Юг вступает в эпоху розницы

Самый большой прирост банковскому сектору в перспективе 5–10 лет будет давать розничное кредитование. Низкий уровень проникновения крупных банковских организаций пока позволяет региональным банкам ежегодно наращивать активы в несколько раз

Рисунок: Дмитрий Горунов

В ближайшие годы — и даже десятилетия — розничное кредитование станет основным драйвером роста банковской системы. О том, что население готово потребить гораздо больше кредитов, чем ему сейчас предлагают банки, говорят как макроэкономические показатели, так и локальная статистика. К активизации кредитования физических лиц привело восстановление потребительского спроса: с января по декабрь прошлого года прирост потребительского кредитного портфеля в макрорегионе составил 30,6%, в то время как в 2010 году этот показатель был равен всего 11,9%. Правда, из-за сократившегося объёма ликвидности с августа было отмечено удорожание фондирования банков, давшее знать о себе ростом ставок на рынке межбанковского кредитования, а затем ставок по кредитам и депозитам. Пока же, по данным ЦБ РФ, средняя ставка по кредитам физическим лицам составляет 8,3% — однако в этой температуре учитываются ставки и ипотечного кредитования, колеблющиеся в районе 10%, и потребительского, достигающие 20% и выше. Показатели крупнейшего на Юге игрока, Юго-Западного банка Сбербанка РФ, говорят о том, что в целом спрос стабильно растёт. На 1 января 2010 года объём портфеля розничных кредитов банка составлял 64,2 млрд рублей, на 1 января 2011 года — 68,4 млрд рублей (прирост 6,5%). По итогам 2011 года Юго-Западный банк увеличил объём портфеля в полтора раза, до 96,9 млрд рублей.

Поскольку Сбербанк обслуживает примерно половину рынка макрорегиона, эти цифры говорят о том, что портфели розничных кредитов банков не будут активно расти только в том случае, если банки сами того не захотят. По итогам 2011 года объём розничных кредитов в России составляет около 10% ВВП (порядка 5 трлн рублей в натуральном исчислении), в то время как в странах Восточной Европы, с которыми принято сравнивать отечественную банковскую систему, он доходит до 30%; в развитых же странах этот показатель превышает 50% ВВП. О «недокредитованности» населения макрорегиона говорят показатели роста местных банков: некоторые из них (см. рейтинг) растут в несколько раз, не ощущая в регионе своего присутствия духа федеральных конкурентов. Последние тоже начинают понимать, что дальше придётся расти, выходя за пределы миллионников, — и задумываются о расширении. Ниша розничного кредитования ещё настолько велика, что в неё не перестают приходить и новые игроки — как из числа крупных корпоративных банков, так и гринфилд-проекты.

Гиперрост потребкредитования

Самым мощным локомотивом развития банковской системы в средне‑ и долгосрочной перспективе станет потребительское кредитование. Согласно данным недавнего исследования «Эксперт РА», потребкредитование остаётся одним из самых привлекательных сегментов для банков, несмотря на снижение ставок и отказ от комиссий: за I полугодие 2011 года объёмы выдачи кредитов наличными и POS-кредитов (point of sail — точка продаж) увеличились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Места хватит всем: отлаженные технологии позволяют частным игрокам на равных конкурировать с госбанками. Этому развитию способствует и макроэкономическая ситуация: Денис Порывай, аналитик по долговому рынку ЗАО «Райффайзенбанк», отмечает, что, учитывая возникший дефицит «длинной» рублёвой ликвидности в банковской системе, а также довольно узкий публичный рынок для секьюритизации розничных кредитов, банки, скорее всего, предпочтут сконцентрироваться на развитии потребительских кредитов, которые не требуют привлечения «длинных» обязательств и приносят высокую маржу. «При этом наиболее динамичный рост может продемонстрировать cash-кредитование, которое ещё не достигло насыщения», — уверен г-н Порывай. О привлекательности этого сегмента говорят активизация работы с населением крупных госбанков, развитие рядом региональных банков сети представительств, появление на рынке Юга новых игроков — как крупных корпоративных банков, так и новых банковских проектов.

