Как научить города безопасности

Тема недели
Москва, 23.07.2012
«Эксперт Юг» №28-31 (220)
Невинномысский опыт реализации программы «Безопасный город» может стать проектом для тиражирования в других городах: его развернули всего за 10 месяцев и с минимумом бюджетных затрат

Реализация ряда целевых программ по обеспечению безопасности («Антитеррор», «Безопасный город», «Повышение безопасности дорожного движения» и др.) на уровне муниципалитетов пока что в большинстве случаев становится образцовым проектом «для галочки». На них тратится масса средств, эффективность их близка к отрицательной, значительная часть видеокамер, уже закупленных и установленных, не соответствует элементарным техническим требованиям, а муниципальные власти в любой момент готовы предъявить железобетонное препятствие для реализации данных проектов: отсутствие денег в бюджете. Арсен Каграманян, директор муниципального учреждения «Безопасный город» города Невинномысска, считает, что, сменив угол зрения на реализацию проекта и позиционировав его на первом этапе реализации не только как социальный, но и как экономически выгодный, вполне можно добиться качественных результатов. На форуме «Города — для жизни», организованном журналом «Эксперт ЮГ» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА», этот проект получил диплом Всероссийского конкурса лучших городских практик, учреждённого медиахолдингом «Эксперт» совместно с Министерством регионального развития РФ и фондом «Сколково». В настоящее время Арсен Каграманян приглашён для реализации проекта комплексной системы безопасности в Волгоградскую область.

Как убедить муниципалитеты

— На данный момент бюджет проекта в Невинномысске составил порядка 20 миллионов рублей. Это немного — даже с учётом того, что город невелик. Каковы парамет­ры этого проекта, что можно сделать на эти деньги?

— Хочу подчеркнуть, что мы работаем всего десять месяцев, и за это время проделали колоссальную работу. В Невинномысске 15 въездов в город, причём половина из них — приграничные, и все они уже оборудованы комплексами фотофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств, въезжающих в город и покидающих его. Информация от камер поступает в онлайн-режиме в ситуационный центр, где хранится не менее года. Несколько систем безопасности установлены в школах города, помимо этого, системами видеонаблюдения оборудованы места массового скопления граждан, популярные для свободного времяпрепровождения. Вся эта информация выводится на экраны ситуационного центра. Разумеется, физически невозможно отследить каждую минуту трансляции с камер, но можно наблюдать за изображением во время проведения массовых мероприятий, изучить архив, если случилось какое-то происшествие. Существуют технологии, которые распознают и отслеживают движущиеся объекты, автоматически определяют направление движения, предсказывают его траекторию, эффективно отслеживают скопления людей и оставленные предметы.

— За счёт чего удалось добиться столь сжатых сроков подготовки и реализации проекта?

— Мы начали с того, что подготовили техническое задание. Собрали рабочую группу с участием представителей всех ведомств, заинтересованных в проекте, — органов исполнительной власти, МЧС, правоохранительных органов — и по итогам совещаний фиксировали задачи каждого из ведомств. Причём необходимо было общаться прежде всего с теми, кто, как говорится, находится на земле, то есть работает с людьми, представляет себе оперативную обстановку. Мы записывали всё, что каждому из них хотелось: обсуждали отдельные районы города, выезжали на каждое предполагаемое место установки видеокамер, понимали, что вот здесь хотелось бы снизить скорость движения автотранспорта, там — фиксировать проезжающие машины. В итоге мы получили картину того, что необходимо городу в каждой из его точек. Далее подключилась созданная нами техническая группа, которая описала необходимые для этого аппаратные средства. Такие сроки стали возможными благодаря тому, что в программе был крайне заинтересован глава города, а также начальники УВД и ФСБ по городу Невинномысску.

— Они будут иметь совместный доступ к данным, поступающим с камер видеонаблюдения?

