Московская раскройка под Азовом

Ростовская область этой осенью обзаведётся ещё одним высокотехнологичным заводом металлоконструкций, который сейчас возводится на бывшей площадке азовского завода «Донпрессмаш». Строящая завод группа МТЕ планирует создать здесь целый куст предприятий по обработке металла

Группа МТЕ заявляет о намерении создать к в 2014 году одну из крупнейших на Дону площадок по производству металлоконструкций

Компания «Квалимет», входящая в группу МТЕ, на приобретённой ранее родственными структурами площадке азовского предприятия ведёт строительство первой очереди завода металлоконструкций мощностью 20 тысяч тонн в год и стоимостью 370 млн рублей. Финансирование ведётся из собственных средств группы МТЕ, окупить капиталовложения инвесторы надеются в течение пяти лет. Номенклатура изделий — металлоконструкции разных форматов, применяющиеся при строительстве складов, терминалов, торговых сооружений, стадионов, аэропортов, линий электропередач и жилья. Сообщается, что на предприятии будут использованы технологические цепочки голландской компании Voortman Automatisering B.V.

Преимущество в оборудовании и кадрах

«Наше оборудование даёт возможность производить любую конфигурацию металлоконструкций, от обычных колонн до сложных видов ферм, — рассказывает генеральный директор ООО “Квалимет” Григорий Падалко. — Все основные процессы автоматизированы — раскрой металла с маркировкой необходимых деталей, сварка, грубая очистка с последующей окраской изделий. В перспективе мы планируем установку гальванической линии».

Под создание завода «Квалимет» использует старое помещение производственного корпуса, где сейчас ведётся капитальный ремонт, размещается крановое хозяйство. Здесь уже подведено водо-, газо- и электроснабжение, далее предусматривается строительство административно-бытовых корпусов и монтаж оборудования. Площадь производственного корпуса — 12 тысяч кв. м при 15 тысячах кв. м прилегающей территории. Осенью на предприятии начнутся пусконаладочные работы и обучение персонала, а в начале следующего года компания намерена выйти на промышленную эксплуатацию своих мощностей. Строительство второй очереди намечено также на 2013 год — после совершенствования производственных процессов предприятие увеличит свои мощности вдвое, не исключается возможность и последующего расширения. Инвестпроект в конце прошлого года вошёл в «губернаторскую сотню», и в компании надеются на предусмотренные в этом случае преференции со стороны региональной власти.

Предприятие намерено работать как для внутренних нужд группы МТЕ, так и для рынка. «Сейчас мы оцениваем ситуацию на рынке и чётко понимаем, кому и что можно продать, — говорит Григорий Падалко. — Уже есть стартап-заказчики из числа энергетических и строительных компаний, с которыми у нас подписаны соглашения о намерениях, сформирован портфель заказов на 16–18 тысяч тонн продукции, и мы без трудностей доберём недостающее».

В компании убеждены, что предприятие сумеет по нарастающей загрузить свои мощности: «Мы не видим сейчас ограничений, перспектив предостаточно, мы понимаем, как работать, — заявляет г-н Падалко. — Конкуренты однозначно останутся на рынке, но мы будем брать скоростью и качеством. Основные конкурентные преимущества будущего завода заключаются в современном инновационном оборудовании и в людях — квалифицированных специалистах группы МТЕ». Гендиректор «Квалимета» не исключает, что при запуске завода компании-конкуренты активизируют свою деятельность, чтобы удержать позиции на рынке.

У группы МТЕ вообще большие планы, связанные с азовской площадкой: завод металлоконструкций — лишь один из проектов. Здесь может появиться мощный промышленный куст с широкими компетенциями в области обработки металла. На предприятии «МТЕ ДПМ» сейчас проходит модернизация сталелитейного, чугунного и кузнечно-прессового производства, а с учётом ввода мощностей «Квалимета» азовские активы холдинга смогут выполнять комплексные металлоработы в соответствии с персональными пожеланиями заказчика. Тем более что в апреле группа МТЕ и немецкая SHW Casting Technologies (структура холдинга CT GmbH, одного из мировых лидеров в области чугунного литья) достигли договорённостей о создании на территории «МТЕ ДПМ» современного чугунолитейного производства в форме совместного предприятия, которое будет работать, используя передовые технологии немецких партнёров.

