Нефтеэкспортная опция Юга

Русский бизнес
Москва, 25.06.2012
«Эксперт Юг» №24-25 (214)
К концу года Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершает первый этап расширения своих нефтетранспортных мощностей — компания реализует инвестпрограмму стоимостью 5,4 млрд долларов

Фото: bondarenko.info

Каспийский трубопроводный консорциум — второй после «Транснефти» (текущая отгрузка которой сейчас составляет свыше 60 млн тонн в год) по объёмам экспорта нефтетранспортный комплекс юга России. Сегодня КТК экспортирует от 32 до 35 млн тонн нефти ежегодно, что превышает проектную мощность в 28,2 млн тонн; показатели достигаются за счёт использования антифрикционных и противотурбулентных присадок, позволяющих до окончания строительства новых насосных станций максимально увеличить пропускную способность системы. После расширения нефтепровода фактический транзит нефти с месторождений Западного Казахстана через Россию вместе с отгрузкой нефти отечественного происхождения составит свыше 70 млн тонн ежегодно.

Предмет инвестиций

Проект расширения нефтепровода осуществляется в три этапа, причём реализация каждой фазы даст прирост мощности прокачки и отгрузки нефти. Основная составляющая первого этапа — модернизация трёх насосно-перекачивающих станций (НПС) и расширение морского терминала в Южной Озереевке под Новороссийском, где предусмотрено строительство трёх дополнительных резервуаров по 100 тысяч куб. м и третьей выносной причальной установки (ВПУ), что к концу 2012 года позволит увеличить мощность системы до 35 млн тонн без применения антифрикционных присадок. Второй этап — увеличение мощности до 48 млн тонн за счёт строительства пяти новых НПС — будет завершён в 2013 году. Третий, заключительный, этап — строительство ещё пяти НПС и трёх резервуаров по 100 тысяч куб. м с доведением общей мощности до проектных 67 млн тонн — планируется завершить в 2015 году. Основным источником капиталовложений являются собственные средства компании, но в случае нехватки предусмотренных 5,4 млрд долларов будут привлекаться внешние заимствования. При оптимистичном развитии событий проект начнёт окупаться к 2018–2019 годам. После расширения нефтепровода ежегодная выручка консорциума составит порядка 2,3 млрд долларов в год (в прошлом году выручка КТК составила 1,12  млрд долларов).

Российская часть нефтяной магистрали консорциума в 1059 км проходит по территориям Астраханской области, Калмыкии, Ставрополья и Кубани, для обслуживания привлекаются подрядные и местные субподрядные организации. Промышленную эксплуатацию нефтепровода обеспечивают порядка 20 компаний (около 1,8 тысячи занятых на временной и постоянной основе): они осуществляют строительство объектов, техническое и инфраструктурное обслуживание, охрану, транспортную поддержку и пр. Как поясняют в КТК, подрядные предприятия имеют российскую регистрацию и отчисляют налоги в субъекты и муниципалитеты присутствия консорциума, при этом в контрактах с подрядчиками закреплено положение об обязательном привлечении местных кадров.

Гарантией загрузки нефтетранспортных мощностей системы КТК является норма «качай или плати», согласно которой в случае задержек или сокращений поставок нефти грузоотправитель компенсирует недопоставки соответствующими выплатами.

Наливные технологии

Загрузка танкеров на КТК осуществляется с использованием уникальной для юга России ВПУ типа CALM — удобной технологии, используемой для нефтепогрузки в нескольких десятках крупнейших портов мира. ВПУ КТК представляют собой расположенные на расстоянии 4,5 км от берега металлические буи, каждый из которых крепится к морскому дну с помощью шести якорей. Танкер пришвартовывается к бую полиэстеровыми тросами; такая «полужёсткая» швартовка позволяет судну свободно вращаться вокруг ВПУ, обеспечивая наименьшее сопротивление ветру, волне и течению.

