Окно на Украину европейского образца

Алексей Иванов
16 апреля 2012, 00:00
  Юг

За год существования еврорегиона «Донбасс» товарооборот между Ростовской областью и Украиной увеличился на 300 млн долларов при совокупном росте почти на 50%. Пока, правда, в результате сотрудничества растёт отрицательное сальдо торгового баланса российской стороны

Еврорегион «Донбасс» принят в качестве полноправного члена в Ассоциацию европейских приграничных регионов

Окончательное признание новой структуры произошло 2 декабря 2011 года на заседании исполнительного комитета Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР) в финском городе Васа, где «Донбасс» получил добро на принятие в качестве полноправного члена этой организации, без прохождения статуса наблюдателя, срок действия которого, согласно Уставу АЕПР, длится два года. Одновременно российско-украинский еврорегион принят в состав целевой группы Ассоциации по внешним границам. Уже известно, что только в рамках программы межграничного сотрудничества на 2007–2013 годы АЕПР предполагает потратить на поддержку инициатив государств-членов еврорегионов порядка 312 млрд евро.

Сальдо наизнанку

Нежелание украинского руководства подключаться к Таможенному союзу и осторожный подход обеих стран к «газовому вопросу» в прошлом году не позволили регионам кратно нарастить товарооборот, который занимает 31% во всём внешнеторговом обороте Дона. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в министерстве экономики Ростовской области, в 2011 году внешнеторговый оборот с Украиной составил 3,16 млрд долларов (на 47% больше, чем в 2010 году). В этой сумме на экспорт приходится 489 млн, на импорт — 2,67 млрд долларов.

Столь внушительное отрицательное сальдо опирается на традиционно низкую себестоимость украинских товаров. В товарных группах импорта преобладают чёрные и цветные металлы, прокат, минеральные продукты, химия — притом, что многие отрасли представлены крупными предприятиями на Дону. Из Ростовской области на экспорт идут больше машиностроительная продукция, оборудование, средства транспорта. При этом, как пояснили в минэкономики, в минувшем году экспорт из Ростовской области на Украину даже вырос на 68% по сравнению с 2010 годом.

На вопрос, кому выгодно создание «Донбасса», красноречиво отвечают итоговые цифры прошлого года. Товарооборот Ростовской области с Донецкой подскочил сразу на 65%, составив 982 млн долларов (экспорт — 102 млн, импорт — 880 млн долларов). В товаро­обороте с Луганской областью эти цифры для Ростовской области чуть более щадящи: внешнеторговый баланс составил 226,8 млн долларов (рост на 26%), из которых экспорт — 38,7 млн, импорт — 188,1 млн долларов.

В то же время для донской экономики при столь ощутимом отрицательном сальдо «ворота еврорегиона» стали существенным подспорьем, ибо экспорт в Луганскую область для ростовских предпринимателей вырос на 80%, а в Донецкую — сразу втрое. Импорт же увеличился менее заметно — из Луганска на 34%, из Донецка — в полтора раза.

Настораживает иное — в сегментах «Добывающая промышленность», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по итогам прошлого года экономические показатели украинских территорий вполовину опережают аналогичные показатели Ростовской области (от 119,6 до 150,5% против 109,1–116 %).

К тому же по таким показателям, как инвестиции в основной капитал, Донецкая и Луганская области по итогам 9 месяцев показали рост на 55,2 и 28,5% соответственно, в то время как Ростовская — падение на 15%. Повышение инвестиционной активности означает, что в ближайшие годы в рамках еврорегиона баланс «сырьё/товары» может круто измениться — и с Украины к нам пойдёт уже готовая продукция.

Напрямую быстрее

Идея неполитической интеграции сопредельных территорий перекочевала на просторы бывшего СССР из Европы в начале 90-х годов прошлого века. По замыслу её разработчиков, сформулированному ещё в начале 70-х годов в рамках стран Общего рынка, еврорегион был призван создавать между его участниками совместные экономические структуры по кооперации, развитию приграничной торговли, реализации различных проектов в области туризма, экологии, спорта и культуры. В пределах еврорегиона практически устранялись таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. В Восточной Европе после крушения соцлагеря об этом приходилось только мечтать. К тому же из-за серьёзной экономической стагнации стран СНГ идея еврорегионов долгое время оставалась лишь на бумаге. Исключение составляла Калининградская область в силу своей близости к дальнему зарубежью.

