Регион растит своих героев

Тема недели
Москва, 23.07.2012
«Эксперт Юг» №28-31 (220)

Конечно, это не все герои обновлённой экономики юга России. И даже далеко не все, с кем у нас в последние три года состоялось полноценное общение. Но главное для нас не полнота списка и не ранг каждого среди выбранных — когда речь заходит о личностях, ранжирование теряет смысл. Мы выбрали для этого коллекционного номера стратегов — и сгруппировали бизнесменов по сферам, а очерёдность подчинили алфавиту.

Многие помнят атмосферу 2009 года. Это был массовый испуг, вылившийся в кризис доверия. Самыми ценными людьми в тот момент оказались те, кто знает, что делать. Фактически именно они и закладывали фундамент для следующего витка роста. Важная черта деловой жизни кризисного периода — возвращение собственников к оперативному управлению. Когда-то они уже успели заложить стандарты ведения бизнеса и отойти от текучки, наняв менеджеров для их поддержания. Но теперь возникла ситуация, в которой опять должны были взять слово люди, задающие стандарты.

Кто они — люди, которые здесь невольно выступили в качестве героев? Какие их черты оказались ключевыми для прошедшей пятилетки?

Они хотят развиваться. Пожалуй, главной характеристикой героев посткризисного периода для нас была их ориентация на развитие, а не на удержание позиций или выживание. Они увидели новые возможности для себя — во многом ещё и потому, что в зоне турбулентности обнажились их конкурентные преимущества. Здесь самые яркие примеры — ставропольский «Арнест», ростовский «Евродон», краснодарский «Магнит», волгоградский «Царь-продукт».

Они работают почти везде. Это значит, прежде всего, что их развитие не ограничено какой-либо одной сферой. Мы видим активно растущие компании практически во всех сферах деятельности — от строительства инфраструктуры («Базэл Аэро», «Новороссийский морской торговый порт», «Ростелеком-Юг») и производства стройматериалов (ВОЛМА, «ЕВРАЗ Металл Инпром») до производства продуктов питания (АГРОКОМ, АСТОН, «Евродон», «Красная Поляна», «Мастер-Прайм. Берёзка», «Фанагория») и розничной торговли («Высшая Лига», «Тандер»). Но у нас есть и финансисты («Кубань Кредит», «Центр-инвест», Юго-Западный банк Сбербанка РФ), химики («Арнест», «Никохим») и даже откровенные инноваторы («Солнечный ветер»). Формально бóльшая часть этих компаний — крупный бизнес (то есть с выручкой более миллиарда рублей), но неформально большинство из них — гибкие средние компании.

Они модернизированы. Хотелось, конечно, написать «инновационны», но нет — модернизированы. Кризис показал, что повестку развития могли себе позволить те, кто успел либо вовремя модернизироваться, либо ввести жёсткие стандарты, позволяющие добиваться высокой производительности труда. При этом за прошедшую пятилетку производители заметно укрепили свои позиции в числе крупнейших компаний региона — раньше они серьёзно проигрывали господствовавшей на юге России сфере торговли.

Они любят свой регион. В результате кризиса бизнес стал в большей степени ориентирован на использование потенциала родного региона. Один региональный бизнесмен после наступления кризиса сказал нам, что у него совершенно исчезло направление сотрудничества с Москвой. Раньше ведь как было — если пришла в голову хорошая идея, вези её в столицу — ищи партнёров, консультантов, средства. Во время кризиса там делать стало нечего — вся деловая активность сосредоточилась на местном уровне. Вообще тезис о том, что инвестиционная активность всё больше перемещается в регионы — ключевой для прошедшей пятилетки. Это объясняет и возникшую в последнее время популярность темы развития городов — перестав мечтать о местах, где нас нет, и обернувшись к родным пенатам, деловое сообщество увидело их явную необустроенность.

Они публичны. Герои посткризисной экономики в нашем понимании — это гораздо более публичные люди, нежели закрытые деятели предыдущей пятилетки. Теперь главы компаний свободно выступают на деловых форумах, защищая свои интересы и интересы своих отраслей. Общественные коммуникации стали в значительной степени инструментом, позволяющим показать свои конкурентные преимущества и выразить свои взгляды на проблемы региона.

Они требовательны. В частности, за время кризиса региональный бизнес стал гораздо требовательнее по отношению к региональной власти. Целый ряд наших интервью даёт возможность в этом убедиться. На волне всеобщего роста административные барьеры были ещё терпимы, в период падения — они просто добивали слабых. Кризис потребовал от глав регионов и муниципалитетов компетенций регулятора, способного отстаивать интересы региона перед федеральным центром, а также умения организовать на месте мозговые штурмы по ключевым темам. Успехи на этих фронтах переоценивать не стоит. И, тем не менее, тема государственно-частного партнёрства все эти пять лет оставалась — и, видимо, на некоторое время ещё останется — одной из ключевых в деловой повестке.

Они представляют Юг России. Вот этот тезис важно правильно прочесть: они представляют Юг — всей остальной России. Как стране, чтобы быть достаточно конкурентоспособной на мировой арене, нужны собственные глобальные компании на приоритетных направлениях, так и успешному региону, который хочет успешно продавать себя внешней аудитории (туристам, инвесторам, потенциальным жителям и т. д.), нужны федеральные компании. Эти компании фактически обеспечивают переток ресурсов из центра в регионы. Существенная часть наших нынешних собеседников уже представляют региональные компании, имеющие долю на общероссийском рынке. Но за пятилетку сформировалась прослойка растущих игроков с федеральными амбициями. У них есть региональные сети, наработаны ресурсы, амбициозные планы, на выполнение которых их бизнес и заточен.

«Эксперт ЮГ» начал работать в 2007 году — с самого начала нам был виден явный дефицит героев в региональной экономике. Было очевидно, что основные действующие лица деловой жизни не на виду, что публичных площадок, на которых бы звучали их голоса, почти нет, а достижения лучших предпринимателей реально может оценить лишь очень узкий круг людей. Мы изначально были убеждены в том, что работать надо на выявление и поддержку наиболее весомых действующих лиц в различных отраслях экономики. Кризис во многом облегчил нашу задачу.          

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-31 (220) 23 июля 2012
Герои обновленной экономики
Содержание:
Неизменная величина южной экономики

Новороссийский морской торговый порт, на долю которого приходится примерно пятая часть всего грузооборота морских портов России, в 2011 году упрочил свой статус одного из главных игроков федерального уровня, работающих на юге страны. Вхождение в число стратегических акционеров порта «Транснефти» и инвестгруппы «Сумма Капитал» открывает для Группы НМТП путь к превращению в крупного транснационального оператора

Реклама