Учитесь договариваться в ручном режиме

Тема недели
Москва, 19.03.2012
«Эксперт Юг» №11-12 (201)

Тема развития городов требует стратегического подхода — иначе городская жизнь неминуемо будет идти как в известном анекдоте про чиновников, у которых четыре проблемы — весна, лето, осень и зима. Пока для значительного числа российских муниципалитетов переход от политики затыкания дыр к долгосрочному целеполаганию представляется поистине квантовым скачком, однако задача стратегий территориального развития как раз в том и состоит, чтобы соединить рутинную работу с неким желаемым образом будущего. Грамотно написанные стратегии обычно представляют собой трёхуровневую пирамиду, в верхней, ценностной, части которой находятся ключевые цели и приоритеты, в средней — методологической — изложены механизмы и способы их достижения, а в нижней прописана система конкретных мер на «земле». При таком подходе появляется шанс избежать знакомой российской ситуации, когда стратегия существует на бумаге, а жизнь движется своим чередом.

Если идти от общего к частному, то главная задача развития российских городов сегодня понятна всем — это повышение качества жизни. Имеются в виду создание современной городской среды, модернизация коммунальных активов и сервисов, строительство доступного жилья, равный доступ к социальной инфраструктуре и т. д. — в принципе, здесь у большинства городов схожие проблемы, которые может зафиксировать каждый. При переходе на средний, методологический уровень стратегии уже не обойтись без экспертизы специалистов по городскому развитию, которые в России, к счастью, сохранились. Например, профессор Вячеслав Глазычев, один из ведущих российских урбанистов, формулирует общие принципы программ территориального развития следующим образом: частно-государственное партнёрство, субсидиарность (рациональное распределение функций между разными этажами власти) и диалог с общественными силами по всем ключевым вопросам развития. Что происходит с городами, когда ни один из этих трёх принципов не реализуется в полной мере, показал недавний конфликт на Кавминводах, где годами накапливались проблемы, связанные с запутанным взаимодействием между несколькими субъектами власти, непрозрачностью отношений с инвесторами и выключенностью местного сообщества из процесса принятия политических решений. В результате, когда жители города Лермонтова почувствовали, что за них в очередной раз всё решили, они просто вышли на улицу.

У политолога Глеба Павловского в одной из статей есть хорошая мысль: Россия — это страна, где обо всём можно договориться. Это неоднозначное определение. С одной стороны, наше умение «решать вопросы» порождает пресловутую проблему коррупции, которая стала главной темой выступлений оппозиции в недавнем электоральном цикле. Но это же умение договариваться означает и то, что при необходимости многие вопросы у нас можно решить влёт — и на Юге уже есть муниципалитеты, где так и происходит, например, Невинномысск, где инвесторов разве что не носят на руках. Правда, таких положительных договорных практик пока немного.

И здесь мы переходим к третьему, низовому уровню, который в действительности едва ли не самый главный, потому что «на земле» стратегия станет реально работать лишь в том случае, если её ценности будут восприняты жителями. Вообще, главная дилемма российских стратегий развития территории — их конечный адресат. Написать стратегию для одного лишь инвестора проще, чем принимая в расчёт местное сообщество. Но хороший результат это даст, скорее всего, только на короткой дистанции — в долгосрочной перспективе приоритет интересов инвестора наверняка породит конфликтные ситуации. Поэтому местное сообщество должно восприниматься муниципальной властью как естественный союзник — об этом интервью мэра города Шахты Дениса Станиславова, который уже почти год занимается исправлением ошибок своего предшественника. Управление городом вообще можно сравнить с электричеством: чтобы в розетке был ток, нужно постоянно поддерживать напряжение в сети. Сегодня генераторы городского напряжения работают в ручном режиме, но это — естественный этап развития, который ещё предстоит пройти многим городам.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№11-12 (201) 19 марта 2012
Развитие городов Юга
Содержание:
Когда волнуются Кавказские Минводы

Предвыборный скандал в городе Лермонтове Ставропольского края, получивший широкое освещение в федеральных СМИ и блогах, перевёл проблему формирования Кавминводской агломерации из области экспертных дискуссий в публичное пространство. Это позволяет рассчитывать, что вопросы оптимизации управления крупнейшим курортным регионом юга России будут решаться не только административными методами

Реклама