Рынку IT поможет сила мысли

Людмила Шаповалова
6 февраля 2012, 00:00
  Юг

Игроки рынка системной интеграции с оптимизмом встречают наступивший год. Основной источник своего роста они видят прежде всего в облачных технологиях, а главное — в том, что заказчики понимают роль IT-инфраструктуры в усилении конкурентоспособности их бизнеса

Аналитики твёрдо констатируют восстановление роста российского IT-рынка. Польское агентство PMR по итогам 2011 года фиксирует 22-процентный рост рынка, что составляет 632 млрд рублей. УК «Финам Менеджмент», оценивая рынок системной интеграции (в него не входит, в частности, объём продаж компьютерной техники для частных пользователей и ряд других услуг), сообщает о росте на 15-20% и в абсолютных показателях оценивает ёмкость этого рынка в 1-1,5 млрд долларов. Аналитики считают, что в 2012 году основными драйверами роста станут госзаказчики, которые активно запрашивают решения по информатизации услуг, и постепенно восстанавливающийся корпоративный сектор. Региональные игроки — как местные, так и отделения федеральных компаний — склонны согласиться с аналитиками: каждый из них отмечает прибыльность инвестиций в IT в своей профессиональной нише.

Однако источники роста на локальном уровне не полностью отражают картину по стране. Например, по данным аналитического агентства IDC, на первое место по потреблению IT-услуг в 2010 году (данных по итогам 2011 года ещё нет, однако аналитики прогнозировали сохранение выявленных трендов) вышел финансовый сектор, доля которого составила 19,8% от общих затрат на IT-услуги. На Юге эта отрасль не входит в число стратегических заказчиков местных интеграторов. Евгений Лебедев, директор ООО «Центр информационных технологий “ЛЕММА”», поясняет незначительность доли финансовых организаций в клиентском портфеле тем, что такие структуры решают потребности в автоматизации централизованно, через головной офис, который имеет обыкновение привлекать компании федерального уровня.

Директор представительства компании «Микротест» в Краснодаре Денис Леонов напоминает ещё об одной особенности таких клиентов: многие уже давно воспитали достаточно крупные и компетентные собственные IT-департаменты — они самостоятельно развивают и поддерживают потребности основного бизнеса. «При этом уровень подготовки кадров и возможность взвешенной оценки внедрения наиболее сложных проектов иногда оставляют желать лучшего», — сетует г-н Леонов. Зачастую единственный повод сформировать интересный для IT-бизнеса проект появляется только в случае резких изменений (например, при смене собственника), что происходит не так уж часто даже на неспокойном Юге. Но локальным интеграторам и без финансистов есть где искать средства для дальнейшего выращивания рынка.

Переход на сервисные рельсы

В силу структурной специфики местного бизнеса, в котором преобладают предприятия МСБ, региональные интеграторы, ориентированные на таких заказчиков, свои компетенции расширяли довольно медленно. Самой стабильной частью их дохода была поставка оборудования и ПО — иначе говоря, интеграторы выполняли роль компьютерных магазинов, только с хорошо обученным персоналом. Теперь, к радости интеграторов, их всё чаще стали использовать по прямому назначению — заказывать у них услуги. По мнению директора «Леммы», к этому южные предприятия привёл неумолимый рост конкуренции на всех рынках. «Чтобы выживать и развиваться, необходимо научиться считать деньги, — поясняет Евгений Лебедев, — что в принципе невозможно без информационных технологий. Основным трендом в следующем году станут системы автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM), запросы на которые в 2011 году возросли в несколько раз, и рост продолжится. CRM позволяют упорядочить отношения с заказчиками и уменьшить количество сбоев в работе».

С г-ном Лебедевым согласны и в офисе краснодарского интегратора «Портал-Юг», где в осмысленном внедрении инструментов для конкурентной борьбы тоже видят пользу для развития IT-рынка. Локомотивом IT-интеграции в 2012 году становятся решения, которые позволяют бизнесу либо получить конкурентное преимущество на рынке, либо существенно сократить затраты на IT. «В первом случае, — поясняет руководитель отдела системной интеграции Андрей Анисимов, — речь идёт прежде всего о современных системах электронного документооборота, с помощью которых можно повысить эффективность и прозрачность выполнения ключевых бизнес-процессов, обеспечить постоянный контроль показателей деятельности и достоверность управленческой информации, увеличить капитализацию и инвестиционную привлекательность любой компании». Во втором случае — предоставление возможности использования ПО и услуг по модели SaaS (soft as a service — софт как услуга). И это, кстати, общая тенденция для отрасли информатизации: аналитики «Финам Менеджмент» отмечают, что федеральный рынок IT всё больше смещает вектор развития в сферу оказания услуг. «Сектор SaaS развивается очень высокими темпами и, безусловно, имеет очень мощный потенциал роста, а сама концепция “софт как услуга” в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет превалировать на рынке», — прогнозирует аналитик «Финама».