Локальные банки только в последние два года стали системно работать с населением, увидев в потребительском кредитовании хороший ресурс для получения «коротких» денег. Даже не обладая конкурентными ставками в сравнении с госбанками и широкой сетью представительств «классиков» потребкредитования, региональные игроки научились эффективно преподносить свои преимущества. Они ближе к местному населению и могут более детально оценить заёмщика, что позволит, во-первых, предложить более выгодную ставку, во-вторых, охватить те категории клиентов, которых скорринговые системы крупных банков автоматически отсекают, — иногда по незначительным причинам. Так, успешно и безостановочно развивает на Дону сеть отделений ростовский Капитал Банк, приобретённый группой литовских акционеров в 2011 году, открывая офисы в спальных районах Ростова и во второстепенных городах области. Краснодарский КубаньБанк, тоже долгое время бывший крохотным локальным банком, с обретением новых акционеров сменил фирменный стиль и уже открыл два отделения в Ростове-на-Дону. В 2011 году на рынок розничного кредитования вышел крупный банк «Кубань Кредит», активно наращивает кредитование физических лиц банк «Первомайский» из Краснодара. Но наиболее выдающиеся показатели у региональных банков Северного Кавказа: федеральные игроки только сейчас начали открывать для себя этот регион, причём делают это осторожно, а спрос на кредиты там сформировался большой — чем и пользуются местные игроки.

В ближайшем будущем им всё же придётся потревожиться, поскольку их федеральным конкурентам становится всё теснее в городах, так как они не видят предела роста своего продукта — зато ощущают тесноту в миллионниках. Дмитрий Сапронов, руководитель дирекции продуктов ОТП Банка, ожидает, что экспресс-кредитование и кредиты наличными станут самыми популярными продуктами в начале 2012 года: «С одной стороны, они удовлетворяют требованиям банков в сложившейся рыночной ситуации, и банки активно вводят и продвигают новые программы. С другой, данные продукты покрывают максимум потребностей клиентов в заёмных средствах». Однако для того, чтобы добраться до потребителей в небольших населённых пунктах, традиционным игрокам розничного кредитования придётся сильно потратиться на расширение представительств. В крупных населённых пунктах ключевыми точками продаж кредитных продуктов «Русского стандарта», банка Home Credit, ОТП Банка и ряда других стали торговые центры и гипермаркеты, но в малых городах развивать POS-кредитование негде. По пути расширения сети идёт дальневосточный банк «Восточный Экспресс», большие инвестиции на Юге в этом году планирует банк Home Credit. Дмитрий Маслов, руководитель дирекции «Юг» банка Home Credit, говорит о том, что стратегия развития предусматривает присутствие кредитной организации в городах с населением от 50 тысяч человек. «Малые города сейчас пустые — где-нибудь в Гуково вы можете увидеть только Сбербанк, Россельхозбанк и отделение Почты России, — поясняет г-н Маслов. — Мы хотим, чтобы в каждом таком городе появился наш офис, где клиентам предоставят сервис, которого в этом городе нет. Банк переходит на модель easy-simple-fast (легко-просто-быстро. — «Эксперт ЮГ»), это такая концепция финансового фаст-фуда. И основную ставку делаем на предельное увеличение каналов продаж». Сегодня сеть банка в ЮФО и СКФО насчитывает 80 банковских отделений — на 54 больше, чем год назад.

