Портовые упражнения на рентабельные группы мышц

Русский бизнес
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Юг» №13-14 (203)

В марте руководство Группы НМТП представило стратегию своего развития до 2020 года, включающую в числе прочего строительство двух контейнерных и одного железорудного терминалов, расширение зернового, а также техническое перевооружение Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ) и портовых районов самого Новороссийского порта. Общий план группы НМТП (включая приобретённые в прошлом году Приморский торговый порт и Балтийскую стивидорную компанию) — дополнительный ввод мощностей по перевалке порядка 67 млн тонн грузов в год. Для сравнения, в 2011 году грузооборот группы составил 157 млн тонн — это почти треть общего прошлогоднего грузооборота российских морских портов. Прогноз на текущий год — около 170 млн тонн, а на 2020 год — 224–237 млн тонн.

Уже в этом году в Новороссийском порту завершится ряд проектов инвестпрограммы предыдущего менеджмента, что увеличит возможности южных активов Группы НМТП по перевалке нефтепродуктов на 20 млн тонн. Основные приоритеты группы на Северо-Западе — создание универсального глубоководного порта на базе Приморского торгового порта, диверсификация бизнеса за счёт строительства в Приморске терминалов для перевалки контейнеров, металлов, железорудного сырья (ЖРС), минеральных удобрений и нефтепродуктов. Однако на Юге проблема пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в районе Новороссийского порта пока полностью не снята и может сдерживать планы компании.

Акцент на доходность

Увеличение контейнерных мощностей — приоритетное направление Группы НМТП как на южном, так и на северо-западном направлениях. По итогам аудита эффективности компании выяснилось, что в 2010 году до 60% южных складских площадей холдинга было занято низкорентабельными грузами (ЖРС, пиломатериалы и трубы), создающими всего около 20% суммарной EBITDA, тогда как на контейнеры приходилось порядка 39% прибыли. Именно поэтому акцент был сделан на контейнеры — их грузооборот в Новороссийском порту за прошлый год вырос на 44%, а доходность складирования контейнеров увеличилась в среднем на 2 тысячи рублей/кв. м, что превысило показатели доходности по чёрным металлам.

За два года существующий терминал «Новорослесэкспорта» (НЛЭ) мощностью 265 тысяч TEU планируется расширить до 500 тысяч TEU, стоимость этого проекта — 207,1 млн долларов. Площади складирования пиломатериалов будут перепрофилированы под хранение контейнеров, а пирс №1 переоборудован под сам контейнерный терминал. После загрузки терминала на 75% (ориентировочно в 2015 году) планируется расширение ещё одного контейнерного объекта в Западном районе Новороссийского порта со 170 до 700 тысяч TEU (стоимостью 350 млн долларов), который после ввода в 2018 году увеличит суммарные возможности южных активов группы до 1,2 млн TEU.

Желание Группы НМТП сфокусироваться на контейнерах обусловлено тем, что холдинг стал специализироваться на быстрорастущих высокодоходных грузах при сохранении общей универсальности активов — именно такой курс провозгласила компания в своей стратегии. По итогам 2011 года объём перевалки грузов в контейнерах морскими портами России достиг 39,4 млн тонн, что на 19,8% выше аналогичного показателя прошлого года. Контейнерный грузооборот Группы НМТП за это время составил 4,9 млн тонн, то есть 12,5% от всего рынка, причём доля контейнеров в совокупном грузообороте НМТП также росла в течение всего 2011 года, указывает аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Грузы в контейнерах представляют интерес ещё и потому, что удобны в транспортировке и максимально приспособлены к интермодальным перевозкам.

