ИТ-рынок в поисках новых драйверов роста

Спецвыпуск
Москва, 09.07.2012
«Эксперт Юг» №26-27 (216)
Восстановившись после кризиса в 2010 году, сегодня ИТ-рынок на Юге выходит на траекторию стабильного развития. Средний прогноз по приросту на текущий год — 10–20%. Помимо госструктур, часть компаний нашли перспективные ниши в корпоративном секторе

Совокупные доходы участников рейтинга ИТ-компаний юга России по итогам прошлого года увеличились почти на 22% и составили свыше 7,5 млрд рублей; год назад темпы прироста были чуть выше — 24%. Достигнутые показатели принявших участие в проекте компаний ниже, чем по РФ, но выше, чем в среднем по рынку Юга. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объём реализации крупнейших компаний-участников федерального рейтинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» за 2011 год увеличился на 30,7%. При сокращении темпов роста средний размер доходов участников южного проекта существенно возрос — в рейтинговой таблице уже четыре компании-миллиардера.

Лидер сменился

В тройке лидеров, представляющих исключительно Краснодарский край, произошли изменения (см. таблицу). Многолетний лидер, ЗАО «Орбита», в связи с продолжившимся снижением доходов, которое за прошедший год составило 30%, теперь занимает вторую позицию. Услуги в области ИТ по-прежнему приносят более половины доходов компании. ООО «Микротест», нарастив выручку на 40,5%, до 1,67 млрд рублей, теперь возглавляет рейтинг: более половины денежного потока в компании также генерируют услуги в области ИТ (консалтинг, интеграция и услуги поддержки) (см. подробнее "Главный драйвер — В2В"). Замыкает тройку лидеров ООО «Владос», заработавшее на производстве компьютерного и офисного оборудования почти 1,2 млрд рублей.

Свыше половины компаний рейтинга подняли доходы на 20% и более. Только две компании из принявших участие в рейтинге показали падение выручки, у шести прирост составил более 30%. В тройке лидеров по динамике — ООО «Проектный институт “Гипроком”» (прирост 104%), ЗАО «Универсальные Бизнес Технологии» (66,7%) и ООО «Интернет-Фрегат» (60%).

Больше половины доходов в 2011 году, как и годом раньше, участникам рейтинга принесли ИТ-услуги — доля этого сегмента практически не изменилась и составила 43,7% (см. график). На втором месте — поставка оборудования и ПО, чей вклад увеличился с 23,6% до 29,2%. Производство оборудования, доля которого за год несколько сократилась, осталось на третьей позиции. Несколько увеличилась доля дистрибуции (до 6,6%), а услуги в области телекоммуникаций за год сократились более чем в два раза: с 6,6% до 2,4%.

Рейтинг компаний юга россии на рынке информационных и коммуникационных технологий по итогам 2011 года

Рост за счёт государства

Проводя анализ рынка год назад, мы предложили участникам проекта дать прогноз на год. Тогда подавляющее большинство компаний были оптимистично настроены и верили в динамичный рост рынка. По факту их оценки несколько изменились — реальность скорректировала оптимизм. Однако многие оценивают весь ИТ-рынок по собственному сегменту работы. «ИТ-рынок стабильно рос, перекрыл докризисный уровень объёмов и увеличился по сравнению с ним, — характеризует прошедший год директор новочеркасского ООО “Интернет-Фрегат” Сергей Хомяков. — Помимо традиционной активности в государственном сегменте, который последние три года бурно растёт в связи с созданием “электронного правительства” и ещё будет набирать обороты, вырос спрос на заказную разработку систем автоматизации деятельности коммерческих торговых и производственных компаний, что связано с омоложением менеджмента и решением задач активной конкуренции на новом уровне развития бизнеса». Иное мнение у президента системного интегратора группы компаний КСС Михаила Шишова — он полагает, что 2011 год был отмечен продолжением кризиса ИТ-отрасли и, как следствие, сокращением ИТ-бюджетов компаний. При этом г-н Шишов согласен с тем, что за год увеличились вливания государства в сектор.