Конкуренты сомневаются в логистике

В России пока мало распространено строительство объектов из металлоконструкций, поэтому рынок в целом станет расти — соответственно, будет легче занимать на нём хорошую долю и развивать производство, полагает Михаил Родионов, заместитель директора информационно-аналитической группы «Русмет». «Мне кажется, компании МТЕ недостаёт среднего передела по стали — прокатного производства, — рассуждает г-н Родионов. — С другой стороны, на рынке металлопроката нет недостатка предложений, а его производством занимаются многие, в том числе и крупные предприятия; конкуренция же в этом сегменте гораздо жёстче, чем, например, в сегменте металлоконструкций. Поэтому отсутствие собственного прокатного производства может, напротив, играть на руку группе МТЕ: не лезть на рынок, где играют все, от грандов отечественной металлургии до мини-заводов и импортёров, а наладить производство очень востребованной продукции, заточенной под конкретного заказчика».

На Дону сейчас действует более десятка небольших и крупных заводов металлоконструкций. Одним из видных производителей региона является компания «Ростовский завод металлоконструкций ЮТМ», при мощности 15 тысяч тонн последние два года выпускающая 7–8 тысяч тонн продукции ежегодно. Как сообщил «Эксперту ЮГ» директор предприятия Геннадий Кононов, в настоящее время на заводе проводится модернизация около 40% оборудования, компания развивает свои основные конкурентные преимущества по изготовлению нестандартных конструкций под конкретного заказчика. «В Ростовской области много малых предприятий, изготавливающих металлоконструкции, но крупных компаний с большими производственными возможностями всего несколько, — рассказывает г-н Кононов. — Мы берём качеством и объёмами при относительно коротких сроках изготовления, и пока не видим серьёзных соперников». По мнению Геннадия Кононова, эффективность предприятия измеряется не столько наличием высокотехнологичного оборудования, сколько уровнем кадров при активной маркетинговой политике.

Самое свежее и современное предприятие отрасли в регионе — завод «Металл-Дон» с ежегодной мощностью 30 тысяч тонн, введённый в строй год назад в Октябрьском районе. Причём предприятие использует оборудование того же производителя, что и будущая площадка «Квалимет». Завод создавался преимущественно для развития птицеводческого бизнеса компании «Евродон», однако уже сейчас активно работает на рынок. В марте «Металл-Дон» получил аттестацию ФСК ЕЭС для производства опор ЛЭП и металлоконструкций для подстанций; руководство завода полагает, что это позволит увеличить портфель заказов на 30–50%. «Конкуренция на рынке крайне высокая, “толкаться” приходится не только по Югу, но и по всей стране в целом, география отгрузок нашей продукции крайне обширна — от Калининградской области до Дальнего Востока, — комментируют в “Металл-Доне” индустриальную инициативу группы МТЕ. — Конкурировать приходится в первую очередь с предприятиями, которые имеют определённые наработки по клиентской базе и готовы дать заказчику не только хорошую цену и качество, но и комфортные условия поставки. Даже при объёме в 5–10 тысяч тонн уже трудно представить, как предприятие будет работать всего на один регион. Для примера — строительство нового среднего по масштабу завода или крупного логистического комплекса потребует одну-две тысячи тонн металлоконструкций. Такие комплексные заказы — редкость, к тому же они не будут сосредоточены в одном регионе».

В «Металл-Доне» сообщают, что в I квартале этого года загрузка их предприятия составляла около 50–60%, что было связано с «низким» сезоном на рынке. В ближайшие месяцы компания планирует выйти на 80–90% загрузки своих мощностей. «Вторая очередь “Квалимета” производительностью до 40 тысяч тонн в год — это существенная цифра, но даже выйдя на заявленные мощности к 2014 году, будущему заводу потребуется не только максимально отладить собственные производственные процессы, но и обеспечить условия по качеству и срокам отгрузки продукции для своих клиентов, — рассказывают о своих конкурентных преимуществах в “Металл-Доне”. — А это на современном рынке с современной логистикой — не менее важный фактор, чем вал по тоннажу».