Ползучее наступление заправок

Русский бизнес
Москва, 09.07.2012
Модернизация сетей АЗС, освоение Северного Кавказа и начало развития газозаправочных станций — основные тенденции сегодняшнего южного розничного рынка топлива

Фото: Zk-plus.ru

Основные российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с началом мирового экономического кризиса временно прекратили поглощение мелких региональных операторов розничного рынка АЗС. В настоящее время они предпочитают заниматься модернизацией уже скупленных активов либо поглощать на юге России тех игроков, которые уже не в силах вести самостоятельный бизнес.

Потенциал Кубани

Совокупная доля ВИНКов в разных регионах составляет, по различным оценкам, 60–80%. Как правило, существующие планы развития сетей связаны с качественным обновлением стандарта обслуживания.

Так, в Краснодарском крае НК «Роснефть» как генеральный партнёр сочинской Олимпиады начала строить сеть «олимпийских» АЗК. Как пояснили в пресс-службе компании, в рамках этой инициативы был разработан проект трассового автозаправочного комплекса, оформленного с использованием олимпийской символики, — станции с расширенным спектром услуг, конечный набор и объём которых для каждого конкретного АЗК будут определяться на основании их востребованности. По утверждению представителей пресс-службы, комплексы расположатся на федеральных автомобильных трассах от Ленинградской области к Черноморскому побережью Кавказа и в самом Сочи, включая плавучие АЗС. Сейчас у «Роснефти» на Кубани 187 заправок.

«ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в 2011 году имел 102 АЗК в Краснодарском крае. Ежегодно компания увеличивает сеть примерно на 10%, но при этом до половины планов работы на год составляет реконструкция старых комплексов. Причём если в 2010 году было реконструировано 6 станций, то план на 2012 год — модернизация 30 АЗС. Гендиректор компании Иван Гаврилец говорит, что «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» готов построить на Кубани ещё 100 АЗС в течение пяти лет — преимущественно на севере края. У ЛУКОЙЛа тоже есть свой «олимпийский» формат — это комплексы площадью от одного до трёх гектаров, включающие кафе, мини-маркет, гостиницу, мойку, стоянку. Четыре таких комплекса компания планирует поставить на трассе М4.

Открытие Кавказа

Южнороссийские торговцы топливом говорят, что Северный Кавказ уже созрел для потребления качественного горючего. Наиболее интересны для развития сетей Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Северная Осе­тия.

«Роснефть» намерена активно инвестировать в развитие розничной сети на Ставрополье. Она здесь имеет уже 121 АЗС, которые закрывают около 40% топливного рынка края. Чтобы не допустить перебоя поставок нефтепродуктов, компания разрабатывает программу по созданию центра резервирования нефтепродуктов на базе ООО «РН-Терминал».

«Само по себе Ставрополье не является для “Роснефти” стратегическим регионом, — заметил “Эксперту ЮГ” аналитик ИК “Велес-Капитал” Василий Танурков. — Однако к нему примыкают гораздо более привлекательные Краснодарский край и Ростовская область с хорошо развитой сетью автомобильных дорог, наличием входящего в холдинг нефтеперерабатывающего завода в Туапсе и потенциалом роста автопарка. В этом плане развитие “Ставропольнефтегаза” имеет определённые перспективы».

«Сейчас каждый четвёртый литр бензина, который продаётся в Северной Осетии, — лукойловский, — объясняет Иван Гаврилец намерения концерна строить в республике новые АЗС. — У нас есть станции, которые в регионах Северного Кавказа продают 35–40 тонн при плане в 12 тонн. При этом мы имеем очень продуктивные отношения с администрациями этих субъектов».

Ещё один интересный проект «Роснефти» связан с горными курортами. В ближайшие годы реализация инфраструктурных проектов развития курортов Северного Кавказа и создание престижных гостиничных комплексов в Архызе и Приэльбрусье позволят не только привлечь в горы десятки тысяч туристов, но и значительно поднять спрос на горюче-смазочные материалы. По прогнозам аналитиков, потребности одной Карачаево-Черкесии в моторном топливе в ближайшие годы вырастут на 40–50 тысяч тонн в год.

Как пояснили «Эксперту ЮГ» в местном представительстве «Роснефти», в системе компании в КЧР сегодня функционируют 19 АЗС и 11 АЗК (как собственные, так и арендуемые) при среднем ежегодном объёме реализации по 1,5 тысячи тонны на одну заправку, что составляет не более 21% рыночной доли ГСМ. При этом общая ёмкость топливного рынка КЧР составляет 141 тысячу тонн горюче-смазочных материалов в год с перспективой увеличения до 10% к 2014 году.