Государство вообще сыграло ключевую роль на рынке. «Основными событиями в ИТ стали переход бюджетных организаций на новую платформу, существенные изменения в области образования и медицины (а также выделенные для этих областей государственные субсидии на модернизацию), оживление спроса в производственной сфере и бoльшая интернетизация предприятий», — говорит коммерческий директор ООО «Компания “Гэндальф”» Владимир Трофимов.

В то же время на фоне других округов страны положение ЮФО и СКФО в компаниях федерального масштаба оценивают довольно сдержанно. «Анализируя результаты работы за 2011 год, можно сказать, что бюджеты на развитие и поддержание ИТ-инфраструктуры в разных регионах выделялись компаниями по-разному — в Южном и Северо-Кавказском округах они были существенно ниже, чем, скажем, в Центральном и Северо-Западном, — говорит вице-президент по развитию бизнеса группы компаний федерального масштаба MAYKOR Станислав Бродянский.  Это видно, например, по нефтегазовому сектору, по автозаправочным станциям. Если стилистика оформления АЗС одного бренда, как правило, строго выдерживается независимо от местонахождения заправки, то состав оборудования, из которого комплектуется ИТ-инфраструктура АЗС, значительно отличается в зависимости от региона присутствия одной и той же компании. Часто бывает, что в ЦФО и СЗФО оборудование достаточно дорогостоящее и современное, а в ЮФО и СКФО — самое элементарное». Аналогичной, по мнению г-на Бородянского, является и ситуация в розничной торговле, где у основной массы ритейловых компаний Юга ИТ-бюджеты незначительны по сравнению с центральной и северо-западной частями России, где торговля более структурирована.

Кадровые ограничения

Если пару лет назад основной проблемой развития рынка ИТ-компании называли падение платёжеспособного спроса, а ряд ИТ-специалистов оказался безработным, то сегодня на первый план вышли кадры, которые опять стали что-то решать. «Основной проблемой является недостаточное количество квалифицированных кадров, желающих работать в ИТ-отрасли, — сетует Владимир Трофимов. — В 2010 году эта проблема немного сгладилась в связи с кризисными явлениями. Сейчас она снова вышла на первый план». С ним соглашается и Михаил Шишов, по мнению которого, во многих местных ИТ-компаниях произошло ухудшение качества обслуживания заказчиков, так как из них ушли высококачественные специалисты, и этот пробел быстро не заполнится. В ООО «Интернет-Фрегат» полагают, что общий рост цен на веб-услуги будет связан именно с кадровыми ограничениями. В ООО «Южная Софтверная Компания» одним из ключевых трендов на ближайшие два года считают нехватку квалифицированных специалистов и продавцов, что будет тормозить более динамичное развитие ИТ-компаний.

Помимо кадровых, существуют и другие сложности, сдерживающие сегодня развитие ИТ-рынка на Юге. Денис Леонов, директор представительства компании «Микротест» в Краснодаре, выделяет среди них стремление некоторых заказчиков формировать бюджеты предприятий при остаточном финансировании информационных и сопровождающих ресурсов, а такой подход, как правило, приводит к экономии буквально на всём, начиная от профессионального консалтинга в выборе решений и заканчивая возможностями в сопровождении собственных ресурсов.

«Развитие ситуации показывает, что на этот процесс также могут повлиять только эволюция и ступенчатое развитие самих заказчиков, — констатирует г-н Леонов. — Жаль, что некоторые особенности российской деловой практики изначально ограничивают возможности использовать технологии на пользу конкурентоспособности. Например, традиционно предприятия нашей страны ориентированы больше на налоговый, а не на управленческий учёт, который развит в странах Европы и по всему миру и нацелен на анализ KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности. — “Эксперт ЮГ) и повышение эффективности управления. Естественно, поэтому у нас максимальным спросом пользуются решения 1С. В решениях на этой платформе больше развит налоговый учёт, а разработка 1С — это традиционный ресурс, который использует и бухгалтерия, и финансовый блок практически любой компании». Ещё одно ограничение, по мнению Дениса Леонова, проявляется на рынке решений западного ПО для управления предприятием, таких как SAP. Вложения в проекты внедрения собственных систем бизнес-анализа, финансового и ресурсного мониторинга окупаются в течение нескольких лет, ресурсы же на внедрение — денежные и человеческие — нужно просчитывать на несколько лет вперёд. Однако сейчас рынок не позволяет многим предприятиям планировать свою деятельность более чем на 3–5 лет, следовательно, инвестировать в перспективные, но длительные проекты они не имеют возможности.

