Мнения экспертов

20 февраля 2012, 00:00
  Юг

Дмитрий Баранов ug_197_034-1.jpg
Дмитрий Баранов

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— У регионов появляется шанс доказать федеральному центру, что они исправились и теперь будут расходовать средства дорожных фондов только на строительство и ремонт дорог. А вот насколько положение дел действительно изменилось, эффективно ли будут расходоваться средства, станет ясно после того как фонды будут созданы и отработают минимум год. Возможность эффективно расходовать средства дорожных фондов и использовать их по назначению есть, надо лишь организовать нормальный контроль. Уверен, главные сложности работы заключаются в создании системы контроля расходования средств и персональной ответственности чиновников. Всё дело в том, что решить организационные вопросы, вроде поиска помещений и регистрации фондов, можно достаточно легко, а вот найти грамотных, честных исполнителей и руководителей, создать стройную систему оценки деятельности фонда, свести к минимуму потенциальную коррупционную ёмкость дорожного строительства будет очень и очень непросто. Здесь потребуются совместные усилия федеральных и региональных властей, правоохранительных органов и самих граждан. Кстати говоря, возможно, именно общественный контроль, например, различные движения автомобилистов, мог бы помочь уменьшить коррупцию и повысить качество строительства дорог.

Александр Терпугов, директор ОАО «ДСУ № 7»:

— О проблемах дорожно-строительной отрасли можно говорить много, но, действительно, пока не появятся соответствующие текущей ситуации законы и нормативы, мы не сдвинемся с мёртвой точки! Участие в тендерах сегодня — головная боль каждой добросовестной компании. Скажу больше — любая инициатива властей в нынешних условиях просто задохнётся, качество дорог будет ухудшаться и дальше. Как вы думаете, можно ли говорить о полноценном ремонте или строительстве полотна, если существует возможность выиграть аукцион не для того, чтобы добросовестно выполнить работу, а для дальнейшей передачи никому не известному субподрядчику? Или другой аспект: можно ли назвать равноправным участие в одних и тех же аукционах малых предприятий, которые работают без НДС, и крупных дорожно-строительных организаций? В условиях постоянного роста цен на энергоносители любое значимое снижение цен на аукционах (проще говоря, демпинг) неизбежно приведёт к ухудшению качества дорог.

Александр Ланцов ug_197_034-2.jpg
Александр Ланцов

Александр Ланцов, директор BDO в России:

— Основные вопросы, связанные с возрождением дорожных фондов, касаются достаточности средств и контроля их использования. Сам по себе механизм администрирования средств, собираемых и направляемых на ремонт существующих дорог и строительство новых, не так принципиален. Главное — какова его эффективность. Идея вновь создаваемых дорожных фондов предполагает более жёсткий подход к контролю целевого использования средств. Ранее региональные власти имели возможность направлять часть средств, предполагаемых к использованию в дорожном строительстве и ремонте, на финансирование других расходов. Сейчас, с выходом закона, возрождающего дорожные фонды, такая практика должна если не прекратиться, то существенно сузиться. С другой стороны, не менее важным остаётся вопрос достаточности средств дорожных фондов для обеспечения всех потребностей в строительстве и ремонте дорог. Напомню, что в прошлом финансирование этого направления составляло лишь около 40 процентов от нормативов. А новых источников доходов для финансирования дорожного строительства и содержания с созданием дорожных фондов существенно не прибавится.

Александр Полиди ug_197_034-3.jpg
Александр Полиди

Александр Полиди, директор департамента управленческого консалтинга АКГ «Ваш советникъ»:

— Инициатива краснодарских властей — скорее вынужденная непопулярная мера, чем просто стремление решить проблемы развития инфраструктуры за счёт автомобилистов. Совершенно очевидно, что темпы развития нашей дорожной инфраструктуры многократно отстают от темпов автомобилизации страны. Это особенно актуально для края, поскольку автодорогами Кубани пользуются множество автомобилистов из других регионов — это курортный регион, здесь и портовая инфраструктура, и логистический центр макрорегионального масштаба. Данная мера является относительно популярной в Европе, где в регионах с повышенным инорегиональным и тем более международным трафиком вводятся подобные квазиналоги. Мера носит предупредительный характер, поскольку с реализацией в крае мегапроектов — Олимпиады и Чемпионата мира по футболу — нагрузка на дорожную сеть только возрастёт.Очевидно, что эта мера не может быть с восторгом принята в обществе, но не менее очевидно, что имеющиеся бюджетные возможности и предназначенные для развития автодорог специальные налоги не способны кардинально переломить ситуацию. Поэтому в целом я за, ведь справедлив же (разумеется, относительно) тот же курортный сбор, а это почти его аналог. Коррупционные риски тут не больше и не меньше, чем при реализации любых госпроектов. Весь вопрос в том, как будет подготовлена нормативно-законодательная база и каковы будут контрольные каналы, тут ничего нового придумать нельзя. На мой взгляд, страшнее сама ура-боязнь коррупции, которая тормозит реализацию крупных госпроектов.

Евгений Панасенко ug_197_034-4.jpg
Евгений Панасенко

Евгений Панасенко, представитель GVA Sawyer в Краснодарском крае:

— Сама идея действительно не нова. Надеюсь, один раз наступив на грабли, власти изменят подход к дорожным фондам. Необходимо соблюсти ряд моментов. Во-первых, сделать фонд открытым, с ежемесячной или ежеквартальной отчётностью по расходуемым средствам. Во-вторых, назначить в администрации человека, который будет отвечать перед правительством за расходование средств. И, наконец, разделить ответственность между заказчиком и строительной компанией в части гарантирования качества дорожного покрытия и сроков его эксплуатации. Тогда гораздо меньше выделенных денег будет проходить мимо, подрядчику придётся выполнять ремонт уже за свой счёт. Кроме того, считаю целесообразным, чтобы дорожный фонд края контролировался со стороны независимых экспертов (автомобильных сообществ, представителей различных партий и т. п.). Важно, чтобы можно было отследить движение средств и в случае необоснованных трат сообщить об этом, например, в СМИ.

Я искренне надеюсь, что теперь отмывать деньги в больших объёмах будет неинтересно, и наши дороги, которые и так лучшие в стране, станут соответствовать европейскому уровню.