В начале нового века процесс образования еврорегионов с участием территорий центральной части России активизировался, вовлекая в сотрудничество Украину, Беларусь и Прибалтику. Однако политические изменения на Украине середины десятилетия с приходом к власти прозападных лидеров вновь заморозили процесс интеграции, сведя на нет начавшиеся контакты в рамках еврорегионов «Днепр» (Брянская, Гомельская и Черниговская области), «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области) и «Ярославна» (Курская и Сумская области). Победа на украинских выборах в феврале 2010 года пророссийской Партии регионов Виктора Януковича реанимировала идею, расширив спектр участников регионов и на российский Юг. Показательно, что приграничные территории к моменту потепления уже обо всём договорились, — напрямую им работать удобнее.

Логичный альянс

По сути, созданный поздней осенью 2010 года еврорегион «Донбасс» во многом повторяет географические контуры бывшей Области Всевеликого войска Донского, когда в её состав входили территории нынешних Луганской и Донецкой областей. И тогда, и сейчас сопредельные территории отличались большой концентрацией промышленных и добывающих производств (уголь, металлургия, машиностроение), что делало их экономически близкими друг другу. А стало быть, кооперация по типу еврорегиона выглядела вполне логичной, тем более что территории востока Украины традиционно тяготели к России. К тому же в советские времена многие предприятия Восточного и Западного Донбасса работали в связке, являясь поставщиками либо сырья, либо комплектующих друг для друга. К примеру, дешёвые коксующиеся угли Западного Донбасса всегда пользовались спросом у металлургической отрасли европейской части России, а электровозы, собираемые в Новочеркасске, отправлялись на Украину, где подвижной состав на электрической тяге вообще не производился. С другой стороны, южнороссийский бизнес претендовал на активы в Луганской области, а донбасский был не прочь приобрести угольные и энергетические предприятия в Ростовской области.

С момента основания еврорегиона Ростовской и Луганской областями предполагалось, что неполитическая организация станет инструментом для содействия совместным трансграничным проектам и организацией прямого сотрудничества и развития приграничных территорий. Обе области шли к своей экономической интеграции с 1999 года, когда между ними было подписано первое соглашение о сотрудничестве в экономической, гуманитарной, природоохранной сферах.

В марте 2011 года на учредительном заседании Совета еврорегиона «Донбасс» в его состав была включена также Донецкая область. По словам председателя Донецкой областной государственной администрации Анатолия Близнюка, в его регионе насчитывается 4,43 млн жителей, которые обеспечивают 20% всего промышленного потенциала Украины, поэтому им есть что предложить партнёрам.

Его коллега из луганской администрации Владимир Пристюк заметил, что в рамках еврорегиона уже есть реализованные совместно с россиянами проекты. В частности, долго находившаяся в состоянии экономического упадка ХК «Лугансктепловоз», приватизация которой российским холдингом долго оспаривалась предыдущими украинскими властями, сегодня успешно работает в кооперации с Трансмашхолдингом и Новочеркасским электровозостроительным заводом, создавая совместный локомотив, в том числе и для экспортных поставок. Украинская компания «Горные машины» и Каменский машзавод производят горнодобывающую технику для угольной промышленности, предполагается строительство завода по производству холодильного оборудования. В Луганске также готовы делать колёсные пары для нужд ОАО «РЖД», а «Глория Джинс» приобрела там текстильную фабрику. Завод «Красный Луч» совместно с таганрогским «Прибоем» выпускает электроблоки и гидроакустику для оборонно-промышленного комплекса, делает комплектующие для ростовского завода «Роствертол», «Арммех» сотрудничает с комбайновым заводом «Ростсельмаш». Есть проекты в химической, угледобывающей, перерабатывающей отраслях, ЖКХ, АПК, строительстве.

В администрации Ростовской области полагают, что создание еврорегиона будет способствовать упорядочению нормативной правовой базы, регулирующей приграничное сотрудничество, приведёт к расширению торгово-экономических контактов, улучшит занятость населения, что весьма актуально для шахтёрских территорий. Кроме того, создание еврорегиона позволяет привлекать финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию программ по линии Европейского Союза. Использование этой, уже апробированной в европейских странах,  модели приграничного сотрудничества поможет повысить степень экономического, культурного и информационного взаимодействия приграничных районов. Кроме того, стратегическим направлением их работы станет реализация программы экологического оздоровления реки Северский Донец, протекающей по территории всех трёх областей.

