Опасная привычка расти

Тема недели
Москва, 05.03.2012
«Эксперт Юг» №9-10 (199)

У компаний-«газелей», умеющих лучше других динамично расти, есть талант точно найти или даже сформировать рыночную нишу — возможность зафиксировать эту их особенность уже неоднократно предоставлялась нашим читателям. А вот на другую черту внимание обращалось реже. Чтобы поддерживать развитие на протяжении долгого периода, «газелям» с определённого момента приходится развивать совершенно новые направления. Есть много примеров, когда «газели» начинали как узкоспециализированные компании, но на этапе бурного роста переросли в структуры с целым рядом направлений деятельности.

Так, ЗАО «Тандер» сначала обеспечивало рост за счёт расширения сети дискаунтеров, но в какой-то момент стало вкладываться в новый формат гипермаркетов, затем инвестировать в теплицы, продукция которых будет продаваться в «Магните», а с этого года компания принялась и за непродовольственную розницу — сеть в формате дрогери «Магнит Косметик». Ставропольский «ЭСКОМ», казалось бы, имеет ещё бо́льшие перспективы на рынке инфузионных растворов, где отечественный производитель занимает пока около 60% рынка, однако компания уже инвестирует в следующий этап — в производство антибиотиков нового поколения. То же самое делает «Монокристалл» — имея большой потенциал на мировом рынке искусственных сапфиров, предприятие инвестирует в завод по производству паст для солнечных батарей (см. "«Монокристалл» сделал глобальный шаг").

Во всех трёх примерах есть ещё одна общая черта — новые ниши «газелей» являются новыми и для рынка. В формате «дрогери» игроки существуют, но его ещё только предстоит сделать народным. Отечественные антибиотики имеют конкурентов лишь в лице иностранцев. А мощность завода по производству солнечных паст эквивалентна половине мировых потребностей в его продукте. То есть «газели» считают, что они способны вывести на новый уровень сами ниши. Такая уверенность, видимо, обеспечена серьёзными ресурсами, накопленными в смежных отраслях, — у конкурентов этих ресурсов нет, поэтому им, по замыслу, должна достаться роль статистов, которые будут наблюдать, как опытный игрок забирает весь банк. Так было с рынком планшетов, когда на нём появился Apple. Но далее идёт следующий этап — на успехе лидера, благодаря технологиям бенчмаркетинга, смогли заработать многие. С этой точки зрения роль лидера, формирующего нишу или выводящего её на совершенно новый уровень, переоценить трудно.

В разные периоды развития стратегию освоения новых ниш реализовывали и реализуют многие компании из списка крупнейших предприятий Юга. Это региональные предприятия, уже вышедшие на федеральный и даже международный уровень, — например, Группа НМТП, «Юг Руси», ОАО «АПФ “Фанагория”», ОАО «Сады Придонья», ООО «ПКФ “Атлантис-Пак”» и другие. По темпам прироста выручки это самая динамичная категория южных компаний.

Однако быстрый рост, как минимум, не всегда приводит к сокращению издержек. В каждом учебнике по экономической теории даётся рекомендация: пока наблюдается положительный эффект от масштаба, предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет. То есть целесообразно масштабировать деятельность, пока размер ниши даёт возможность это делать. Однако вот это желание продолжать динамичный рост, осваивая всё новые ниши, довольно опасно. В частности, опасность состоит прежде всего в том, что издержки будут расти быстрее бизнеса. Это — традиционное явление при динамичном росте компании, когда начинается развитие нескольких направлений деятельности, то есть при выходе «газели» за рамки первоначально выбранной ниши. Любой топ-менеджер компании, которая растёт давно и хочет расти дальше, в какой-то момент сталкивается с необходимостью экономить издержки не в ущерб развитию. Как правило, приходя к выводу, что ветки на дереве компании должны расти по очереди.                                        

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №9-10 (199) 5 марта 2012
    Южные "газели"
    Содержание:
    Газели освоили конвейер

    В посткризисный период промышленные предприятия значительно увеличили свою долю в общей выручке самых динамичных компаний юга России. Больше всего сегодня «газелей» — в химии и АПК. По нашему мнению, мы имеем дело с долгосрочным трендом, связанным с укреплением реального сектора в экономике Юга

    Реклама