Сделаем это оперативно

Спецвыпуск
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Юг» №13-14 (203)
Возможное ужесточение лизингового законодательства в части раздела об ускоренной амортизации должно привести к росту популярности схем оперативного лизинга. Если в Европе на него приходится порядка 40% лизинговых сделок, то в России этот сегмент пока находится в рамках статпогрешности

Фото предоставлено компанией

В октябре прошлого года российские законодатели вернулись к обсуждению возможности отмены одной из основных льгот лизинга — ускоренной амортизации.  Игроки рынка признают, что в случае реализации этих инициатив привлекательность лизинга как инструмента модернизации производства снизится, сам рынок значительно сократится, а лизингополучатели лишатся возможности обновлять свои фонды.

Однако эта негативная для рынка в целом ситуация открывает большие возможности для развития сегмента оперативного лизинга, когда лизинговый договор заключается на срок меньший, чем амортизационный период арендуемого имущества. Наибольшее развитие оперативный лизинг получил в Западной Европе, где в некоторых странах его доля составляет сегодня более 40% рынка. В России оперативный лизинг появился несколько лет назад, и его развитие в регионах (ЮФО и СКФО — не исключение) сейчас находится на начальной стадии.

Аренда, но не финансовая

Оперативный (он же операционный) лизинг иногда сравнивают с долгосрочной арендой, поскольку после окончания договора объект аренды возвращается владельцу, а традиционный, финансовый, — со способом покупки имущества. Операционный лизинг выбирают те компании, которые предпочитают пользоваться имуществом, а финансовый — те, которые планируют получить его в собственность. В отличие от покупки или кредита, операционный лизинг не влияет на баланс компании, а все виды рисков, связанных с имуществом и его использованием, передаются лизингодателю. 

Вот как выглядит схема работы оперативного лизинга. В течение срока аренды (допустим, три года) предмет лизинга (предположим, автомобиль) теряет в цене порядка половины стоимости. Компания, которая им пользовалась три года на правах финансового лизинга, предусматривающего выкуп имущества, фактически получает в собственность подержанную машину и проблемы, связанные с её последующим обслуживанием и продажей. При оперативном лизинге клиент покупает только право владения и использования, а право собственности при этом остаётся у лизингодателя, то есть лизингополучатель не платит за право собственности. Правда, размеры лизинговых платежей при этом выше, чем при финансовом лизинге.

По словам генерального директора ОАО «МСП Лизинг», председателя подкомитета ТПП РФ по лизингу Алексея Акиндинова, сейчас клиенты лизинговых компаний в абсолютном большинстве случаев предпочитают стать собственниками имущества, которое вдобавок к этому моменту уже полностью амортизировалось (хотя по законодательству выкуп предмета лизинга является правом лизингополучателя, а не обязанностью). Особенно выгодно это, уточняет г-н Акиндинов, в отношении промышленного оборудования и недвижимости. Однако в случае отмены ускоренной амортизации, которая, скорее всего, затронет железнодорожный и транспортный сегменты, бизнес явно обратится к иным механизмам аренды. Так, в отчёте за IV квартал 2011 года краснодарского ОАО «МИК» при оценке отраслевых рисков уже учитывается возможное влияние этого фактора. В частности, указывается, что изменение лизингового законодательства в сторону ужесточения режима налогообложения способно отрицательно сказаться на объёме спроса на лизинговые услуги, в связи с чем негативные законодательные новации, которые ожидали лизинговые компании в 2012 году (в том числе отмена ускоренной амортизации), приведут к смещению активности компании в сторону оперативного лизинга.

Момент созрел

«На договоры оперативного лизинга сейчас приходится два-три процента от всех лизинговых сделок, — говорит генеральный директор лизинговой компании ARVAL Сергей Дианин. — Сегодня наиболее широкое развитие оперативный лизинг получил в сегменте железнодорожного и автомобильного транспорта. Есть все основания полагать, что в нашей стране в ближайшие годы оперативный лизинг будет всё более и более востребованным, и тот путь, который Европа прошла за последние 50–60 лет, Россия пройдёт за 15–20». По мнению г-на Дианина, если оперативный лизинг в России станет развиваться так же стремительно, как и финансовый (с 2002 по 2008 годы он практически каждый год удваивал свой объём), то на рынке возможен и более впечатляющий скачок.

Возникновение оперативного лизинга считается очередным этапом развития лизинга финансового. Для этого необходимы вторичный рынок на конкретный вид имущества (именно поэтому предметом сделок в оперативном лизинге чаще становится автотранспорт) и готовность лизинговой компании брать на себя обязательства по управлению соответствующим имуществом и его обслуживанию. «На сегодняшний день в России оперативный лизинг получил наибольшее распространение в сегменте легкового автомобильного транспорта, — поясняет генеральный директор ООО “Рентал Флит” Сергей Керкис. — Это связано с некоторыми особенностями самой услуги. Например, для передачи имущества в оперативный лизинг поставщик должен быть уверен в том, что он сможет быстро и выгодно реализовать имущество на вторичном рынке в любой момент. Как известно, ликвидность легковых автомобилей на вторичном рынке значительно выше, чем грузовой техники, спецтехники, железнодорожного и авиа­транспорта и так далее — вторичный рынок некоторых из этих видов техники отсутствует вовсе».

