Некоторым будет погорячее

Тема недели
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Юг» №13-14 (203)
После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

Фото: Rfdorogi.ru

Южный рынок выездного туризма шёл путём непрерывной концентрации все двадцать с лишним лет своего развития, причём этот процесс проходил в два этапа. Сначала среди местных игроков рынка появлялись компании-лидеры, которые могли формировать консолидированный массовый турпродукт — в одиночку или в пуле поднимать чартерные цепочки, договариваться с отелями о хороших скидках, создавать собственную сеть партнёров-турагентов. Но в середине «нулевых», после того как крупные столичные туроператоры (нередко с иностранным капиталом) развернули региональную экспансию, местные туроператоры просто не смогли с ними конкурировать и в массе своей переквалифицировались в их агентов. Впрочем, по большому счёту, в результате региональные операторы потеряли лишь имидж компаний, которые создают собственный турпродукт, — если, скажем, посмотреть на туристический рынок Ростова-на-Дону, то почти все наиболее значимые его игроки десятилетней давности и сегодня чувствуют себя очень хорошо. Однако более мелким региональным турфирмам с каждым годом существовать на рынке всё сложнее, и поправки в туристическое законодательство, которые сейчас рассматривает Госдума, могут вообще поставить их на грань выживания.

После «Ланты» — хоть потоп

Несколько лет назад, когда в отечественной туристической отрасли состоялся переход от лицензирования к системе страховых гарантий туроператорской деятельности, последние преподносились чуть ли не как панацея для туристов в случае несостоятельности туроператора. В самом деле, получение туроператорских лицензий к тому моменту давно превратилось в формальность, которую за весьма умеренную плату готовы были взять на себя многочисленные фирмы-посредники по оказанию юридических услуг. В ситуации, когда лицензирование стало профанацией, фингарантии представлялись более качественной ступенью госрегулирования рынка, которая позволила бы, с одной стороны, повысить стоимость «входного билета» и отсечь недобросовестных игроков, а с другой, создать реальные механизмы компенсации убытков пострадавшим туристам.

Размер ежегодно возобновляемых страховых гарантий для туроператоров выездного туризма было решено определять исходя из выручки компании за предыдущий год её работы. Минимальный размер гарантии — 30 млн рублей — был установлен для фирм с годовым оборотом до 100 млн рублей (таких в реестре Федерального агентства по туризму сейчас насчитывается порядка 2,2 тысячи). Для компаний с оборотом 100–300 млн рублей гарантии составляют 60 млн рублей (39 турфирм), а для крупных туроператоров с годовой выручкой более 300 млн рублей размер страхового покрытия определён в 100 млн рублей (таких компаний в России 41).

Однако желаемых эффектов введение страховых гарантий не произвело. Услуги по оформлению фингарантий страховщики оценили выше, чем стоило получение туроператорской лицензии через посредника, но всё равно это не оказалось критичным даже для маленьких фирм, хотя ряд небольших компаний всё же переквалифицировались из операторов в агенты. А банкротства таких «зубров» российского рынка выездного туризма, как «Капитал-Тур» (конец 2010 года) и особенно «Ланта-Тур-Вояж» (нынешний январь) продемонстрировали, что система далеко не совершенна: установленных законодательством сумм страхового покрытия туроператорской деятельности оказалось совершенно недостаточно для возмещения ущерба клиентов. Компания «Ингосстрах», выступавшая поручителем «Ланты», уже признала, что страховой суммы в 100 млн рублей не хватит, чтобы рассчитаться по обязательствам перед туристами, и заявила о готовности возместить лишь половину стоимости путёвок.

История с «Лантой», в которой поучаствовал даже премьер-министр Владимир Путин, немедленно поручивший банку ВТБ поддержать тонущего туроператора, стала спусковым крючком для ужесточения правил игры на туристическом рынке. Сразу после скандального банкротства Госдума возобновила рассмотрение поправок в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», предполагавших ввести для туроператорских компаний нормативы по уставному капиталу (УК) в соответствии с их годовым оборотом и увеличить размер фингарантий для операторов с большим оборотом. В прошлом году эти поправки были приняты нижней палатой парламента в первом чтении, но из-за противодействия отрасли их дальнейшее рассмотрение было отложено. Однако после пожелания Путина «совершенствовать и дальше законодательство в этой сфере» депутаты вернулись к своим инициативам.

