Рано хоронить турбизнес

Тема недели
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Юг» №13-14 (203)

На российском туристическом рынке — тяжёлые времена. В кризисном 2009 году мрачные прогнозы о схлопывании спроса на туруслуги не сбылись, но удержать рынок туроператорам удалось в первую очередь за счёт массированного демпинга и наращивания портфеля кредитов. Последствия ставки на рискованную стратегию сказались быстро: сначала обанкротился крупный туроператор «Капитал-Тур», а не так давно по этому же пути последовала «Ланта-Тур» — тоже компания из «высшей лиги» с историей и репутацией.

Несладко пришлось и турфирмам среднего и малого звена: в силу исторических особенностей формирования этого рынка туристических компаний в России много — пожалуй, даже слишком. С одной стороны, на небольшие фирмы давит рост конкуренции, с другой — государство, уже объявившее курс на ужесточение правил игры, причём это, похоже, коснётся и малых региональных туроператоров, и фирм, привыкших работать на агентской комиссии. Есть и ещё один специфический риск для компаний, которые занимаются непосредственной продажей путёвок: благодаря развитию интернета их главный покупатель — городской средний класс — всё больше начинает путешествовать самостоятельно. Поездка на популярный курорт сегодня стоит заметно меньше, чем у турфирм, если ловить гостиничные спецпредложения на ресурсах типа Booking.com и сайтах авиакомпаний.

Что в этой ситуации остаётся делать региональному турбизнесу? Наверное, прежде всего окончательно смириться с тем, что массовые направления, символом которых является турецкая Анталья, безвозвратно «легли» под крупных операторов и мелкой рыбе делать здесь нечего — вполне возможно, даже в роли турагентов. В конечном итоге, есть масса других стран, кроме Турции, а времена, когда главным в летнем отдыхе считались система «всё включено», прямой перелёт и отсутствие визы, уходят в прошлое. В то же время остаётся масса направлений, потенциал которых на региональном рынке и близко не раскрыт. Например, аренда жилья для самостоятельного отдыха — коттеджей, вилл, апартаментов и т. д. В столицах такой вариант проведения отпуска уже давно приобрёл большую популярность — не в последнюю очередь благодаря большому количеству рейсов в заграничные аэропорты. Ещё лет пять назад из южных аэропортов за рубеж отправлялись в основном чартерные рейсы, но сейчас ситуация изменилась: объём «регулярки» резко вырос, а цены на билеты существенно снизились — у авиаперевозчиков жизнь не легче, чем у туроператоров. Поэтому предлагать альтернативу «путёвочкам в Анталью» в виде самостоятельного отдыха в Европе можно и нужно. К тому же — открываем секрет выживания — при грамотной организации документооборота такой вид деятельности, как аренда заграничного жилья для отдыха, позволяет избежать формальных требований к туроператорам типа наличия фингарантий.

Ещё одно пока недооценённое направление — внутренний туризм. Если всего несколько лет назад считалось, что пресловутый средний класс готов отдыхать только за границей, потому что в России нет нормальной туристической инфраструктуры, да и престиж поездок на зарубежные курорты неизмеримо выше, то сейчас этот стереотип надо забыть как можно быстрее. Дело в том, что многие «средние русские», объездив всю Европу, вдруг поняли, что не знают своей страны, а в российском внутреннем туризме за это время произошли существенные изменения — появились приличные гостиницы и новые туристические достопримечательности. Насыщение рынка отечественными предложениями — ещё один выход для небольших турфирм, причём открывающий больше возможностей, чем работа с заграницей: со своими всё же проще находить общий язык.

Пожалуй, главное требование, которое текущий момент предъявляет региональному туристическому рынку, — это уровень профессионализма его игроков. Чтобы продавать путёвки в Турцию, больших талантов не требуется. Другое дело — создание новых турпродуктов с узкой специализацией: тут необходимо глубокое понимание рынка и умение формировать нестандартные предложения.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (203) 2 апреля 2012
    Туристический рынок
    Содержание:
    Некоторым будет погорячее

    После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

    Реклама