таганрога — 258 тысяч). «Платить по кредитам — денег нет, банкротить нельзя — социальный взрыв, найти инвестора — нереально, продать залог — невозможно», — так описывал положение ТагАЗа вице-президент Клуба финансистов Ростова-на-Дону Михаил Акопьян. Именно поэтому предприятие изначально могло рассчитывать только на господдержку. И предсказуемо её получило.

В обмен на решение проблем с ВТБ Владимир Путин поставил перед заводом задачу нарастить степень локализации производства и стремиться к выпуску 300 тысяч автомобилей в год. Задача поставлена чересчур амбициозно: на данный момент, как сообщил главе правительства Михаил Парамонов, завод выпускает только 32 тысячи машин, хотя в начале года он говорил о планах собрать 60 тысяч.

Правда, ещё в марте завод посетил донской губернатор Василий Голубев, который пообещал, что поддержит ТагАЗ на переговорах с федеральным правительством о получении заводом статуса промсборки. Этот статус присваивается предприятиям, которые берут на себя инвестиционные обязательства в размере около 500 млн долларов и намерены в течение нескольких лет довести объём производства до 300 тысяч автомобилей. Такую цифру и озвучил Владимир Путин, хотя на данный момент максимальное количество машин, которое может выпускать ТагАЗ, — 180 тысяч в год. Даже в самый успешный для предприятия 2008 год до этой планки было далеко — тогда завод собрал немногим более 106 тысяч авто.

К тому же Hyundai — основной партнёр ТагАЗа — решил не складывать все яйца в одну корзину и запустил новое сборочное производство в Петербурге, рассчитанное на 150 тысяч машин в год. Каким образом таганрогский завод будет в этих условиях решать поставленные перед ним задач, пока неясно. Но повторения пикалёвской истории в Ростовской области точно удалось избежать.

После договорённости о реструктуризации последнего долга ТагАЗа у предприятия снова наметились перспективы. По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, самым логичным способом разрешения нынешней ситуации для ТагАЗа является ещё один кредит: завод сможет опять занять денег на своё дальнейшее развитие и будет постепенно выходить из нынешнего непростого положения. О том, что ТагАЗу необходимо сфокусироваться именно на развитии, несмотря на свои финансовые трудности, говорит и эксперт ФГ «БКС» Арарат Мкртчян: «Перспективы завода в огромной степени зависят от того, сможет ли менеджмент предприятия разработать новую продуктовую и производственную долгосрочную стратегию. Если тянуть с производственной модернизацией, перспективы будут всё хуже». По мнению г-на Мкртчяна, этот актив в его нынешнем состоянии, с одной стороны, непривлекателен для крупных российских автопроизводителей, а с другой стороны, идея продажи ТагАЗа зарубежным компаниям вряд ли найдёт одобрение в правительстве.