Отвоевали докризисный рубеж

Арина Барсукова
30 апреля 2012, 00:00
  Юг

Объём страховых премий, собранных на Юге по итогам прошлого года, приблизился к 38,5 млрд рублей, на 15% превысив уровень докризисного 2008 года, когда страховщики в ЮФО и СКФО заработали 33 млрд

В прошлом году страховой рынок юга России продемонстрировал очень высокие темпы роста. Объём страховых премий, собранных в ЮФО и СКФО в добровольном и обязательном (кроме обязательного медицинского) страховании, по сравнению с 2011 годом увеличился на 22% (см. график). Такая динамика несколько опережает прошлогодний 20-процентный рост страхового рынка в целом по России и гораздо выше, чем скромные достижения 2010 года, когда региональный рынок вырос всего на 7%. По итогам 2011 года доля Юга составила 5,8% страхового рынка России. Всего в прошлом году на Юге работало 178 страховщиков — это меньше, чем год назад, когда их насчитывалось 187. Концентрация на рынке продолжает усиливаться.

Вклад в общую копилку страховщиков ЮФО и СКФО предсказуемо неодинаков. Валовые показатели выручки по двум округам различаются почти в четыре раза: страховые взносы в ЮФО в прошлом году составили 30,3 млрд рублей, а в СКФО — 8,1 млрд рублей. Эта диспропорция хорошо видна и по такому показателю, как количество игроков рынка. Например, в Ингушетии в прошлом году работали всего 20 страховых компаний, в Карачаево-Черкесии — 33, в Ростовской области — 120, а в Краснодарском крае — 127. Тем не менее, и ЮФО, и СКФО продемонстрировали в прошлом году высокую динамику развития страхового рынка; в частности, на Северном Кавказе рост составил 19,6%.

Удвоение миллиардеров

На 50 крупнейших страховых компаний Юга (см. таблицу) суммарно приходится 93,4% всех страховых взносов, собранных в ЮФО и СКФО (без учёта обязательного медицинского страхования). В нынешнем рейтинге увеличилось количество компаний-миллиардеров. Если в 2010 году всего 6 страховщиков могли похвастаться собранными на Юге премиями свыше миллиарда рублей, то по итогам 2011 года таких компаний почти в два раза больше — уже 11. Это не менее знаковый момент, чем совокупное превышение всеми игроками рынка уровня докризисных сборов.

Первые 6 компаний рейтинга сохранили за собой места, прочно занятые в предшествующие годы. Изменения начинаются с седьмой строки, на которую с 20-й поднялась страховая группа МСК, за год увеличившая собранные на Юге премии в 2,7 раза. В декабре 2010 года акционеры МСК и страховой группы «Спасские ворота» приняли решение об объединении, в результате которого новая компания ОАО «СГ МСК» стала одним из наиболее динамично развивающихся игроков страхового рынка России. В планах группы — вдвое увеличить свою долю в ближайшие 2 года и войти в пятёрку крупнейших страховщиков России, в связи с чем логично ожидать, что она продолжит подниматься вверх по строкам рейтинга. С 25-й на 11-ю позицию взлетела компания «Росагрострах», за год троекратно увеличив сборы на Юге за счёт развития сегмента страхования урожая сельхозкультур. Юг является особо важным рынком для Росагростраха, на этот регион приходится половина всех премий компании за год.

Во второй половине рейтинговой таблицы изменений ещё больше. В списке 50 крупнейших страховщиков Юга появились три компании, начавшие работать в регионе, имея московскую прописку центрального офиса, — «Исла» (42 место), Межбанковская региональная страховая компания (47 место) и СК ПБ (48 место), активно работающая в секторе корпоративного страхования, а также компания «Полис» (28 место) с центральным офисом в Орле. Немаловажно, что все четыре новичка собрали на Юге премии в сегменте сельхозстрахования, который в регионе освоили далеко не все игроки. Из 178 страховщиков, представленных на рынке ЮФО и СКФО, только 34 в 2011 году работали в этом сегменте добровольного страхования имущества.

Самыми динамичными страховщиками из представленных в рейтинге стали «ВТБ Страхование» (прирост премий составил за год 384%) и «Северная Казна» (прирост 357%). Страховой дивизион группы ВТБ в прошлом году продолжал региональную экспансию и присутствует уже более чем в 50 субъектах — как за счёт собственных филиалов и представительств, так и в виде точек продаж, открытых на базе допофисов банка ВТБ24. С марта 2011 года компания «ВТБ Страхование» начала работу в СКФО, открыв филиал в Ставрополе. Екатеринбургская страховая компания «Северная Казна» уже действует более чем в 20 городах Юга и в 2012 году планирует продолжить расширение географии. Поскольку планы обеих компаний предусматривают дальнейший рост территориального охвата их деятельности, следует ожидать их продвижения в южном рейтинге и по итогам 2012 года.

Растущие сегменты

«Это был максимальный рост среди всех федеральных округов», — говорит о результатах года в ЮФО первый заместитель генерального директора САО «Гефест» Владимир Карюкин. Его компания в 2011 году заключила один из крупнейших в России договоров в сегменте страхования строительно-монтажных рисков (СМР) — на 55 млрд рублей было застраховано строительство Дублёра Курортного проспекта в Сочи. По мнению г-на Карюкина, высокой динамике рынка способствовало прежде всего повышение уровня проникновения страхования за счёт реализации проектов, финансируемых из бюджетов разных уровней (подготовка к Олимпиаде в Сочи, федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы» и «Юг России»).