Сложные услуги перестают быть товаром для крупных предприятий — во-первых, их всё проще себе позволить, во-вторых, они дают показательную экономию операционных расходов предприятия. Компания «Портал-Юг» приводит следующую статистику, которая, безусловно, выглядит подкупающе для традиционно экономных малых предприятий Юга. Внедрение объединённых коммуникаций (концепция, объединяющая в комплекс телефонию, электронную почту, видеоконференции, системы учёта и документооборота и т.д.) позволяет до 50% сократить расходы на телефонные звонки, до 80% — на аудио‑ и видеоконференции, а экономия расходов при виртуализации сервера составляет от 28 до 53%. Эти решения доступны для малых предприятий и при этом не так уж просты для того, чтобы их внедрил приходящий сисадмин.

Так что интеграторы уверенно рассчитывают на всеобщую виртуализацию. Максим Бычковский, заместитель генерального директора по развитию продуктового портфеля «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России, рассчитывает, что наиболее востребованными услугами на относительно молодом рынке ЮФО будут IT-аутсорсинг и различные модели сервисов на базе технологий облачных вычислений. «Нет смысла тратить значительные бюджеты на создание IT-фундамента для запуска различных бизнес-приложений, если это же ПО можно получить в качестве услуги, причем в рамках жёсткого SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне услуг. — “Эксперт ЮГ), минимизирующего возможные технологические риски и проблемы, связанные с человеческим фактором», — поясняет г-н Бычковский. Такие ставки на SaaS не случайны: эта схема предоставления IT-услуг легко масштабируется под бизнес любого размера и подходит как для малых предприятий, так и для амбициозных региональных компаний, которые выходят на федеральный уровень.

А Владимир Куканов, директор донского филиала компании «АйТи», напоминает ещё об одном тренде регионального IT-рынка. Сегодня для всех топ-менеджеров становится стандартом управление бизнесом с мобильных устройств — смартфонов и планшетных компьютеров, через которые они получают доступ ко всем корпоративным ресурсам и сервисам: документообороту, бизнес-процессам, финансовой аналитике и т.д. Г-н Куканов заверяет, что спрос на решения этого класса активно растёт. Вряд ли он займёт значительное место в структуре доходов интеграторов, но его наличие подтверждает, что региональные интеграторы перестают быть просто продавцами компьютеров.

Порядок — залог роста

Постоянный рост стал возможен в том числе и потому, что сам рынок интеграторов постепенно стабилизируется. Стабильность для этой отрасли означает, что интеграторы берут на себя выполнение адекватных собственному размеру проектов. Перестав растрачивать усилия на ловлю федеральной рыбы, региональные IT-специалисты научились адекватно отвечать потребностям местного бизнеса, не ставя своё развитие в зависимость от ресурсоёмких и долгосрочных проектов. В то же время крупные интеграторы не отвоёвывают у аборигенов нерентабельные для себя проекты просто ради наращивания портфеля. Владимир Куканов поясняет, что небольшие интеграторы, может, и взялись бы за крупные проекты, но риски очень велики. «Обычно за такими случаями всегда стояли некие личные расчёты, — говорит г-н Куканов. — И часто эти расчёты оказывались неверными. В свою очередь, крупные интеграторы берутся за небольшие проекты, только если они выполняются для крупного заказчика. В таком случае у компании просто нет выбора, ведь сложно сказать постоянному клиенту “мне это неинтересно”».

Для локальных интеграторов сегодня можно выявить два сценария роста: региональная экспансия и наращивание портфеля клиентов в регионе присутствия. Первый характерен для компаний с нишевой специализацией в оказании услуг. По такому пути идёт компания «Портал-Юг», где утверждают, что краснодарские и всероссийские компании уже научились не сталкиваться друг с другом в проектах. «Одни компании активно занялись работами по субподряду (в свете предстоящей Олимпиады многие федеральные интеграторы передают часть работ региональным компаниям), другие ушли на более простые проекты, третьи начали специализироваться. Например, наша компания традиционно делает упор на программных разработках в области автоматизации предприятий на платформе 1С и внедрения систем электронного документооборота», — комментирует Андрей Анисимов.

Второй сценарий реализует «Лемма», специализируясь на определённом сегменте бизнеса, а именно малом и среднем. Если интегратор хорошо представляет себе потребности таких компаний, то он будет более чем конкурентен рядом с федеральными игроками, поскольку цены на его услуги окажутся ниже. Директор «Леммы» поясняет выгоду такого сотрудничества: «От сектора МСБ идут заказы на небольшие проекты, которые проще реализовывать — прежде всего за счёт сведения к нулю волокиты с утверждением проекта на различных стадиях внедрения. Решения принимаются путём прямого контакта с топ-менеджерами».

Такой сценарий тоже не исключает выхода местных интеграторов, определившихся со своими компетенциями, на территорию соседних регионов. Тем более что, к примеру, краснодарские IT-специалисты отмечают конец экспансии федеральных интеграторов в город, где ещё 5–6 лет назад ежегодно открывалось 3–4 филиала «федералов», а в 2011 году появился только один новый игрок — своё торговое представительство открыла компания PC-WARE. Таким образом, есть вероятность, что южные игроки будут учиться продавать свои услуги на новом месте.