Параллельно с этим организации, уже обладающие развитой инфраструктурой, открывают для себя банковский бизнес — и тоже пожинают плоды потребительского спроса в регионе. С 2010 года активно привлекает клиентов Связной Банк, который задался амбициозной целью войти в ТОП-40 частных российских банков и стать одним из лидеров розничного кредитования. За полтора года работы в регионах компания уже вошла в ТОП-50 по основным показателям розничного бизнеса, а по карточному кредитному портфелю на конец 2011 года оказалась в десятке лидеров. Евгений Давыдович, заместитель председателя правления Связного Банка, планирует, что розница будет занимать порядка 70% общего портфеля: «Основным каналом дистрибуции наших розничных продуктов являются центры мобильной связи “Связной”. Использование их инфраструктуры позволяет значительно экономить на развитии собственной сети. Ярким доказательством эффективности этой схемы является то, что многие банки стремятся повторить её в своей стратегии». Помимо этого, в ближайшей перспективе на базе отделений Почты России заработает Почта Банк.

Если бы ипотека могла

Наименьших темпов роста стоит ожидать в ипотечном кредитовании. «С уверенностью можно сказать, что сильных послаблений на рынке ипотечного кредитования не будет, — говорит Марина Абашина, управляющая филиалом Абсолют Банка в Ростове-на-Дону. — Не стоит ждать и снижения первоначального взноса, — напротив, банки будут ужесточать требования к заёмщикам». Стоит заметить, что в декабре Госдума приняла поправку к закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)», согласно которой, если стоимость заложенной недвижимости из-за падения цен на рынке не покрывает всех обязательств должника перед банком-кредитором, то «задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается». Поэтому, чтобы избежать такой ситуации, банки могут увеличить первоначальные взносы по кредитам, что сузит круг потенциальных клиентов.

Немалое влияние на развитие ипотечного кредитования оказывает и нестабильность мировой экономики. В ожидании новой кризисной волны в банковской сфере, где до сих пор условия ипотечного кредитования только смягчались, наметился раскол: часть банков продолжает развивать новые ипотечные программы и понижать кредитные ставки (в основном это крупные банки с госучастием), другие же, напротив, ухудшают условия кредитования (крупные международные банки), третьи и вовсе задумались о продаже ипотечных портфелей. Марина Абашина считает, что продажа портфелей приведёт к концентрации ипотеки в узкой группе игроков. Кроме того, игроки, работающие за комиссию АИЖК, в 2012 году тоже начнут уходить с рынка (при ужесточении требований к заёмщику работа за комиссию будет бессмысленной).

В странах с более развитой банковской системой (у тех же соседей из Восточной Европы) именно ипотека является локомотивом розничного кредитования, но поскольку «тянуть» ипотечных клиентов по силам немногим банкам, а те, кому это по плечу, ведут себя осторожно, значительного скачка в перспективе 3–5 лет ожидать не стоит. По данным Центробанка, в 2010 году доля ипотечных кредитов в розничном кредитном портфеле российских банков составляет 28%, в то время как в Германии этот показатель достигает 68%, в Англии — 83%. Михаил Матовников, генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА», не видит возможности для качественного скачка в развитии ипотечного кредитования — даже в десятилетней перспективе: «Сумма ипотечного кредита обычно в три-пять раз превышает годовой доход заёмщика. То есть даже 15 процентов ипотеки от ВВП будут соответствовать трём–пяти процентам в пересчёте на доходы населения. У нас доля доходов населения в ВВП — порядка 50 процентов, то есть ипотеку возьмёт лишь каждый десятый. Причём, скорее всего, эти пять процентов доходов будут принадлежать двум процентам семей».

Денис Порывай говорит о том, что портфели розничных кредитов у банков будут в ближайшее время расти на те же 25–30% в год, и пока факторов, способствующих ускорению темпов прироста, не наблюдается. «Мы не ожидаем, что показатель розничного кредитования в РФ превысит 15 процентов ВВП в ближайшие пять лет», — даёт прогноз г-н Порывай.