Кроме того, руководство НМТП озвучило намерения о приобретении у холдинга «Новошип» компании «Новоморснаб» — стоимость сделки может составить порядка миллиарда рублей. «Новоморснаб» располагает в портовом районе Новороссийска площадью в 28 га, которая в случае совершения сделки будет использована в качестве наземного контейнерного депо для ближайшего контейнерного терминала НЛЭ. В компании считают, что это может создать эффект синергии за счёт приёма грузов от мелких отправителей. Представитель «Новошипа», указанный в качестве контактного лица на презентации о продаже «Новоморснаба», подтвердил, что переговоры о покупке актива с НМТП действительно ведутся, но о сроках сделки пока говорить рано.

В 2012 году завершается работа по повышению операционной эффективности южных контейнерных площадок компании, включающая оптимизацию работы складских площадей и погрузочного оборудования, — неиспользуемый потенциал существующих мощностей трёх грузовых контейнерных районов сейчас оценивается в 609 млн рублей ежегодно.

Зерновые и рудные заделы

Группа НМТП также заявляет об увеличении мощностей Новороссийского зернового терминала на 2 млн тонн в год: в рамках расширения площадки планируется увеличить ёмкость зернохранилища, повысить производительность участков по выгрузке зерна с железнодорожного и автомобильного транспорта в общей сложности на 3 млн тонн. Проект стоимостью 52,9 млн долларов должен стартовать в этом году и завершиться в 2014-м. «Рентабельность перевалки зерна в Новороссийском порту составляет порядка 86 процентов, что выше среднего по порту, — рассказывает старший аналитик ИФК “Метрополь” Андрей Рожков. — Перевалка зерна Группой НМТП в прошлом году составила 5,7 миллиона тонн, выручка от неё — 2,7 миллиарда рублей, при этом денежная доля зерна в выручке компании — порядка 8 процентов». Одно из преимуществ Новороссийского зернового терминала — возможность его использования в качестве склада, обеспечивающего сохранность зерновых культур на протяжении длительного срока, что повышает его конкурентоспособность даже в случае временного запрета экспорта зерна.

Грузовой акцент на долгосрочную перспективу — железорудное сырьё. В 2015 году на территории Новороссийского порта планируется строительство специализированного ЖРС-терминала мощностью до 12 млн тонн с интенсивностью погрузки до 50 тысяч тонн в сутки и возможностью работы с судами дедвейтом до 120 тысяч тонн (ориентировочная стоимость проекта 250–290 млн долларов). К примеру, украинский порт «Южный», расположенный неподалеку от Одессы конкурент НМТП в сегменте железной руды, при глубине у причала 15,5 метра и суточной интенсивности обработки до 30 тысяч тонн имеет возможности принимать суда дедвейтом 78–110 тысяч тонн. В НМТП сообщают, что в ноябре прошлого года из Новороссийского порта был отправлен первый балкер с рудой грузоподъёмностью 114 тысяч тонн, что стало возможным благодаря углублению дна у причала погрузки. Возможность принятия таких судов позволила холдингу заключить с компанией «Металлоинвест» (крупнейший производитель железорудного сырья в Европе и СНГ) договор на перевалку в 2012 году 4 млн тонн ЖРС. В технологиях разгрузки/погрузки на новом ЖРС-терминале предполагается использование опрокидывающего устройства для железнодорожных вагонов с подвижной конвейерной линией и возможностью транспортировки в двух направлениях. Будущий терминал также будет иметь возможность работать с другими насыпными грузами — минеральными удобрениями и углём.

Откуда деньги?