«Нефтезагрузка танкеров посредством ВПУ осуществляется интенсивностью до двенадцати кубометров в час при волнении моря до двух с половиной — трёх баллов и ветре до двадцати метров в секунду, — рассказывает заместитель регионального менеджера по морским операциям КТК Игорь Флоровский. — На швартовку и подсоединение грузовых шлангов уходит три часа, шестнадцать часов занимает погрузка танкера дедвейтом сто пятьдесят тысяч тонн, час — отшланговка и тридцать минут — отшвартовка судна. В итоге на обслуживание такого крупного танкера уходит чуть больше двадцати часов». Нефтеналивной терминал спроектирован так, что при некотором изменении швартовой и грузовой систем может обслуживать суда до 300 тысяч тонн. Но из-за ограничений турецких проливов Босфор и Дарданеллы максимальный тоннаж принимаемых танкеров не может превышать 150–155 тысяч тонн. В среднем морской терминал отгружает по одному танкеру в сутки — ВПУ принимают судна попеременно.

В компании утверждают, что ресурс промышленной эксплуатации ВПУ — не менее 20 лет, при этом устройства спроектированы под максимально неблагоприятные для данной местности погодные условия. К очевидным преимуществам ВПУ можно отнести сокращение затрат на строительство стационарных причалов и капиталоёмкие дноуглубительные работы. В России ВПУ также эксплуатируются на острове Сахалин в Анивском заливе (проект «Сахалин-2») и на нефтяном терминале ЛУКОЙЛа у посёлка Варандей на побережье Печорского моря, где используется ледостойкое стационарное ВПУ башенного типа.

Процедурные вопросы

В мировой транспортной практике распространён опыт электронного пограничного и таможенного оформления нефтетанкеров для погрузки посредством ВПУ в так называемых офшорных зонах, расположенных в нескольких километрах от берега — удалённость от суши практически исключает административно-криминальные риски. Такой порядок видится вполне логичным механизмом, оптимизирующим работу судов и перевалочных терминалов. Однако в соответствии с российскими нормами для обеспечения пограничного, таможенного и других видов государственного контроля, представители надзорных органов обязаны подняться на борт танкера при его прибытии и убытии. Согласно внутриведомственным регламентам, при волнении моря более двух баллов представители госорганов не могут осуществлять свои функции, что приводит к простоям нефтеналивных судов, а это влечёт финансовые потери.

Как заявляют в компании, проведённый анализ эксплуатационных показателей ВПУ КТК показал, что за период 2003–2011 годов общее время простоя судов из-за задержек их оформления на приход/убытие в связи с неблагоприятными погодными условиями составило более 3 тысяч часов — порядка 125 суток. С учётом предстоящего увеличения объёмов транспортировки нефти ежегодное сокращение её отгрузки из-за простоя танкеров может составить до 2 млн тонн ежегодно. «В связи с этим консорциум осуществляет необходимые действия по внедрению процедуры электронного документооборота при осуществлении пограничного, таможенного и других видов государственного контроля танкеров на ВПУ», — комментируют в компании, добавляя, что в стране так и не создана полноценная нормативная база, позволяющая практиковать данную процедуру.

В настоящее время вопрос находится на рассмотрении в заинтересованных ведомствах. Однако путь до законодательной реализации этих инициатив будет долгим, полагает руководитель аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. По его мнению, порядки документального оформления зарубежных морских судов очень консервативны, и потребуется немало усилий, чтобы практика электронного документооборота прижилась в российских портах, — отечественные надзорные структуры не славятся уступчивостью и прогрессивностью. Очевидно, что решению вопроса не способствует и тот факт, что отгрузка нефти через ВПУ пока что осуществляется только в трёх точках страны.

Ростов-на-Дону — Новороссийск

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№24-25 (214) 25 июня 2012
Развитие городов Юга
Содержание:
Города на грани внешнего управления

Повестку развития крупнейших городов Юга всё больше определяют не их органы местного самоуправления, а вышестоящие власти — региональные, а то и федеральные. В рамках существующей системы межбюджетных отношений это оказывается неизбежным сценарием в условиях подготовки к Олимпиаде 2014 года и Чемпионату мира по футболу, а также в связи с планами центра по развитию Северного Кавказа

Реклама