Найти себя на дорожной карте

P.S.
Москва, 09.07.2012
«Эксперт Юг» №26-27 (216)

Дорожные карты — это словосочетание надо немедленно брать на вооружение, чтобы не отстать от деловой жизни на её, надо думать, новом этапе. Уже поблекло слово «инновации», никого не удивить «средним классом», наскучила так и не совершившаяся «модернизация», но на выручку спешат «дорожные карты».

Словосочетание это всплыло не вчера, но сегодня оно актуализировано деловой повесткой. Президент Путин на питерском экономическом форуме заявил, что дальнейшее развитие возможно только на базе инвестиций и новой эффективности труда. По его словам, из экономики «нужно вытеснять архаичную занятость». Министр экономики РФ Белоусов эти мысли подхватил и развил. Он сказал, что нас ждёт десятилетие работы по повышению производительности труда. За ближайшие пять лет её надо увеличить вдвое — и это «вызов, который определяет все остальные задачи». Среди остальных задач намерение улучшать инвестиционный климат не задело слуха новизной. Но расшифровка тезиса оказалась новой. «Нам, — говорит Белоусов, — надо сменить саму парадигму улучшения инвестиционного климата. Проблема в том, что это невозможно больше делать бюрократическим путём». Это была подводка к слишком быстро затёршемуся тезису о том, что нужно привлекать предпринимательское сообщество к принятию решений. А основным механизмом повышения эффективности должны стать дорожные карты в различных сферах деятельности. Такие карты станут разрабатывать рабочие группы с участием бизнеса, и после утверждения руководством Агентства стратегических инициатив и лично Владимиром Путиным они будут превращаться в обязательный для исполнения документ.

Помимо презентации идей нового правительства, которое предстало здесь почти в полном составе и доступности, была на форуме ещё одна новинка. На секциях, посвящённых новому облику городов и развитию культурных столиц, не то что яблоку было негде упасть — люди толпились за открытой дверью переполненного зала, чтобы, встав на цыпочки, услышать краем уха, какие именно слова адресует режиссёр Сокуров новому министру культуры Мединскому. Иными словами, деловой народ валом попёр на то, интереса к чему у него некоторое время назад не ожидали, — к придорожной жизни.

«Дорожные карты» — очевидным образом калька с английского roadmapping, означающего процесс картографирования в той или иной сфере. Обычно этот термин сопровождается эпитетом, который указывает на сферу применения, — дорожные карты могут быть отраслевыми, технологическими, корпоративными, продуктовыми. В любой из них пошагово расписан процесс развития на обозримую перспективу. Для России это новый тип документа, который увязывает абстрактные стратегии и очень земные планы конкретных мероприятий, заодно позволяя синхронизировать или скоординировать действия разных участников процесса.

Но в России вряд ли дорожные карты станут столь же разнообразными — судя по словоупотреблению, они будут обслуживать только стыковку деятельности администраций и бизнеса. Соответственно нужно понимать и установку на повышение эффективности труда. Конкурентоспособным российским компаниям про повышение производительности рассказывать не надо — в отдельных отраслях они дают фору и мировым игрокам. А вот обширная сфера ГЧП — это сплошное бездорожье. А между тем, именно государственно-частное партнёрство фактически оказывается главным полем реализации новых старых задач правительства, у которого, как фактически было сказано в бюджетном послании президента, нет ресурсов на их выполнение. Эту мысль важно проговорить подробнее.

В недавнем послании Владимир Путин официально презентовал идею привязки бюджета к средней цене на нефть за пять, а потом и за 10 лет — на деле эта идея отвлекает внимание обывателя от главной темы. Она состоит в том, что нынешний бюджет свёрстан иначе — и до конца года, скорее всего, будет увеличиваться дефицит, который власти начнут пытаться сокращать изъятиями по любому поводу. А это меняет роли в экономике.

Последние несколько лет главным инвестором в стране было само государство. Сегодня фактически объявляется о том, что оно намерено снизить свою инвестиционную активность. Есть мнение, что период освоения больших государственных денег за пределами Москвы в её новых границах заканчивается. А потому предлагается новая рабочая стратегия экономического роста — выжимать больше из того, что мы уже имеем. И, в общем, трудно эту стратегию не приветствовать. Но в частностях вопрос один — когда это будет работать?

Вот, к примеру, разработанная АСИ ещё в апреле «Дорожная карта проекта “Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства”» — в ней прописаны вещи, о которых любой строитель может только мечтать. В ней написано, что уже к 2013 году количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, снизится с 51 до 15, а время, затрачиваемое на прохождение процедур, — с 423 до 130 дней. Фактически здесь говорится, что один и тот же строитель со следующего года сможет строить втрое больше — соответственно, и жильё его вследствие увеличения скорости будет стоить дешевле. В этой дорожной карте ещё много чего написано, но читал ли её кто-нибудь в регионах? Мы таких людей в региональной власти не знаем, поэтому остаётся надеяться, что это благо будет спущено в готовом виде. Если верить прописанному графику работ, то процесс станет заметным уже в сентябре.

Но дорожное картографирование идёт и с другой стороны — с самого низа. Невинномысск, например, разработал дорожную карту для инвестора — там прописан алгоритм его действий, перечень бумаг, телефоны контактных лиц в ведомствах. Вот чего мы пока не понимаем — каков статус этого документа? Реально ли он заставляет работать тех, кто не расположен работать? Ведь с тем, что дороги нужны такие, чтобы по ним можно было двигаться, и по возможности много, никто не спорит. Идея эта радует своей заземлённостью, потому что от «инноваций» и «модернизации» веет холодом Марса — до тех пор, пока к ним не проложена дорога из жёлтого кирпича.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№26-27 (216) 9 июля 2012
Судьба "Ростсельмаша"
Содержание:
Под комбайнами загорелась земля

Крупнейший отечественный комбайновый завод «Ростсельмаш», безусловно, готовился к присоединению России к ВТО. Однако потенциала падения своей доли рынка здесь недооценили. Руководство завода, дождавшись нового состава правительства, заявило о своём бедственном положении, которое чревато сокращением деятельности примерно на треть. Какую-то помощь завод наверняка получит, но её будет мало

Реклама