Согласно новой стратегии холдинга, инвестиции в южные мощности до 2018 года составят почти миллиард долларов. Вопрос «Эксперта ЮГ» об источниках финансирования инвестпрограммы в компании оставили без ответа. Текущий долг НМТП составляет более 2 млрд долларов, а повышать кредитную задолженность акционеры вряд ли захотят. Эксперты полагают, что финансирование текущих и заявленных проектов возможно из собственных средств. «Операционный денежный поток НМТП находится на уровне 330–350 миллионов долларов, а инвестиционные расходы компании ежегодно составляют порядка 100–135 миллионов долларов, — рассуждает Андрей Рожков. — При таком денежном потоке у компании остаётся порядка 210–240 миллионов долларов, которые могут пойти на выплату долга — то есть для реализации проектов и снижения долговой нагрузки порту достаточно операционного денежного потока. По нашим данным, в НМТП ежегодно планируют погашать по девять процентов своего долга, выплачивая от 180 до 200 миллионов долларов». Эту мысль поддерживает и старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин, отмечая, что средств от основной деятельности холдинга достаточно для покрытия капитальных расходов. «План капиталовложений НМТП на 2012 год — около 200 миллионов долларов, он покрывается из текущего cash-flow, — поясняет г-н Душин. — Ряд долгов рефинансируется за счёт облигационных займов. В дальнейшем, после снижения уровня долговой нагрузки, компания не исключает новые займы». Кирилл Маркин полагает, что при необходимости группа может привлечь нужные заёмные средства в зависимости от текущих потребностей — в начале марта совет директоров НМТП одобрил программу биржевых облигаций, состоящую из пяти серий БО-01 — БО-05.

Транспортное обеспечение

Одна из объективных проблем Юга — ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в портовых направлениях Черноморского побережья, однако наши собеседники с оптимизмом воспринимают транспортные перспективы НМТП. В частности, в стратегии НМТП говорится о планах по развитию грузового района «Б» в пределах Новороссийска для обеспечения больших объёмов разгрузки. Увеличение объёмов перевалки грузов вписывается в существующие возможности железной дороги, но в компании высказывают опасения, что работы РЖД на узле Юровский — Темрюк — Анапа могут отвлечь силы железнодорожников от грузового района «Б».

Сегодня в Минтрансе вынашивается идея передачи припортовых железнодорожных станций в управление портам. Предполагается, что такая схема должна существенно упростить работу терминалов, причём в качестве первого претендента называется именно НМТП. Холдинг, в свою очередь, сообщает, что благодаря оптимизации управленческих процессов и координации диспетчерских служб компании и СКЖД сейчас в порту налицо профицит мощностей по обработке железнодорожных вагонов. «Сегодня предприятия Группы НМТП, расположенные в Новороссийском порту, обрабатывают более 1,2 тысячи вагонов в сутки и имеют возможность увеличить объём приёма железнодороджного транспорта на 250–300 вагонов в сутки», — говорит заместитель генерального директора ОАО «НМТП» по продажам и маркетингу Радо Антолович. По его словам, совместная работа с СКЖД по созданию логистическо-информационного центра НМТП в будущем позволит расширить оперативное планирование по подаче составов на Новороссийский транспортный узел с 4 до 10 дней и снизить загруженность дороги.

На олимпийские объекты по СКЖД ежегодно проходит порядка 14–16 млн тонн грузов, а в Новороссийский порт железной дорогой поставляется около 22–23 млн тонн грузов. Андрей Рожков не исключает, что, с учётом сокращения грузопотоков на юг после Олимпиады, высвобождающиеся мощности смогут покрыть транспортные потребности Новороссийского морского торгового порта. Кроме того, новый грузовой район «Б» в районе порта должен снять загруженность при подходе на НМТП, а также работать на порт Тамань.

Косвенно реализации планов НМТП вызвались помочь РЖД, предусмотрев до 2015 года ассигновать на развитие железнодорожных подходов к южным портам порядка 60 млрд рублей. Об этом в конце марта в ходе транспортного форума в Геленджике сообщил помощник начальника Северо-Кавказской железной дороги Евгений Горлаков. Он отметил, что на строительство участка «Котельниково — 9-й км» (Краснодарский край) уже затрачено примерно 20 млрд рублей, а к 2015 году на этот участок будет направлено ещё 26 млрд рублей. Кроме того, 12,8 млрд рублей запланировано на строительство ещё одной ветки — участка «9-й км — Тамань».

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (203) 2 апреля 2012
    Туристический рынок
    Содержание:
    Некоторым будет погорячее

    После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

    Реклама