«Мы больше заинтересованы в сильной Украине в партнёрстве с Россией, чем в слабой, разрушающейся Украине без России, — считает избранный главой еврорегиона донской губернатор Василий Голубев. — И лучшим результатом работы должно стать повышение качества жизни на наших территориях».

Картельная стратегия

По мнению политолога Южного федерального университета Антона Бредихина, основными экономическими задачами «Донбасса» станут увеличение количества пунктов пропуска через границу, участие в восстановлении «Шёлкового пути» — строительстве автомобильной дороги через всю Украину с запада на восток, через Ростовскую область и с выходом в Казахстан, создание логистических центров (Меловое — Чертково, Новошахтинск — Свердловск), кооперация в машиностроении и решение экологических проблем бассейна Северского Донца.

Есть и ещё один важный аспект сотрудничества. «Министерство иностранных дел Украины подтверждает, что около трёх миллионов её жителей нелегально работают за пределами страны, — говорит заместитель председателя Луганской облгосадминистрации по вопросам экономической, промышленной политики и финансов Анатолий Репицкий. — Прежде всего это связано с тем, что каждая страна имеет свои собственные правила трудоустройства, которые зачастую не совпадают с нашими. Если же появятся общие правила для приграничных территорий, то люди будут не только социально защищены, но и уверены в своём будущем. Мы считаем, что каждый человек имеет право на официальное трудоустройство, чтобы его стаж учитывался и он мог рассчитывать на медицинскую помощь на той территории, где работает».

В сумме экономическая специализация «Донбасса» на добывающих, обрабатывающих и высокотехнологических производствах (ВРП украинских территорий «Донбасса» вдвое выше, чем в среднем по стране), наличие энергоизбыточного потенциала и собственного газа (АЭС, ГРЭС, «Донгаздобыча» в Ростовской области) плюс мощная научная  база дают возможность еврорегиону при действующем режиме политического благоприятствования в ближайшие годы стать своеобразным «Руром СНГ». Совокупный потенциал металлургии, угледобычи, машиностроения и АПК вкупе с облегчённым таможенным режимом сможет сделать его локомотивом не только местной, но и федеральной промышленности. На сегодняшний день на территории Донецкой области сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Луганская область обеспечивает 8,4% реализованной промышленной продукции и по объёмам занимает третье место среди регионов страны. Там же добывается почти 35% всего украинского угля, производится до 15% всей стали и чугуна, 7% органических удобрений. На долю Ростовской области приходится около 1,5% всего промышленного производства России, но вместе с тем здесь существует огромный потенциал для роста. В контексте вступления России в ВТО кооперация в рамках еврорегиона может стать значительным подспорьем для конкурентной борьбы с более мощными зарубежными производителями.

Столь высокий потенциал еврорегиона вполне может быть использован при условии наличия политической воли России и Украины для дальнейшей интеграции в рамках либо «союзного государства» (по белорусскому сценарию), либо внутри Таможенного союза при облегчённом режиме пересечения границы для товаров и сырья. В этом случае доля рынка для конкурентоспособной продукции еврорегиона будет обеспечена за счёт низкой себестоимости и согласованной ценовой политики. К примеру, картельная политика угольщиков и металлургов позволит им завоевать устойчивые позиции в российском ТЭКе, а продукция химиков — в АПК обеих стран.

Перспективы «Донбасса» уже сегодня вызывают интерес и у соседних регионов Украины. Как заметил в беседе с «Экспертом ЮГ» заместитель губернатора Запорожской области Пётр Гончарук, его регион готов обсуждать с российской стороной создание индустриальных парков, один из которых в Запорожье уже есть. По его словам, украинская сторона давно налаживает двустороннее сотрудничество в различных сферах деятельности с Калужской и Брянской областями. Она готова обмениваться опытом, создавать бизнес-миссии, участвовать в различных выставках и форумах. Есть интерес к сотрудничеству и у Киевской области. Показательно, что региональные лидеры в один голос выражают уверенность в том, что их территории могут куда быстрее договориться между собой о сотрудничестве, чем правительства двух стран. Сегодня уже рассматривается вопрос о создании ещё одного еврорегиона — «Азов».