Поправки в закон о туризме, которые сегодня рассматривает Госдума, предполагают, что с января 2013 года туроператоры с выручкой до 300 млн рублей должны увеличить свой УК до 2,5 млн рублей, а ещё через год — до 10 млн руб­лей. При годовом обороте до 1 млрд руб­лей минимальный УК туроператора депутаты оценивают в 20 млн рублей, а при обороте более 1 млрд — в 30 млн рублей. Для многих турфирм, уставный капитал которых зачастую составляет минимально разрешённые законодательством 10 тысяч рублей, подобное решение может стать серьёзным испытанием, хотя, по мнению директора департамента управленческого консалтинга краснодарской аудиторско-консалтинговой группы «Ваш Советникъ» Александра Полиди, для серьёзной компании нарастить уставный капитал до заявленных сумм — дело не столь сложное и уж тем более не драматичное. Успешные операторы, уверен г-н Полиди, легко могут себе позволить разовую капитализацию 10–20% чистой прибыли за год. Кроме того, существуют такие варианты докапитализации, как внесение в УК собственности компании (например, офиса) или банковский кредит.

Правда, по мнению представителей даже крупных туристических компаний, которые легко заподозрить в лоббировании обсуждаемых Думой новелл, принудительное увеличение УК окажется малоэффективной мерой. «У туроператора могут быть сколь угодно большие фингарантии или уставный капитал, но это никак не повлияет на порядочность компании — уставный капитал не может защитить от мошенничества, — полагает директор офиса “Пегас Туристик” в Ростове-на-Дону Илона Чиханацкая. — Страховать нужно каждый отдельный договор — именно так можно защитить туриста, причём должна быть разная страховка в зависимости от стоимости тура. К медстрахованию привыкли, и к этому привыкнут». К тому же, по мнению г-жи Чиханацкой, если страховать договоры у разных страховщиков, это снизит риски невыплат и позволит не доводить фингарантии до космических сумм, но и раздувать УК в таком случае нет особенного смысла.

Эту точку зрения поддерживают и региональные игроки. «Если компания продала турпродукт на десять миллиардов, то уставный капитал даже в 500 миллионов не спасёт клиентов, — говорит директор ростовской сети турагентств “Розовый слон” Алексан Мкртчян. — Поэтому мы за то, чтобы страховать каждого клиента в отдельности: отправляешь сто туристов — страхуешь сто туристов, отправляешь миллион — страхуешь миллион. Нынешняя же ситуация выгодна только крупным игрокам, чьи прибыли и риски велики». А директор краснодарского оператора «Ла-тур» Оксана Лазарева уверена, что такая модель страхования позволит повысить прозрачность отрасли: если страховать каждую путёвку, то сразу будут видны реальные объёмы продаж туроператоров, тогда как размер фингарантии, устанавливаемый в зависимости от оборота, причём в довольно широком коридоре, подобной картины всё равно не даёт.

Что ждет регионалов?

Впрочем, самое неприятное в повышении УК туроператоров может заключаться в другом: по общему мнению игроков рынка, привязка размера УК к выручке автоматически приведёт к резкому увеличению стоимости оформления страховых гарантий. Сегодня она и так склонна расти. Если в позапрошлом году оформление гарантийного покрытия на 30 млн рублей стоило примерно 50 тысяч рублей, то год назад страховщики просили за это уже около 125 тысяч, а при одобрении Госдумой поправок в закон о туризме цена вопроса может, согласно оценке участников рынка, возрасти до 2 млн руб­лей. Такие ежегодные расходы смогут позволить себе действительно немногие турфирмы.

По мнению представителей турбизнеса, особенно тяжело придётся небольшим региональным туроператорским компаниям, прежде всего тем, которые заняли на рынке определённую нишу и вполне успешно в ней работают. Годовой оборот таких фирм зачастую составляет примерно 5–10 млн рублей, и докапитализация УК вкупе с увеличением стоимости страховых гарантий просто поглотят значительную часть их выручки и сделают бизнес бессмысленным. «Предположим, туроператор занимается только тем, что ежегодно отправляет в “Артек” сто детей, зарабатывая примерно пять миллионов рублей, — рассуждает Алексан Мкртчян. — И если власти потребуют высокие фингарантии или уставный капитал, те, кто работает в таких нишах, просто исчезнут. Но выдавливать мелких игроков из их ниш нельзя: сетевики такими турпродуктами заниматься всё равно не будут — крупный оператор не станет отправлять группы в “Артек”».

«При самом пессимистичном сценарии развития событий принятие поправок приведёт к краху отрасли», — прогнозирует директор ростовской туристической компании «Эксалайн» Ольга Дао. По её оценке, порядка 95% южных туроператоров, которые работают самостоятельно, скорее всего, если и не уйдут с рынка, то перейдут на въездной туризм — только в этом случае новый закон на них не повлияет. «Остальные примерно пять процентов фирм используют разные способы пополнить свой уставный фонд — скажем, те же кредиты. Но турпотоки, без сомнения, перейдут к крупным федеральным туроператорам-сетевикам (имеются в виду такие компании, как “Тез Тур”, “Нева”, “Пегас Туристик”, “Корал Трэвел” и др. — «Эксперт ЮГ»), а цены на услуги обязательно вырастут», — продолжает г-жа Дао.