— Да, мы создаём единый ситуационный центр. Сегодня такие системы часто распределены по ведомствам: часть сегмента есть в УВД, часть — в каком-то отделе муниципалитета, часть ещё где-то. Невозможно увидеть общую картину города в одном месте. Мы пошли путём организации единого центра. В случае любой внештатной ситуации все руководители могут собраться и увидеть реальную картину в режиме онлайн или просмотреть архив. Для принятия оперативных решений это очень важно.

— Обычно на стадии закупки и интеграции оборудования во всех программах наступает ступор: выбор слишком велик, а средства слишком ограниченны. Как вы выбирали аппаратуру?

— Мы в Невинномысске устроили для производителей испытательную площадку. Они привозили свои решения, демонстрировали их работу, а мы выбирали оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Такой подход оказался очень продуктивным: как показала практика, не все заявленные производителями оборудования функции стабильно работают в реальном режиме эксплуатации. В отдельных случаях мы устанавливали камеры разных производителей в одном месте и сравнивали качество изображения. Так мы понимали, какими характеристиками должна обладать камера: каким углом обзора, какой дальностью, как она должна приближать, с каким разрешением транслировать изображение. В разных местах камера решает разные задачи: нельзя камеру одного типа повесить везде и сказать, что теперь у нас безопасный город.

— Но просто установки камер тоже недостаточно для того, чтобы был «Безопасный город». На основании чего и как именно проект будет развиваться дальше?

— Техническое задание предусматривает эти детали: оно позволит безболезненно продолжать программу — в том числе и после смены руководителя. Мы подготовили проектную документацию, в которой чётко прописано, какие именно элементы проекта будут внедряться и сколько они стоят. Здесь невозможен вариант, при котором то, что должно стоить, условно говоря, 100 рублей, вдруг приобретается за 500. Что касается дальнейшего развития, то именно техническое задание и поможет идти в ногу со временем. Совместно с правоохранительными органами мы определили приоритеты. Сегодня они состоят в том, чтобы отслеживать входящий и выходящий транспорт: Невинномысск — приграничная территория, поэтому необходимо получать детальную информацию об автотранспорте, движущемся в обоих направлениях. Запуск этого этапа уже дал серьёзный эффект. Далее нам будут нужны камеры во всех общественных местах, затем на очереди системы, которые будут отслеживать состояние воздуха, паводковые ситуации.

Тираж опыта — любой

— Города, как правило, не могут себе позволить такие дорогие системы. Как убедить муниципалитет инвестировать в них?

— Да, сегодня практически все муниципальные бюджеты дефицитны. Но мы договорились с представителями власти, что все суммы денежных взысканий, то есть штрафов, поступающих в бюджет города за нарушения ПДД, зафиксированные камерами, имеющими функции фото‑ и видеофиксации нарушений, будут направляться на развитие системы «Безопасный город». Таким образом, вкладывая на первоначальном этапе небольшие средства в комплексы фотофиксации нарушений ПДД, муниципальная администрация получает возможность реализации целевой программы за счёт средств, ранее бюджету недоступных. За пять-шесть лет в городе появится огромный парк высококлассных технических средств.

— Насколько исчисляем эффект от внедрения подобной системы? Вы можете с цифрами в руках доказать муниципалитету необходимость первоначальных вложений?

— Это большая проблема: в любом проекте все сразу хотят видеть экономические показатели. Но я ещё не видел ни одного описания реальной экономической выгоды от подобного внедрения. В нём обычно указаны снижение уровня преступности, уменьшение числа ДТП и тому подобное. Мы же хотим доказать, что безопасность человека трудно обосновать экономически. Для чего камера на автовокзале? Она не сможет спасти, к примеру, от террориста-смертника, который забежит туда с бомбой на поясе и взорвёт её. Но совершенно точно, что уровень преступлений в тех местах, где камеры всё-таки есть, снижается. Необходимо понимать, что при текущем сокращении численного состава правоохранительных органов этот пробел необходимо восполнять техническими средствами, иначе ничего не получится. Сегодня в Невинномысске ряд преступлений уже был раскрыт с помощью системы «Безопасный город» — и на это потребовалось несколько часов. Вот о таком эффекте говорить можно. Эта статистика появляется тогда, когда система начинает работать, и она всегда убедительна.