По сути, операционный лизинг сочетает в себе одновременно финансирование и управление имуществом, чаще всего автопарком. В этом случае к предоставлению автомобиля традиционно прилагается его полное сервисное сопровождение в течение срока лизинга. Например, фиксированный ежемесячный платёж за услуги операционного лизинга легковых пассажирских и коммерческих автомобилей, предоставляемый ГК «Интерлизинг» совместно с её дочерней компанией «Рентал Флит», может включать целый ряд опций. В него могут входить финансирование закупки нового автомобиля, регистрация в органах ГИБДД и прохождение государственного технического осмотра, страхование автомобиля и пассажиров от любых рисков, регулярное техническое обслуживание и ремонты, шинный сервис, топливное сопровождение, управление страховыми случаями, управление штрафами, поступающими из органов ГИБДД, подменный автомобиль и др.

Южные перспективы

Оперативный лизинг — один из инструментов развития бизнеса, и потребность компаний в его использовании напрямую связана с ростом деловой активности. «Оценивая рынок оперативного лизинга корпоративного автотранспорта, можно с уверенностью говорить об активном росте во всех регионах, — прогнозирует Сергей Дианин В большей степени рост будет сконцентрирован в ЦФО, поскольку более половины корпоративного автопарка находится именно здесь, а на долю ЮФО и СКФО приходится порядка восьми процентов всего корпоративного автопарка». По оценкам Сергея Керкиса, на Юге сейчас эксплуатируется примерно 10% автомобилей, эксплуатируемых через схему операционного лизинга в России, — около 2,5 тысячи единиц.

Алексей Акиндинов среди актуальных сегодня тенденций в сфере оперативного лизинга выделяет постепенное увеличение спроса, который пытаются подхлёстывать несколько профильных компаний как российского, так и западного происхождения, а также расширение набора сервисов, предлагаемых клиенту вместе с арендой и позволяющих ему избавиться от большинства затрат и забот об управлении имуществом и поддержании его в рабочем состоянии. По мнению г-на Акиндинова, региональные рынки будут расти в соответствии с общим трендом, но в случае ЮФО и СКФО следует учесть, что это не самые популярные среди рыночных лизинговых компаний территории. Поэтому драйверами роста в перспективе ближайших двух лет здесь предсказуемо станут автотранспорт и железнодорожный подвижной состав. Впрочем, Сергей Дианин полагает, что существенный потенциал развития оперативного лизинга заложен и в таких сегментах, как недвижимость, дорожно-строительная и сельхозтехника, сервисное и машиностроительное оборудование.

Пока развитию оперативного лизинга препятствуют прежде всего отсутствие чёткого статуса и конкретизации его принципиальных отличий от обычной аренды. Среди факторов, обуславливающих слабость развития сегмента, в том числе в ЮФО и СКФО, Алексей Акиндинов выделяет молодость рынка, неразвитость инфраструктуры, слабую осведомленность потенциальных клиентов о механизме оперативного лизинга, а также специфику отечественного бизнеса, который предпочитает иметь активы в собственности, а не в аренде. По наблюдениям Сергея Керкиса, российские потребители часто рассматривают автопарки как актив, который они пока не готовы доверить внешнему контрагенту, поэтому сложилась устойчивая привычка владеть всем, в том числе и такими непроизводственными активами, как автомобили. Клиентам трудно поверить, что внешний поставщик сможет справиться с их автопарком лучше, да ещё и сэкономить им деньги.

Потенциальному росту спроса на лизинг, в том числе и оперативный, способствует и износ основных фондов в ЮФО и СКФО, который в ряде территорий значительно превышает среднероссийский уровень. Так, в Волгоградской области и Ставропольском крае его степень на конец 2010 года составила почти 50%, в Ингушетии — 59,5%, в Чечне — 60,4%. Масштабные инвестиционные проекты с госучастием, которых на Юге становится всё больше, будут оказывать дальнейшую поддержку этому виду обновления фондов. «Приближение Олимпиады, несомненно, является двигателем роста экономической активности на всём юге России, — подчёркивает Сергей Керкис. — Развивающаяся инфраструктура, появление новых компаний, занимающихся предоставлением услуг для бизнеса и населения, строительство новых дорог — всё это заставляет бизнес становиться более мобильным и конкурентоспособным. В такой ситуации без наличия качественных услуг по обслуживанию корпоративных автопарков просто не обойтись».

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (203) 2 апреля 2012
    Туристический рынок
    Содержание:
    Некоторым будет погорячее

    После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

    Реклама