Шоу изящных искусств

Культура
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Юг» №13-14 (203)
Что немцу хорошо, может прийтись по вкусу и русскому. В ростовской частной галерее 16th LINE развернулось поп-ап шоу Berlin tut gut

Фото предоставлено галереей 16th Line

Полтора месяца, начиная с 1 марта, берлинская галерея Contemporary Fine Arts будет демонстрировать ростовскому зрителю и потенциальному покупателю работы из своей коллекции, которая формировалась с 1992 года и представлена в основном художниками поколения 40–50-летних. Если кто-то попытается отыскать в выставленном следы концептуальной экспозиции, то изрядно изумится: формат поп-ап шоу таковой не предполагает. Berlin tut gut — или, переводя фразеологизм, «Берлин крут» — проект имиджевый и маркетинговый, скорее презентационный, совместно организованный ростовской и немецкой стороной для подготовки новой арт-рыночной площадки. Устроенный смотр авторского пула Contemporary Fine Arts призван заронить зерно художественной интриги и коммерческого интереса. Судя по прекраснодушной неподготовленности ростовского зрителя, работа предстоит длительная.

Фигуративно выражаясь

Открытие шоу (хотя русское значение слова и просит чего-то явно «спектакулярного») было вполне стандартным. Правда, Филипп Хаверкампф, совладелец Contemporary Fine Arts, назвал своё сотрудничество с ростовскими коллегами и вообще всю российскую затею «приключением», пригласив зрителей и журналистов разделить его азарт. Учитывая, что немногочисленные ростовские коллекционеры ориентированы на живопись, причём чаще ростовскую же, а отнюдь не на малоизвестных немецких художников (а таковых среди представленных — большинство), приключение действительно гарантировано. Однако надо отдать должное куратору события Фолькеру Дилю и всем организаторам: среди выбранных работ — почти исключительно фигуративное искусство, абстрактного мало, а концептуального-актуального — и вовсе нет. Это привычные для классического вкуса картины и фотографии, демонстрирующие, что делалось в европейском искусстве в 1960–1980-х годах и что сегодня составило стабильный ассортимент аукционов среднего уровня.

Из обещанных организаторами «звёзд» здесь, пожалуй, лишь состоявшаяся на мировой арт-сцене Сара Лукас (из группы YBA, «молодые британские художники», знаменитой в первую очередь благодаря Демиену Хёрсту) и Анзельм Райле, вошедший в топ-100 самых продаваемых художников Европы на июнь 2011 года (согласно рейтингу artprice.com).

Британская художница, исследующая гендерные, религиозные, масскультовые стереотипы, представлена на выставке своими фото-автопортретами. Узнаваемость, таким образом, работает на уровне медийного считывания (некоторые из фотографий обошли международные журналы и сайты). Прямой взгляд, резкость создаваемых Сарой Лукас образов полностью отражают и её работу с собственным визуальным эго. На большинстве портретов она открыта и агрессивна: брутально, по-мужски расставленные ноги, нежелание генерировать востребованное поп-культурой изящество, выбор некорректных мест съёмки (унитаз, к примеру) или жестов (с бананом во рту) — всё это позволяет опознать дерзость, прославившую группу YBA.

По словам Филиппа Хаверкампфа, экспонируемая картина Анзельма Райле «Дельфины», несмотря на её поп-артовую природу (сделана как детская «раскраска» по шаблону), отсылает к многослойным смыслам. Возможно. Как и коллажи известного в Германии, но не за её пределами, Джонатана Меезе. Но чтобы считывать аллегории, надобно знать контекст коллажируемого материала — вырезок из глянцевых журналов, рекламных постеров, политических деклараций и пр. — а он-то пока ростовскому зрителю неизвестен. Куда интереснее оказался Михаэль Кунце — автор с ничего не говорящим на европейском рынке именем, однако с очевидным изобразительным чутьём, особой архитектоникой пространства, напомнивший своими картинами поиски русских конструктивистов.