Эволюция планирования

Если в пору кризиса о стратегическом развитии мало кто задумывался, а всё внимание было сфокусировано на задачах выживания и оперативного управления, не предусматривающих разработку долгосрочных планов, то в настоящее время оценки перспективности и необходимости средне‑ и долгосрочных планов изменились. Например, в ООО «ЦИТ “ЛЕММА”» жизненно важным событием прошедшего года называют начало работы по созданию стратегии развития компании до 2017 года, завершить которую предполагается в этом году. В ООО «Компания “Гэндальф”» произошли изменения в организационной структуре. В связи с ростом спроса на системы автоматизации производственных предприятий в прошлом году встал вопрос о выделении отдельной структурной единицы, занимающейся только проектами, бурно рос отдел интернет-проектов и их интеграции с учётными системами, появилось направление, специализирующееся на организации электронного документооборота.

Произошло и смещение акцентов в оперативной деятельности. В качестве приоритетных задач на текущий год в ООО «Проектный институт “Гипроком”» признаны проведение исследований, разработка, реализация и сопровождение системных комплексных решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и объектов от террористической угрозы и чрезвычайных ситуаций, а также в сферах информационной безопасности, рационального потребления энергоресурсов, расширения объёмов и качества сервисных ИТ-услуг. «Важной задачей, характерной для юга России, является также создание условий для включения в информационное пространство и процесс диффузии инноваций малых и средних городов, а тем более сельских районов», — подчёркивает директор ООО «Проектный институт “Гипроком”» Владимир Карпачев.

Если во время кризиса большинство ИТ-компаний делали ставку на госконтракты, пересмотрев потребности бизнеса в ИТ-услугах, то сегодня ситуация несколько меняется, появляются игроки, ориентированные на поиск новых перспективных узких ниш в бизнесе. Например, ростовская компания «ЦИТ “ЛЕММА”» пристальное внимание уделила работе с микрофинансовыми организациями, бизнес которых в последние два года бурно развивается. «Хотелось бы отметить, что на финансовом рынке сегодня всё чаще появляются новые локальные игроки — микрофинансовые компании, — рассказывает директор ООО “ЛЕММА” Евгений Лебедев. — Одним из значимых событий в 2011 году для нас стала разработка системы на базе 1С, которая позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы по выдаче краткосрочных малых займов. За последний год один из наших клиентов в этой области открыл свыше ста точек, что даёт право делать высокие ставки на этот бизнес и его дальнейшее развитие. Именно в этой компании мы реализовали свой программный продукт, который позволяет вести централизованный учёт всех хозяйственных операций сети, формировать необходимые отчёты и видеть реальную картину бизнеса».

Однако часть компаний по-прежнему продолжает ориентироваться на спрос, напрямую или опосредованно формируемый госструктурами. Так, для ЗАО «Орбита» приоритетной задачей нынешнего года на Юге становится участие в больших проектах, где основными потребителями остаются госзаказчики, и проектах, связанных с олимпийскими объектами.