Причиной роста рынка следует признать реализацию амбициозных проектов строительства горнолыжного курорта в Архызе, который будет привлекать в республику большое количество туристов. Учитывая, что горнолыжный туризм — забава не из дешёвых, ожидается приезд сравнительно обеспеченных россиян. Зачастую — на собственном вместительном транспорте с большим объёмом двигателя, который перевозил бы тяжёлое и громоздкое лыжное снаряжение на всю семью. А, стало быть, при таком наплыве туристов автопарк Карачаево-Черкесии, который сегодня составляет 97 тысяч машин (225 на тысячу жителей), в ходе реализации инвестпроектов в туристической сфере может увеличиться как минимум на четверть. Плюс ещё 4,5–5 тысяч машин добавляется во время туристического сезона.

При таких перспективах вполне обоснованным является расширение розничной сети операторов топливного рынка в сторону новых курортов. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в руководстве «Роснефти», уже согласовано решение о строительстве АЗС в основных курортных посёлках республики. По мнению заместителя генерального директора компании по экономике Сеита Кочкарова, это позволит уже через два года нарастить её рыночную долю в КЧР на 10%.

Свои планы расширения сети рассматривают и другие рыночные игроки. Однако их нередко останавливает высокая стоимость строительства новых АЗС. По мнению отраслевых специалистов, основным барьером на пути входа на рынок розничной реализации нефтепродуктов в КЧР является необходимость значительных капитальных вложений для строительства новых либо реконструкции уже существующих АЗС при длительных сроках окупаемости этих вложений. Cегодня средняя стоимость строительства заправки составляет порядка 55–60 млн рублей. Срок окупаемости зависит от месторасположения станции — он будет гораздо меньше, если АЗС расположена в Черкесске, либо на федеральной трассе, либо по дороге на курорт. И куда больше, если заправки стоят в отдалённых аулах.

Газовая альтернатива

Увеличивающаяся зависимость региональных властей от натиска нефтехолдингов заставляет их искать альтернативу среди газовиков. Уже сегодня в ряде российских регионов действуют местные программы по переводу автотранспорта на газ, что позволяет экономить бюджетные средства на содержание муниципальных автопарков. Во многом перспективы развития сети газовых заправок на юге России будут связаны не столько с растущей добычей газа на новых месторождениях, сколько с ёмкостью газомоторного рынка в конкретном регионе. Речь идёт о наличии его потенциальных потребителей, инфраструктуры для перевода автотранспорта на газ, сервисных центров для его обслуживания.

Пока основным оператором в этом сегменте на юге России является «Газпром газэнергосеть». Сегодня компания предпочитает концентрировать усилия в своих традиционных регионах развития — Волгоградской и Астраханской областях. «В 2011 году “Газпром газэнергосеть” вышла из бизнеса в Сочи, — сообщила “Эксперту ЮГ”» начальник отдела PR и рекламы компании Ирина Дмитрук. — В соответствии с планами оптимизации деятельности компании в Краснодарском крае и с целью повышения эффективности бизнеса группы компаний в целом была продана доля в уставном капитале ООО “Сочигазэнергосеть”, ранее принадлежавшая одной из дочерних структур ОАО “Газпром газэнергосеть”. Таким образом, поставки сжиженного углеводородного газа в Сочи с 1 ноября 2011 года осуществляет независимый оператор».

При этом газовики в прошлом году увеличили свою розничную сеть в Астраханской и Волгоградской областях на 23 АГЗС. Впрочем, уходить с Кубани «Газпром газэнергосеть» не собирается. К 2017 году компания предполагает довести количество своих заправок с нынешних 2 до 32. «Газ — хорошая альтернатива нефти, — считает Александр Минко, один из руководителей ростовской ассоциации “Прогресс”. — При нынешней цене на АИ-92 в 27 рублей цена на газ в 14 рублей — существенная экономия на топливе. Но, с другой стороны, это достаточно сложный бизнес, требующий серьёзных вложений. Если со стороны государства последуют налоговые послабления, его развитие не заставит себя ждать».             

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№26-27 (216) 9 июля 2012
Судьба "Ростсельмаша"
Содержание:
Под комбайнами загорелась земля

Крупнейший отечественный комбайновый завод «Ростсельмаш», безусловно, готовился к присоединению России к ВТО. Однако потенциала падения своей доли рынка здесь недооценили. Руководство завода, дождавшись нового состава правительства, заявило о своём бедственном положении, которое чревато сокращением деятельности примерно на треть. Какую-то помощь завод наверняка получит, но её будет мало

Реклама