Большинство региональных туроператоров уже давно получают основные доходы от агентских продаж туров крупных федеральных компаний. Те, в свою очередь, организуют регулярные промоакции для своих партнёров в регионах yug_203_012.jpg Фото: Turprofi.ru
Большинство региональных туроператоров уже давно получают основные доходы от агентских продаж туров крупных федеральных компаний. Те, в свою очередь, организуют регулярные промоакции для своих партнёров в регионах
Фото: Turprofi.ru

Аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина также прогнозирует заметное сокращение участников рынка — в первую очередь за счёт снижения конкурентоспособности средних и малых компаний: «Несмотря на предполагаемый довольно длительный переходный период, новые требования могут негативно повлиять на экономику небольших фирм и демотивировать дальнейшее развитие таких игроков. В связи с этим нельзя исключать общего снижения конкуренции, что негативно отразится на развитии индустрии и, вполне возможно, на ситуации в ценообразовании».

Впрочем, следует признать, что даже если кому-то из нынешних региональных туроператоров и придётся уйти с рынка или окончательно переквалифицироваться в турагенты, то это будут явно не системообразующие игроки. Как уже сказано выше, существенное сокращение количества самостоятельных игроков туристического рынка на Юге произошло и без законодательных новелл. Местный турбизнес мог самостоятельно формировать чартерные цепочки на популярных направлениях лишь до середины «нулевых» годов (на практике это зачастую превращалось в подковёрную борьбу турфирм за блоки мест на рейсах, а поднимать один чартер могли сразу несколько турфирм). Но после того как на Юг несколько лет назад пришли крупные столичные компании, многим региональным туроператорам пришлось переквалифицироваться в их агентов — впрочем, порой весьма успешно. Например, тот же «Розовый слон» в новой рыночной конъюнктуре провёл масштабную кампанию по расширению числа офисов на основе франчайзинговой схемы и сегодня является одной из крупнейших агентских сетей на юге России (около 30 точек продаж в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях). Некоторые из бывших местных лидеров рынка даже по-прежнему поднимают собственные чартеры, хотя и на тех направлениях, которыми не интересуются крупные игроки; отдельное перспективное направление их развития — въездной туризм (по этому пути пошёл, скажем, крупный ростовский оператор «Рейна Тур НТВ»).

Поэтому в том, что региональные туроператоры с именем безболезненно переживут очередное ужесточение законодательства, едва ли стоит сомневаться. По словам главы ростовского офиса «Данко Трэвел Компани» Елены Кугарьянц, те региональные игроки, которые формируют свой продукт, покупают блоки мест, имеют визовую квитанцию и реальные фингарантии, выживут — перекупщики же исчезнут как класс. «Рынок всегда поддержит хорошего туроператора: если соотношение “цена-качество” адекватно, компании нечего бояться. На Юге есть такие игроки — те же ростовские “Росинтур” или “СК-Интур”, которые предлагают свой добротный продукт, — уверена г-жа Кугарьянц. — А то, что основной турпоток перераспределится в пользу крупных игроков, — неизбежно, но это здоровое распределение. Просто рынок претерпевает естественные, пусть иногда и не очень приятные для его участников коллизии».

Сети для агентов

А вот другое возможное нововведение в законодательство — поправка, обязующая турагентства продавать туры от имени и по поручению туроператоров, — может, как считают представители турбизнеса, нанести рынку серьёзный урон. Суть предлагаемых изменений в том, чтобы турагентство могло продавать только от одного туроператора — сейчас же любое агентство (если оно изначально не создано специально под операторскую компанию) набирает путёвки по своему усмотрению у любых туроператоров и в любом количестве. Если же указанную поправку примут, то цикл продаж замкнут на себе немногочисленные партнёры туроператоров, от чего пострадает в первую очередь потребитель.

 «Фингарантии — не главная проблема, — считает Илона Чиханацкая. — Настоящая монополизация рынка начнётся, если будет принята столь активно обсуждаемая сегодня поправка с формулировкой “от имени и по поручению”. Нашей компании нечего бояться: у нас много туров, мы найдём себе покупателя. Но представьте, что я скажу агентству с условным названием “Иванов Трэвел”: работай только со мной, плати депозит 500 тысяч рублей — ведь мы будем требовать от агентств финдепозиты, чтобы получить подушку безопасности. Турагентства смогут выплачивать депозиты очень небольшому числу туроператоров, которые будут выбирать для себя пять-шесть партнёров, а это и есть монополизация».