Крупные не брезгуют

Менее заметным, но в перспективе весьма значительным явлением стало появление на розничном рынке юга России крупных корпоративных банков. Так, активно работать с физическими лицами стал Транскапиталбанк, расширяющий своё присутствие на Юге, переместив офис в центр Ростова и в конце 2010 года открыв самостоятельный филиал в Краснодаре. Заместитель председателя правления Транскапиталбанка Ласло Чука говорит, что с выходом в розницу полностью поменялась структура управления банком: все дополнительные офисы и филиалы банка были включены в плановую работу с физическими лицами в части кредитования, появились новые подразделения, внедрены соответствующие регламенты. Основным направлением банк объявляет ипотечное кредитование: «Кроме собственных программ, мы осуществляем кредитование покупки строящегося жилья с государственной поддержкой в рамках программы инвестиций ВЭБа объёмом три миллиарда рублей, а также по специальной программе АИЖК на сумму в четыре миллиарда рублей, — рассказывает Ласло Чука. — В банке действует агентская программа, где большая часть партнёрской базы — это агентства недвижимости, риэлторы, брокерские компании. Весь комплекс мер — от автоматизации процессов кредитования, разработки востребованных предложений до сотрудничества с компаниями-застройщиками и другими партнёрами в области ипотеки — позволил увеличить кредитный портфель физических лиц почти вдвое. В 2012 году планируется увеличение портфеля на 70 процентов».

Банк «Петрокоммерц» тоже пошёл по пути диверсификации портфеля, и его региональное отделение предлагает весь ассортимент розничных кредитных продуктов — от кредитных карт до ипотечного кредитования. Управляющий филиалом «Петрокоммерца» в Ростове-на-Дону Константин Скориков доволен результатами непродолжительной пока работы в сегменте: «По состоянию на 1 января 2012 года кредитный портфель частным клиентам филиала составил порядка 600 миллионов рублей. За год мы планируем существенно увеличить все бизнес-показатели по сегменту: ориентируемся на почти 30-процентное увеличение кредитного портфеля, а также рассчитываем примерно на 10 процентов повысить показатели по привлечению». Таким образом, банк, даже не выходя за пределы миллионника с плотной конкурентной средой, смог расти не медленнее рынка в целом.

Михаил Матовников поясняет, что, даже не делая значительных вложений в развитие филиальной сети, корпоративные банки почти всегда обречены на успех. «У такого банка уже портфель корпоративных клиентов, у которых есть зарплатные проекты, — рассуждает г-н Матовников. — Банк видит движение средств организации, поступления денег на карточки сотрудников, и для него эти люди — не просто справка по форме 2-НДФЛ, а невероятный объём данных о том, как человек поступает с деньгами, в том числе и на что он тратит средства с пластиковой карточки. Это означает, что банк может сделать этим сотрудникам такое предложение, которое однозначно будет лучше, чем предложения других банков».

В конечном итоге, уверен Михаил Матовников, объём спроса на кредиты определяется даже не населением, а самими кредитами: «Человек с ежемесячным доходом в 20 тысяч рублей может рассчитывать на 60 тысяч рублей кредита в магазине, на 400 тысяч рублей по программе автокредитования. А если он придёт за ипотекой, то сможет получить полтора миллиона рублей — то есть в двадцать пять раз больше, чем в магазине».

Разумеется, безусловными лидерами рынка розничных кредитов в перспективе 5–10 лет останутся банки с госучастием — это признают все игроки рынка. Дмитрий Сапронов отмечает, что при прочих равных шансах несомненным преимуществом обладают банки, имеющие доступ к дешёвой ликвидности, и поэтому лидерами по ценовому предложению на рынке кредитования традиционно являются банки с господдержкой. С ним согласна и заместитель начальника Управления розничного кредитования ОАО КБ «Центр-инвест» Екатерина Куссмауль: «Конечно, государственная поддержка, позволившая “госбанкам” установить минимальные процентные ставки, не может не сказаться на условиях кредитования остальных федеральных или региональных банков, вынужденных отказываться от части прибыли для занятия определённой ниши на рынке розничного кредитования». Но эти ниши есть — и кажущееся бесконечным расширение активов региональных банков тому подтверждение.