Разные ожидания роста

Перспективы развития ИТ рынка на юге России в разных компаниях оценивают неодинаково. Самые оптимистичные взгляды на будущее регионального рынка высказывают в компании «Гэндальф»: «В ближайшие несколько лет мы ожидаем сохранения роста, пусть не такого взрывного, — в пределах 30-50 процентов, — уверенно смотрит в будущее Владимир Трофимов. — С нашей точки зрения, рост ожидается как в области типовых решений, так и в сфере крупных проектных решений. В связи с окончательным утверждением закона об электронном документообороте здесь ожидается резкий подъём спроса. По-прежнему будут очень востребованы специалисты по автоматизации производственных предприятий. В связи с появлением облачных решений для 1С ожидаем, что наметится постепенное увеличение спроса и в этом направлении». В компании «КСС» прогнозируют постепенное восстановление и рост ИТ-рынка в регионе на уровне около 30%. В компании «Микротест» ожидают роста предоставления услуг в пределах 15–20% в год. В ЗАО «Орбита» ситуацию оценивают сдержаннее: темпы роста рынка на Юге в текущем году прогнозируются в пределах 7–10%.

В ООО «Проектный институт “Гипроком”» лидерами роста ИТ-услуг называют ИТ-аутсорсинг, системную интеграцию и внедрение бизнес-приложений и другого программного обеспечения, где прежде всего следует отметить распространение технологии виртуализации — без неё не обходится ни один строящийся в нашей стране центр обработки данных. «Рост ИТ-рынка, вероятно, будет наиболее заметным в трёх отраслях: государственном и банковском секторах, а также в производстве, поскольку именно они являются самыми крупными потребителями высоких технологий, — говорит о наиболее вероятных заказчиках Владимир Карпачев. — Ещё одной перспективной вертикалью развития ИТ-рынка является сфера коммунальных услуг, особенно энергетика. В СКФО рост ИТ-услуг будет проявляться в основном за счёт роста сегментов системной интеграции, внедрения бизнес-приложений и другого программного обеспечения. На развитие рынка аутсорсинга главным образом будет оказывать влияние рост доли услуг по модели SaaS».

В сфере системной интеграции, по мнению директора филиала ЗАО «Орбита» в Сочи Станислава Лисина, наибольшие шансы для динамичного развития в текущем году имеет реализация крупных комплексных проектов с большим количеством подсистем и техническая поддержка и сопровождение таких проектных решений. Во внедрении современных систем наибольшие возможности высокого прироста у электронного документооборота, автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM) и защиты персональных данных.

Конкурентное давление на рынке, резко возросшее во время кризиса, несколько снизилось, но продолжает оказывать своё влияние. «Основным драйвером роста рынка на 2012–2013 годы будут государственные программы информатизации деятельности разных сфер, вторичным — увеличение ИТ-бюджетов крупных компаний и холдингов, — прогнозирует директор ООО “Южная Софтверная Компания” Артём Кучинский. — В целом рынок
по-прежнему остаётся рынком покупателя, он определяет направления и потребности, которые развивают ИТ-компании. И он диктует цены, поэтому демпинг сохранится. Компании-поставщики будут уделять больше внимания продвижению своих товаров и услуг при помощи интернета».

Участники рынка убеждены, что конкуренция продолжит расти, будут появляться мелкие компании, предлагающие услуги поддержки и способные выполнять небольшие проекты. «Мы отмечаем рост финансовой грамотности предприятий различных отраслей бизнеса, — рассуждает о будущем ИТ-рынка Евгений Лебедев. — Прежде, автоматизируя учёт, предприниматели решали задачу контроля остатков товара на складе или взаиморасчётов с клиентами. Сейчас запросы совершенно иные: формирование необходимой финансовой отчётности, бюджетирование, планирование и так далее. В соответствии с этим растут и требования к информационным системам. Объём задач, которые делегируют компании системным интеграторам, растёт вместе с потребностями в совершенствовании систем управления. Эта тенденция и определяет рост рынка в целом».

Основные доходы ИТ-рынка создают три направления

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (216) 9 июля 2012
    Судьба "Ростсельмаша"
    Содержание:
    Под комбайнами загорелась земля

    Крупнейший отечественный комбайновый завод «Ростсельмаш», безусловно, готовился к присоединению России к ВТО. Однако потенциала падения своей доли рынка здесь недооценили. Руководство завода, дождавшись нового состава правительства, заявило о своём бедственном положении, которое чревато сокращением деятельности примерно на треть. Какую-то помощь завод наверняка получит, но её будет мало

    Реклама