Игроки рынка не сомневаются, что и в этом году страхование СМР покажет особую динамику, хотя высокие темпы роста ожидаются и в других сегментах. Вице-президент компании «АльфаСтрахование», директор её Южного регионального центра Евгений Череменин среди недавних событий, оказавших наибольшее влияние на развитие страхового рынка, выделяет прежде всего государственные инициативы. «Принятие и корректировка пяти законов (ОМС, ОПО, ОСАГО, агрострахование с государственной поддержкой, о страховом деле в РФ) в течение года — это беспрецедентный случай в истории российского страхования, — комментирует г-н Череменин. — Всё это, естественно, положительно влияет на страховой рынок и стимулирует развитие добровольного страхования. Если говорить о долгосрочных перспективах, то мы предполагаем, что локомотивом роста станет страхование жизни и здоровья».

Директор Южного регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгений Череменин считает, что принятие и корректировка пяти законов в течение года — это беспрецедентный случай в истории российского страхования yug_207_021.jpg Фото предоставлено компанией
Директор Южного регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгений Череменин считает, что принятие и корректировка пяти законов в течение года — это беспрецедентный случай в истории российского страхования
Фото предоставлено компанией

По мнению Владимира Карюкина, опережающие темпы роста покажет в этом году сегмент корпоративного страхования, в связи с введением закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта» (ОПО) и модернизацией рынка сельскохозяйственного страхования, а также благодаря развитию кросс-продаж. Увеличение тарифов по ОСАГО уже привело к росту сборов по этому виду страхования. «На продажи ОСАГО повлияло и введение с января этого года нового закона о техосмотре — клиенты спешили продлить договоры ОСАГО до вступления закона, чтобы не проходить “незапланированный техосмотр”. Это привело к своего рода “буму” ОСАГО в конце прошлого года, а также к изобретению некоторыми недобросовестными игроками рынка страхования различных схем продления ОСАГО в противоречии с действующим законодательством», — отмечает руководитель Южной дирекции СК «Цюрих» Сергей Остапенко.

Продажи по каналам

Страховой рынок отличается высоким уровнем конкуренции. Учитывая, что большинство предложений страховщиков так или иначе стандартизированы, особенно в области обязательных видов страхования, игрокам рынка для привлечения клиентов приходится делать упор на неценовые факторы. Например, ряд страховщиков своим конкурентным преимуществом считают уровень сервиса, достигнутый в компании. «По сути, страховые программы разных компаний отличаются друг от друга только уровнем клиентского сервиса, и как раз над совершенствованием собственных бизнес-процессов мы и продолжим работать — говорит вице-президент дивизиона “Юг” группы “Ренессанс страхование” Константин Городецкий. — Наша стратегия — это сервис через технологии и для клиентов, и для партнёров. Всем партнёрам мы предлагаем веб-интерфейсы, повышающие скорость и эффективность взаимодействия».

Многие участники рынка подчёркивают, что во время кризиса особенно пострадал канал продаж через партнёров в так называемом немоторном секторе (страхование имущества граждан и компаний, различных видов ответственности, от несчастного случая и пр.), в том числе в банковском страховании, что связано с тем, что банки сокращали ипотечное кредитование. Сейчас этот сегмент банковской розницы отличается возросшей динамикой: следовательно, такие сделки формируют спрос на страхование жизни и здоровья, квартиры и риска утраты права собственности на квартиру клиента банка. А отказаться от такого договора страхования будущий владелец квартиры не может: это является обязательным требованием со стороны кредитной организации.

Свою лепту в динамику рынка внёс и законодатель, введя уже упомянутое обязательное страхование опасных производственных объектов. «С введением в действие закона об ОПО открылся новый рынок, который находится в фокусе внимания многих страховщиков, в том числе и нашей компании, — рассуждает о каналах организации продаж в нынешнем году Сергей Остапенко. — Поэтому коммерческому каналу уделяется особое внимание. Агентский, традиционно сильный в России, канал не так сильно пострадал от кризиса, а состояние прямого канала напрямую зависит от имиджа, который компания сумела сформировать на протяжении кризисного периода. Мы продолжим активно развивать эти два канала, делая акцент на немоторных видах страхования. Учитывая рост спроса в этом направлении, компания активно разрабатывает новые для рынка продукты, например, “коробочный” продукт страхования предприятий малого и среднего бизнеса».

В поисках новых источников роста многие компании не только делают ставку на расширение географии своего присутствия, но и развивают те сегменты рынка, которым раньше уделялось меньше внимания. Например, «Гефест», наряду с увеличением региональной сети, планирует в этом году более активный выход на рынок страхования имущества юридических лиц, предлагая полный спектр услуг корпоративным клиентам, в том числе страхование ответственности владельцев ОПО. Дирекция Южного регионального центра «АльфаСтрахования» на 2011 год планирует рост на уровне 15%, делая основной упор на развитие корпоративного страхования. Ещё одна важная для компании задача — развитие агрострахования в новых условиях реализации ФЗ-260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

Вместе с тем дальнейшая динамика страхового рынка, отмечают эксперты, зависит от состояния мировых финансовых рынков. «Если рост российской экономики продолжится, то объём страховых премий может увеличиться на 15–20 процентов — в основном за счёт автострахования, страхования имущества и обязательного страхования ОПО, на этот сегмент страховые компании возлагают большие надежды», — прогнозирует Константин Городецкий. По его мнению, дополнительным стимулом развития для несервисного страхования (страхование имущества юридических лиц, страхование от несчастного случая, туристическое страхование) остаётся приближающаяся Олимпиада в Сочи, хотя говорить о страховом буме не приходится. Уровень развития страховой культуры в России, констатируют страховщики, по-прежнему существенно отличается от мировой практики.