Если агентства переведут на работу по такой схеме, полагает г-жа Чиханацкая, то именно в этом случае большинство региональных туроператоров уйдут с рынка, потому что никто не станет покупать их продукт. Кроме того, в неоднозначном положении окажутся и агентства — туроператоры будут стремиться заключать договоры «от имени и по поручению» только с проверенными партнёрами, то есть получат возможность ограничивать доступ мелких фирм к их продукту. Директор туристического отдела краснодарского туроператора «Альтаир» Евгения Арабова также признаёт, что в результате принятия этой поправки турагентствам «затянут петлю на шее: всех решили привязать к одному хозяину — регионалам не дают развиваться».

Впрочем, Алексан Мкртчян как представитель крупной сети турагентств с отлаженными связями с федеральными туроператорами уверен, что поправка приведёт к исключительно положительным изменениям: «Никакой монополизации в этом нет, я двумя руками “за”. Есть простая логика: туроператор формирует продукт, нисколько не отвечая за последствия его реализации, а новый закон заставит именно туроператора, а не агента, отвечать перед клиентом за качество и правильную его реализацию. Пока же 95 процентов исковых заявлений поступает в адрес турагентств, которые всего лишь продают. Так что закон очень позитивный, я его поддерживаю». К тому же г-н Мкртчян не сомневается, что с крупных агентских сетей туроператоры не будут требовать гарантийных депозитов: «Мы только “Пегасу” даём девять тысяч человек в год, а вот мелкие агентства, которые продают сто путевок, — да, с них будут требовать. Но их никто не собирается выдавливать с рынка — просто пусть они покупают через нас». Правда, будет ли агентский бизнес в таком случае иметь смысл, — вопрос риторический.

Необратимая концентрация

Так или иначе, суть происходящего сейчас на туристическом рынке — это его очередное укрупнение, что собеседники «Эксперта ЮГ» в целом рассматривают как позитивный тренд. «Я считаю, что жёсткое регулирование необходимо: к сожалению, почему-то все решили, что туризм — это та сфера, где может работать кто попало, — поясняет свою позицию Елена Кугарьянц. — В результате в одном офисе продают недвижимость, окна и путёвки, и доходит до того, что в сезон любой ИП покупает себе и своим друзьям путёвки и получает агентскую скидку — кто эти люди? Поэтому укрупнение рынка имеет в основном положительные стороны, а принятие поправок к закону успокоит туриста и укрепит рынок в целом».

Говоря о необратимости укрупнения рынка, представители крупных туроператоров ссылаются прежде всего на мировой опыт. «В том, что мощные туроператоры станут поглощать мелких, либо они будут сливаться, я не вижу ничего плохого, — в Европе такая тенденция прослеживается уже давно, — говорит Илона Чиханацкая. — Там осталось буквально несколько крупных игроков, остальные были вынуждены уйти с рынка либо просто выживают — это логичный путь развития отрасли. Это у нас тысячи туроператоров и агентств, а там — цивилизованный рынок, который контролируют несколько надёжных игроков».

С такой позицией согласна и независимая сторона — представители консалтингового бизнеса. Например, Александр Полиди отмечает, что на самом деле основной турпоток уже давно формируется федеральными туроператорами, а сколько-нибудь заметных в масштабах страны региональных игроков в выездном туризме нет. «Те мелкие туроператоры, которые представлены у нас, — это свое­образные атавизмы, — рассуждает г-н Полиди.— Рынок уверенно движется по пути консолидации и скоро придёт к глобальному уровню — отечественные туроператоры уже в заметной степени контролируются международным капиталом, к тому же на российский рынок приходят действительно мировые операторы — TUI, Тhomas Cook и другие». Собственно, пресловутую поправку «от имени и по поручению» вполне можно рассматривать как плод их лоббистской активности. После вступления России в ВТО сюда в обозримом будущем должны прийти новые крупные игроки туристического рынка, и возможность ограничения их возможных партнёров кругом избранных агентств снизит их риски на новом рынке, который к тому же не имеет в мире блестящей репутации.

Тем не менее, обсуждаемые Госдумой законодательные новеллы не отменяют необходимости развития в туристической отрасли принципов саморегулирования — одними лишь административными мерами вряд ли можно повысить уровень доверия к турбизнесу, существенно снизившийся после банкротств «Капитал-Тура» и «Ланты». По мнению Анны Мишутиной, в новой редакции закона о туризме необходимо предусмотреть дополнительные альтернативные механизмы повышения эффективности и стабильности отрасли, не препятствующие развитию в ней конкуренции. Это может быть, например, тот или иной вариант СРО, наиболее оптимальный с учётом специфики туристической индустрии.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (203) 2 апреля 2012
    Туристический рынок
    Содержание:
    Некоторым будет погорячее

    После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

    Реклама