Сдать в аренду 3 миллиарда

Арина Барсукова
2 апреля 2012, 00:00
  Юг
Тимур Ксёнз

Открывшись в 2010 году, уже в 2011-м Юго-Западный региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг» заключил сделок на 1,5 млрд рублей. К 2014 году ЗАО «Сбербанк Лизинг» видит себя игроком номер один на рынке лизинга РФ. Перед Юго-Западным филиалом на текущий год поставлена задача как минимум удвоить достигнутые показатели нового бизнеса. О том, какие мероприятия будут реализовываться для достижения такой цели и об оценках перспектив регионального рынка лизинга, рассказывает  директор филиала Тимур Ксёнз.

— Какие задачи поставлены на 2012 год?

— Прежде всего — удвоить достигнутые показатели, то есть увеличить обьём нового бизнеса до трёх миллиардов. Но и эти показатели, скорее всего, будут пересматриваться в сторону увеличения, так как мы прогнозируем повышение инвестиций в основные фонды реального сектора региональной экономики. Уже сейчас появились первые признаки активности. Мы видим рост обращений от потенциальных клиентов, много запросов на оборудование. Важно, что обращения идут не от крупного бизнеса, а от среднего (выручка от 400 миллионов до 1,2 миллиарда) и малого (до 400 миллионов рублей). Особенно много заявок от малых предприятий, доходы которых стремятся к верхней планке малого бизнеса.

— Ваша компания начинает работать со стандартизированными продуктами?

— Мы запустили стандартизированную линейку розничного бизнеса, скорость принятия решения по которой сейчас составляет два-три дня. Программа включает в себя 11 продуктов в сегментах легкового и грузового транспорта, а также спецтехники; каждый из них разделён на два субпродукта — «Лайт» и «Стандарт». Дальнейшие планы нашей продуктовой фабрики — запуск совместных программ с крупнейшими производителями и поставщиками автотехники. Эти шаги ускорят обновление основных фондов малых предприятий в регионе и сделают для них лизинг более комфортным и доступным.

— Какие категории компаний, на ваш взгляд, сегодня наиболее заинтересованы в приобретении имущества в лизинг?

— Особенно интересен лизинг для быстроразвивающихся предприятий с хорошей кредитной историей, так как они зачастую сталкиваются с нехваткой залоговой массы. Допустим, у клиента есть 100 миллионов выручки и активы на 50 миллионов. Их он заложил, чтобы получить кредит, с дисконтом на 25 миллионов. А производству нужно новое оборудование ещё на 25 миллионов, но ни один банк ему больше кредиты не выдаст. Если же покупается инвестиционное имущество в виде транспорта — такой предмет сразу оформляется в залог. А что делать, если поставка занимает несколько месяцев? Как правило, именно так и происходит, поэтому выход один — фактически получить инвестиции через механизм финансовой аренды.

— На какие предметы лизинга вы ощущаете наибольший рост спроса?

— Рынок движется в сторону лизинга оборудования. Таких запросов очень много, однако оборудование имеет меньшую ликвидность, по сравнению, например, с автотранспортом или подвижным составом, а также зачастую более длительные сроки поставки и монтажа. Общий экономический вектор региона — предприятия начинают активно развивать и модернизировать производство. Особенно заметна эта тенденция в пищевой промышленности и сельхозпереработке.

— Вы уже чувствуете, что здесь наступает переломный момент?

— Да. Я этой работой занимаюсь десять лет и не помню, чтобы до 2008 года у меня были клиенты, которых в первую очередь интересовала бы модернизация производства. Сейчас же у нас до 40 процентов клиентов из реального сектора экономики. Замечу, это лучшие клиенты для любой лизинговой компании.

— Многие сейчас обсуждают вопрос отмены ускоренной амортизации и чуть ли не хоронят лизинг. Как вы оцениваете эту ситуацию?

— Вопрос льгот был и пока остаётся одной из основ лизинга. Цель сохранения амортизационных льгот очевидна — стимулирование модернизационных процессов, вывод предприятий из теневой экономики и, в итоге, рост объёма инвестиций в реальный сектор. При отмене ускоренной амортизации возможен уход с цивилизованного рынка небольших лизинговых компаний.

— Какие тренды будут определяющими для регионального рынка в ближайшие годы?

— Рынок будет идти в сторону расширения перечня дополнительных услуг и количества стандартизированных продуктов. Важными факторами остаются скорость оформления сделки, принятия решений и эффективность производительности труда собственных сотрудников. Отдельная тенденция в этом году — рост строительной и дорожно-строительной отрасли. Дорожное строительство будет стимулироваться реконструкцией трассы М4 «Дон», финансирование которой составит несколько десятков миллиардов рублей.