Шоу будет продолжаться

Приехавший на открытие поп-ап шоу Марк Бранденбург — один из перспективных авторов, сотрудничающих с Contemporary Fine Arts. Его чёрно-белая графика (бумага, карандаш) передаёт эффект фотонегатива и рождает предельно современные, динамичные и гротескные образы — города, человека, природы. Возможно, это новый виток развития экспрессионизма, столь близкого духу коллекции Contemporary Fine Arts, самые звучные персонажи которой — классики позднего модернизма Георг Базелиц, Питер Дойг или молодой сюрреалист Даниэль Рихтер, известный российскому зрителю по выставке в московской галерее «Риджина» (2010).

Всё готово к началу поп-ап шоу... yug_203_033-1.jpg Фото предоставлено галереей 16th Line
Всё готово к началу поп-ап шоу...
Фото предоставлено галереей 16th Line

И хотя ростовское поп-ап шоу составили имена куда менее знаменитые, при оценке коммерческих перспектив следует учитывать не столько то, что выставлено, сколько уровень имеющихся в коллекции галереи авторов, а значит, профессионализм её владельцев и кураторов. Не исключено, что менеджмент берлинской Contemporary Fine Arts рассчитывает именно в России раскрутить пока лишь потенциальные бренды — художников локального немецкого уровня, поэтому в «шоу» сделана ставка на имена второго, а то и третьего ряда. Но это реалистично с финансовой точки зрения (пусть и потенциальной): ростовскому и вообще провинциальному коллекционеру просто не по карману величины первого ряда. Ценовой потолок для местного потребителя прекрасного (об арт-инвесторах всерьёз речь пока не идёт) упирается в цифру 3–4 тысячи долларов. Все попытки местных галеристов продвигать произведения выше этого уровня заканчивались печально (на памяти ростовчан несколько закрывшихся в 2000-е годы частных галерей). Поэтому возможность присмотреться к сегменту среднего и начального уровня арт-инвестиций на европейском рынке — та перспектива, которая открывается запущенным в 16th LINE проектом.

Стоит учитывать и то, что арт-рынок Германии — один из активно развивающихся, успешно конкурирующий с США, Великобританией и Китаем по уровню развитости образовательной, выставочной и аукционной инфраструктуры. Кроме того, Contemporary Fine Arts — галерея хотя и молодая (она начала работу после объединения Германии), но авторитетная в европейском галерейном бизнесе, что подтверждается её регулярным участием в столь знаковых профессиональных событиях, как Fiac, Frieze и Art Basel.

Куратор ростовской выставки Фолькер Диль пояснил, что запущенный проект — лишь первый ход в масштабном цикле программ: «Мы начинаем с галереи CFA, которая является ведущей не только в Германии, но и в мире. Осенью будет привезена ещё одна выставка, тоже из Германии, но уже в сотрудничестве с Англией и Финляндией. В дальнейшем к сотрудничеству будут приглашены коллекционеры из Азии и стран Европы. Кроме того, проект включает не только выставки, но и образовательные программы. Мы будем приглашать художников, как пригласили в этот раз Марка Бранденбурга, и они расскажут о своём творчестве, о смысле своих работ. Другой проект, который меня очень волнует и вдохновляет, это видеоарт».

Пока точные контуры предстоящих событий не ясны. Но уже понятно, что 16th LINE берётся переломить ситуацию, сложившуюся в южнороссийском галерейном бизнесе: когда ставка делалась исключительно на местных или, реже, российских художников, а коллекционерам предоставлялся слишком ограниченный выбор возможностей (собственно, это тенденция не только провинциального арт-рынка, но отечественного рынка произведений искусства в целом: инвестировать в западное искусство русские игроки не очень торопятся, наш рынок пока достаточно изолирован от мирового). В несомненном выигрыше сейчас лишь зритель: в Ростов исключительно редко привозят новейшее европейское искусство. И хотя формат поп-ап шоу серьёзно проигрывает концептуально выстроенной экспозиции, он выигрывает в количественном охвате современного материала.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (203) 2 апреля 2012
    Туристический рынок
    Содержание:
    Некоторым будет погорячее

    После громкого январского банкротства туроператора «Ланта-Тур» Госдума возобновила рассмотрение серии поправок в федеральный закон о туристской деятельности, направленных на дальнейшее укрупнение рынка туруслуг. Принятие поправок может привести к существенному сокращению числа игроков в этом весьма популярном на Юге сегменте бизнеса — прежде всего среди малых и средних компаний

    Реклама