Сочи взялся за крупный пассажирский порт

Повестка дня
Москва, 28.05.2012
«Эксперт Юг» №21 (210)

Фото: ARCHI.RU

21 мая ФГУП «Росморпорт» и ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”» подписали договор о создании в Сочи международного центра морских пассажирских и круизных перевозок. Проект является второй очередью строительства сочинского морпорта, его стоимость составляет 7,11 млрд рублей. В состав второй очереди входят создание двух причалов под круизные лайнеры протяжённостью 730 м, причалы под суда типа «Ро-Ро» и портофлота, строительство километрового оградительного мола и двухсотметрового волнолома. Помимо этого, запланированы реконструкция существующих десяти причалов и проведение работ по дноуглублению.

Как заявляет пресс-служба ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”», акватория хорошо исследована специалистами компании, хотя география морского порта крайне неблагоприятна. Аналитик агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов подтверждает, что основной проблемой морпорта в Сочи могут стать особенности географического расположения. Чтобы судно смогло пристать к причалу, нужны очень хорошие погодные условия; зимой это практически невозможно из-за сильного ветра и высоких волн. С ноября в Сочи начинается штормовая погода, и для обеспечения безопасности мореплавания район закрывается для круизного судоходства. Такие ограничения из-за климата и географии могут сильно сократить сроки сезонного приёма кораблей, что повлияет на окупаемость порта. Но в ООО «Сочиморстрой» уточняют, что после завершения строительных работ порт сможет принимать суда при любых погодных условиях круглогодично.

В связи с тем, что порт является олимпийским объектом, генподрядчик взял на себя обязательства провести строительные работы за 17 месяцев и сдать объект в эксплуатацию к октябрю 2013 года. Работы проводятся в крайне сжатые сроки. Как пояснили в ООО «Сочиморстрой», дочерней компании «Корпорации “Инжтрансстрой”», нормативные сроки строительства подобных сооружений гораздо выше контрактных, особенно учитывая ведение работ на открытой морской акватории в осенне-зимние штормовые периоды. Однако заместитель генерального директора «Сочиморстроя» Максим Головач заверил, что компания имеет большой опыт по возведению сложных комплексных гидротехнических объектов, квалифицированный персонал, необходимое количество техники и оборудования; это позволит выполнить обязательства в оговоренные договором сроки.

ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”», профильной деятельностью которого является строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе портовых и гидротехнических, привлекалось как генподрядчик к строительству первой очереди морпорта в Сочи. Основной задачей первой очереди стало образование в море новой территории общей площадью 6,5 га с возведением по периметру берегоукрепительных соору­жений различной конструкции общей протяжённостью до 1 км.

Во время проведения Олимпийских игр 2014 года новый порт, безусловно, заработает в полную мощь. Другой вопрос, будет ли он загружен после окончания Игр. Потенциал у проекта, впрочем, велик: Сочи вполне может стать центром круизного туризма на Чёрном море — как международного, так и внутреннего.

В настоящее время возможности порта принимать круизные суда ограничиваются пассажировместимостью до 1,6 тысячи человек, однако при создании нового глубоководного причала в порт смогут заходить суда вместимостью до 2–3 тысяч туристов. Для сравнения, паром Princess Anastasia, выполняющий рейсы Санкт-Петербург — Стокгольм, вмещает 2353 пассажира. По прогнозу, к 2015 году пассажирооборот сочинского морпорта должен дойти до 449 тысяч человек в год — из них международные линейные перевозки составят 106 тысяч человек, местные линейные перевозки — 235 тысяч человек, остальные будут приходиться на долю общего круизного туризма.

Но чтобы достичь планируемого уровня пассажирооборота по внутренним перевозкам, необходимый для этого флот придётся создавать практически с нуля. «На сегодняшний день ни одного крупного пассажирского судна в бассейне нет, круизные перевозки в акватории Черного моря не развиты, — говорит заместитель генерального директора ООО “Черноморские Скоростные Линии” Юрий Юстус. — Пассажирооборот по линии Новороссийск — Сочи в 2010 году составил 8,5 тысячи человек, в 2011 году — 5,5 тысячи человек». По словам г-на Юстуса, основная проблема заключается в транспортном обеспечении: в последние 5 лет перевозки осуществляются только при помощи небольших прогулочных катеров и теплоходов типа «Комета»: «Всё это маломощные судна прибрежного плавания, а по заявлению Минтранса, в обозримом будущем департаментом морского транспорта приобретение нового морского флота не предусмотрено».

В то же время одним из приоритетных направлений сочинского морпорта может стать обслуживание круизных туров из США и Западной Европы, но для этого необходимо провести дополнительные мероприятия по привлечению иностранных судов. Планируется также создание отдельной круизной линии из Сочи, в которую войдут порты Средиземного моря и Балтики; продолжительность таких круизов составит две-три недели. Отдельным направлением станут регулярные круизные туры по Чёрному морю с широким списком потенциальных портов захода — от Ялты и Севастополя до Стамбула и Батуми.  

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №21 (210) 28 мая 2012
    Ресторанный бизнес
    Содержание:
    Менталитет бьёт порядок

    Южный рынок ресторанов даёт ежегодный прирост в среднем на 10%. Выращивается он, в основном, региональными игроками: московские компании преуспевают только в сегменте фаст-фуда, а местные рестораторы твёрдо держат свои позиции

    Реклама