Города поделились практиками

Русский бизнес
Москва, 09.07.2012
«Эксперт Юг» №26-27 (216)
Прошедший в Ростове-на-Дону первый форум южных урбанистических практик «Города — для жизни», организованный журналом «Эксперт ЮГ» и агентством «Эксперт РА», показал, что тематика городского развития на Юге хорошо осознаётся местными элитами, но успешно работающих проектов в этой сфере ещё немного

Фото: Людмила Шаповалова

Форум южных городов, состоявшийся при поддержке Министерства регионального развития РФ, фонда «Сколково» и Общественной палаты Ростовской области, стал логичным продолжением цикла публикаций журнала «Эксперт ЮГ» на тему городского развития. Генеральным партнёром форума выступила строительная компания «Развитие», среди партнёров форума — компания «РостИнпром», группа компаний «ШЕЛ», управляющая компания «Дон-плаза»; техническим партнёром форума стал ведущий оператор телекоммуникационных услуг в российских регионах «Дом.ru Бизнес».

Кульминационным моментом мероприятия оказалось подведение промежуточных итогов Всероссийского конкурса лучших городских практик (решений для развития городской среды) по ЮФО и СКФО. Конкурс был учреждён Министерством регионального развития РФ, медиахолдингом «Эксперт» и Ассоциацией новаторских городов, созданной в ноябре прошлого года. На сегодняшний день на конкурс подано 154 заявки, хотя южные города оказались не самыми активными участниками: из ЮФО поступило 11 заявок от пяти городов (в том числе Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Донецка), из СКФО — 3 заявки от двух городов (Невинномысска и Владикавказа). Тем не менее, именно на юге России прошёл первый промежуточный финал конкурса.

Ловушки для инициативных

Проекты городского развития должны стать главным трендом наступившего десятилетия для российских регионов — таким же, каким в начале «нулевых» было привлечение инвестиций. За прошедшие годы опыт в этом процессе был накоплен немалый, хотя не обошлось без характерных болезней роста, вроде увлечения мегапроектами или отсутствия стратегических приоритетов. Те же самые ошибки могут повториться и при реализации урбанистических проектов, острая необходимость которых продиктована во многом бессистемным характером привлечения инвестиций в период экономического бума, когда в погоне за количеством забывали о качестве. Результат — такие общие для российских городов проблемы, как точечная застройка, деградация исторического облика, дорожные пробки и многое другое. Частный инвестор эти вопросы по определению решать не будет. «Я не вижу в Ростове бизнес-сообщества, с которым можно разговаривать, — констатировал главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский. — Логика предпринимателей такова: если развивать гостиницы — то пусть это будет моя гостиница; если выставочные комплексы — то пусть это будет мой выставочный комплекс».

К тому же за годы инвестиционного бума, по большому счёту, никак не развивались такие сферы, как модернизация общественного транспорта и коммунальных сетей, в конечном итоге определяющие качество городской жизни. «В мире доля частных инвестиций в инфраструктуру составляет 50–70 процентов, в России — меньше одного процента, — отметил Сергей Шнейдер, заместитель генерального директора ОАО “Водоканал Ростова-на-Дону”, реализующего ряд инвестпроектов на базе частно-государственного партнёрства. — Если не произойдёт существенных изменений в законодательстве, наши проекты останутся уникальными». Нынешняя экономическая конъюнктура, далёкая от недавнего безудержного оптимизма, выдвигает именно эти вопросы регионального развития на первый план. «Любой кризис заставляет обращать внимание внутрь себя, и было бы правильно сейчас сформировать внутреннюю национальную средовую безопасность», — пояснил актуальность городских проектов ведущий форума, координатор Всероссийского конкурса лучших городских практик Сергей Журавлёв.

Однако среда, в которой сегодня формируются немногочисленные пока проекты городского развития, далека от совершенства — речь прежде всего о несовершенной нормативно-правовой базе. Одним из главных тезисов, прозвучавших на форуме из уст нескольких выступающих, стало утверждение о её несоответствии реалиям городского развития. По мнению президента Южного архитектурного общества Союза архитекторов России Юрия Трухачёва, основной целью действующего Градостроительного кодекса было запустить в коммерческий оборот муниципальную землю, и за шесть лет действия кодекса эта цель достигнута. Однако задачи терпланирования перед этим документом не ставились; в частности, в законодательстве до сих пор отсутствует понятие агломерации, хотя именно формирование агломераций является наиболее злободневным трендом городского развития, в том числе на Юге.

