Транспорт созрел для слияний

Экономика и финансы
Москва, 11.06.2012
«Эксперт Юг» №22-23 (212)
В прошедшем году на Юге наблюдался рост сделок в сфере слияний и поглощений, что обеспечило региону четвёртое место в российском рейтинге по объёму сделок в секторе M&A. Подавляющая часть зафиксированных сделок — с участием транспортных компаний. Однако многих сделок мы пока не видим

Фото: picvario.com/ Russian Look

В 2011 году на Юге компанией ADE Professional Solutions зарегистрировано 14 завершённых сделок с участием российских активов на общую сумму 2,5 млрд долларов. При этом данные эти изначально воспринимаются как заниженные. Например, управляющий партнёр юридической фирмы «JBI Эксперт» Ольга Проскурина говорит, что в 2011 году в России прошло порядка 500 крупных сделок слияния/поглощения, при этом на Юг пришлось около 80. Рост рынка по стране г-жа Проскурина оценивает в 25%, по Югу — в 7–10%. Точнее сказать сложно, потому что далеко не всегда участники сделок желают огласки (см. таблицу).

Непрозрачность рынка M&A затрудняет его реальную оценку, позволяя компаниям-собственникам оставаться в тени, используя для сделок подставные компании и оффшоры. Эксперты ожидают, что с принятием новой редакции Гражданского кодекса, которая сейчас находится на рассмотрении в Думе, правила игры могут резко измениться. Может появиться институт корпоративной вуали — вернее, снятия таковой с реальных участников бизнес-процессов. В последнее время очень часто M&A-сделки идут по принципу «номиналы-с-номиналами», тогда как истинные собственники остаются в тени, за оффшорами и подставными учредителями. Если государство действительно возьмётся вывести из тени истинных собственников, объём сделок M&A резко увеличится.

Партнёр ЗАО «БДО» Любовь Маляревская говорит, что рост активности в сфере M&A связан не только с улучшением финансовых показателей, но и с общим снижением «боязни» инвесторов вкладывать средства в развитие и расширение. Впрочем, отмечает эксперт, текущее состояние рынка на Юге лишь оживлённое — бурного роста не наблюдается.

Если судить по данным ADE Professional Solutions, по количеству сделок юг России значительно отстаёт от остальных округов — исключение составляет лишь Дальний Восток. Отставание связано с тем что в регионе всё ещё преобладает малый и средний бизнес, чьи сделки отследить гораздо сложнее, так как они не всегда оформляются по всем правилам. Генеральный директор консалтинговой компании ФОК Виталий Дербеденев говорит, что крупные сделки обычно проводят предприятия федерального масштаба либо компании, владеющими крупными месторождениями сырья, — поэтому темпы роста южного рынка довольно низкие. Приемлемую долю по ценовому объёму южных сделок обеспечила лишь продажа контрольного пакета Новороссийского морского торгового порта (НМТП) компаниям «Сумма капитал» и OAO «АК “Транснефть”» за 2 млрд долларов. На эту сделку прищлось 80% всего денежного оборота рынка M&A на Юге.

Завершённые сделки M&A по итогам 2011 года на Юге

Нужно отметить, что активность рынка в первом полугодии 2011 года была выше как по количеству совершённых сделок, так и по их объёму — если не учитывать покупку контрольного пакета НМТП. Результаты первого полугодия практически в три раза превосходят результаты второго по количеству сделок. Во втором полугодии было совершено всего 5 сделок на сумму 130 млн долларов. При этом средняя стоимость сделки составила 26 млн долларов. Консультант департамента Due Diligence  «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский связывает снижение с обострившимся долговым кризисом в Европе. Поскольку ситуация там продолжает оставаться напряжённой, можно ожидать снижения активности рынка M&A и в 2012 году.

Отраслевые приоритеты в 2011 году обеспечили лидирующее положение транспортным компаниям — это 9 сделок на сумму 2,1 млрд долларов, что составляет 86% объёма рынка. Изменения в этой отрасли начались ещё весной 2011 года, когда Росимущество, согласно плану приватизации, продало с аукциона блокирующие пакеты акций сразу пяти южнороссийских портов — Ейска, Туапсе, Азова, Ростова-на-Дону и Волгограда (см. «Порты остаются без государства» «Эксперт ЮГ» № 17–19 за 2011 г.). Уход государства из акционерного капитала ключевых портов Азово-Черноморского бассейна был запланирован давно, но лишь в прошлом году процесс продажи блокирующих пакетов состоялся. Порты Чёрного моря — стратегически привлекательные объекты, поскольку являются главными экспортными воротами для отечественной нефтяной промышленности, зерна и металла. Неслучайность интереса к сфере транспорта подчёркивают и наши эксперты, которые прогнозируют продолжение активности в этой отрасли на текущий и будущий годы (см. «<span class="news-link">Виртуальная конференция</span>»).

Андрей Чернявский уверен, что транспорт и логистика наиболее перспективны для рынка M&A на Юге. По мнению других участников рынка, перспективными для проведения сделок отраслями в 2012 году будут пищевая промышленность и сети общепита. А далее, по убывающей, — сектор горнодобывающей и металлургической промышленности. Последний сектор незначителен, но в 2011 году там наладилось более-менее стабильное производство с неплохой рентабельностью. Поскольку войти на этот рынок новому игроку тяжело, перед нами как раз тот случай, когда проще войти в чужой бизнес, чем самому поднимать с нуля сложное и трудоёмкое дело.

Партнёр компании ADE Professional Solutions Евгений Рудаков считает, что рынок, возможно, оживится ближе к осени, но всё равно прежние объёмы набрать не успеет; можно предположить, что наиболее востребованными окажутся агропромышленный комплекс и строительство, так как уже сейчас идут согласования сделок в этих сферах. По оценке Андрея Чернявского, если в ЮФО в 2012 году не будет зафиксировано крупных сделок, наподобие продажи НМТП, показатели южного рынка M&A в 2012 году могут серьёзно ухудшиться. С другой стороны, определённую поддержку рынку может оказать государство в лице Росимущества. «Уже в 2011 году количество сделок посредством приватизационных аукционов резко выросло (по РФ — в два раза), — рассуждает Виталий Дербеденев. — Скорее всего, данная тенденция сохранится, поскольку государством заявлена масштабная программа приватизации. Существует также тенденция к увеличению сделок между российскими компаниями — как по количеству, так и по сумме. Иностранцы пока не столь активны, так как боятся вкладывать деньги в развивающиеся рынки».    

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22-23 (212) 11 июня 2012
    Протестная активность
    Содержание:
    Зелёный протест целит в модернизацию

    Юг внёс своеобразный вклад в активизацию протестных настроений в российских городах — особенностью большинства митингов, прошедших в регионе за последние недели, стала их экологическая направленность. Среди лидеров протестной активности — Волгоградская область и Краснодарский край

    Реклама