— Возможны ли варианты софинансирования «Безопасного города» вместе с частными инвесторами?

— Просто так инвесторы на камеры денег не выделяют. Мы отработали вот какой вариант: в городах сегодня большое количество торговых центров, рынков, дорогих магазинов. Они расположены в важных для системы точках города — на перекрёстках, в местах большого скопления людей. Мы ведём переговоры с собственниками, предлагаем им дооборудовать свои собственные системы безопасности и интегрировать их в общую городскую систему. Причём не надо давать нам деньги: мы бесплатно готовим для таких бизнес-структур документацию с характеристиками видеокамер и рекомендациями по установке оборудования, а они сами закупают и устанавливают их. От них данные выводятся в ситуационный центр.

— Как вы выстроили телекоммуникационную структуру, которая объединяет все элементы системы?

— Сегодня многие муниципалитеты начинают проектировать и строить свои собственные системы передачи данных, опасаясь конфликтов, связанных с вопросами безопасности этой передачи. Но о чём может быть речь в тех случаях, когда камера висит в центре города на оживлённой площади? Любой человек может прийти туда и запечатлеть ту же картину, что и камера видеонаблюдения. Строить собственную систему очень дорого — да и не нужно. В Невинномысске мы поступили следующим образом: предложили провайдерам техническое задание с указанием мест, в которых хотим установить свои камеры. Они нам предоставили точки, в которых у них находятся коммутационные шкафы, — и мы просто подсоединились к ним. Мы ничего не строим — просто платим минимальную аренду за передачу данных; это в сотни раз дешевле и выгодней для бюджета.

— Насколько этот опыт тиражируем в городах, сопоставимых по размеру с Невинномысском, и в более крупных?

— Сейчас наша основная задача — поделиться опытом. Как сегодня выглядит реализация подобных проектов в большинстве муниципалитетов? Есть задача: обеспечить безопасность города. Находят какого-нибудь сотрудника в штате мэрии, который зачастую и без того загружен. Навешивают на него ещё и безопасность. Ищут какую-то информацию в интернете, формируют документ и работают по нему. И это — большая проблема. Первое, с чего мы начали, это создали учреждение, которое ответственно за реализацию данного проекта, за оборудование, за его техническое состояние и, конечно же, за взаимодействие с правоохранительными органами и структурами МЧС в части технической реализации. В учреждении «Без­опасный город» разработаны первые в Ставропольском крае технические рекомендации и проектные решения по оборудованию важных объектов города (железнодорожного вокзала, автовокзала, крупных рынков, торговых центров и так далее) комплексными системами видеонаблюдения с последующей интеграцией в комплексную систему безопасности. Такой подход оказался не только действенным, но и экономически выгодным, и, что тоже немаловажно, абсолютно прозрачным. То техническое задание и проектные решения, которые мы разработали, вполне могут применяться в других населённых пунктах — в том числе и в городах покрупнее. Его содержание без труда масштабируется под город любого размера. Места, в которых устанавливаются камеры, безусловно, везде будут разные. Но принцип реализации — тот же.  

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-31 (220) 23 июля 2012
Герои обновленной экономики
Содержание:
Неизменная величина южной экономики

Новороссийский морской торговый порт, на долю которого приходится примерно пятая часть всего грузооборота морских портов России, в 2011 году упрочил свой статус одного из главных игроков федерального уровня, работающих на юге страны. Вхождение в число стратегических акционеров порта «Транснефти» и инвестгруппы «Сумма Капитал» открывает для Группы НМТП путь к превращению в крупного транснационального оператора

Реклама