В итоге, признаёт Алексей Полянский, сегодня крайне трудно определить сам объект градостроительного проектирования: «Начинаешь проектировать город — понимаешь, что надо проектировать агломерацию; начинаешь проектировать агломерацию — тебе говорят, что нет такого муниципального образования». С другой стороны, качество уже созданных документов территориального планирования зачастую не выдерживает критики. Общую позицию градостроительного сообщества по этой проблеме высказал генеральный директор ОАО «Гипрогор» Михаил Грудинин: «Гнать градостроителя в шею, если он сделал генплан, который не привлекает денег».

Урбанистический портфель пока худоват

Примечательно, что по центральному для проектов городского развития вопросу — кто именно должен их инициировать? — участники форума продемонстрировали неожиданное единодушие. Почти 60% принявших участие в интерактивном голосовании ответили, что ключевым драйвером таких проектов должны быть городские власти, а не, скажем, власти вышестоящего уровня или бизнес-сообщество. Правда, в действительности всё пока получается с точностью до наоборот: для муниципалов на первом плане оказывается городская казна, а развитием городов приходится заниматься администрациям субъектов. В этом смысле показателен сам состав участников форума, среди которых наиболее статусными оказались заместитель губернатора Ростовской области Сергей Трифонов, курирующий проект Ростовской агломерации, и региональный министр строительства Валерий Кузнецов. Без «критической массы» представителей муниципалитетов разговор о городском развитии нельзя считать стопроцентно состоявшимся, однако первый форум можно рассматривать лишь как приглашение к дискуссии. В ближайшие годы одним из главных пунктов повестки развития для крупнейших южных городов станет Чемпионат мира по футболу 2018 года, и без регулярной дискуссионной площадки, на роль которой претендует форум, подготовка к этому событию не обойдётся.

Тем важнее формирование масштабного портфеля городских проектов, с которыми ситуация пока не самая отрадная, хотя сейчас, пожалуй, важно, что они вообще есть. Среди представленных на форуме южных кейсов наибольший интерес аудитории вызвал проект «Безопасный город», реализуемый сегодня в Невинномысске. Для этого в крупнейшем промышленном центре Ставрополья было создано одноимённое муниципальное учреждение, которому менее чем за год удалось выстроить оригинальную модель взаимодействия между всеми участниками проекта — административными структурами, включая правоохранительные органы, бизнес-сообществом и населением города. Как рассказал руководитель проекта Арсен Каграманян, на первом этапе любой потенциальный поставщик и производитель систем безопасности мог без административных согласований установить в городе свою технику. Это должно было изначально продемонстрировать бизнесу, что проект будет реализован на принципах прозрачности; в итоге с первоначально заложенных в бюджет проекта 3 млн рублей за счёт привлечённых внебюджетных средств его объём уже удалось довести до 25 млн рублей. По мнению Анны Русалёвой, руководителя представительства компании Siemens на юге России, у невинномысского проекта огромный потенциал развития, сопоставимый с лучшими европейскими аналогами. Дальнейшие перспективы проекта могут быть связаны с включением в уже созданную ИТ-инфраструктуру систем экологического мониторинга, контроля за дорожным движением и т. д.

Самую острую дискуссию на форуме вызвала транспортная проблематика — ещё одно интерактивное голосование показало, что именно общественный транспорт является самой «болевой» сферой южных городов. «Метро в Ростове не будет — федерация не даст денег. Что делать?» — обрисовал перспективы ближайших лет руководитель ростовского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов. По его мнению, транспортная проблема в Ростове-на-Дону носит не столько инфраструктурный, сколько социальный характер: несмотря на то, что от двух третей до трёх четвертей населения города пользуется общественным транспортом, сложилось отношение к ним как к людям второго сорта. Ситуацию мог бы в значительной мере исправить скоростной трамвай? и здесь впору вспомнить об опыте Краснодара, где мэрия не раз декларировала отказ от строительства метро в пользу развития наземных видов транспорта. «Краснодар сегодня является передовым городом в области развития транспорта, — говорит Анна Русалёва. — Хорошим решением для Ростова было бы создание магистрали интенсивного движения в зоне железной дороги, и это — вопрос внятной позиции города и области».      

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№26-27 (216) 9 июля 2012
Судьба "Ростсельмаша"
Содержание:
Под комбайнами загорелась земля

Крупнейший отечественный комбайновый завод «Ростсельмаш», безусловно, готовился к присоединению России к ВТО. Однако потенциала падения своей доли рынка здесь недооценили. Руководство завода, дождавшись нового состава правительства, заявило о своём бедственном положении, которое чревато сокращением деятельности примерно на треть. Какую-то помощь завод наверняка получит, но её будет мало

Реклама