Возвращение связного

Тема недели
Москва, 23.07.2012
«Эксперт Юг» №28-31 (220)
«Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК), самый проблемный филиал «Связьинвеста», за три летних месяца 2009 года почти полностью сменила руководящий состав. Новому гендиректору Александру Шипулину предстоит не только справляться с накопленной предприятием серьёзной долговой нагрузкой, но и перестроить самосознание компании

Фото: Андрей Бойко

Это место работы для Александра Шипулина не вполне новое: 12 лет он занимал руководящие должности в южном отделении сперва «Россвязьинформа», затем — «Связьинвеста». Однако в 2003 году он уходил из одной компании, а в 2009 году вернулся в другую, сейчас же перед ним стоит задача добиться некоего третьего результата. Задача, несмотря на то, что рынок телекома считается наименее пострадавшим в кризисном шторме, всё же нетривиальная. Показатели прибыльности ЮТК за предшествующие возвращению Шипулина годы не давали повода для оптимизма: в 2008 году компания увеличила выручку с 19,77 до 20,8 млрд рублей (по сравнению с 2007 годом), но её чистая прибыль при этом упала в 3,3 раза, до 557,02 млн рублей. По результатам I квартала 2009 года компания зафиксировала более чем трёхсотмиллионный убыток, а по итогам первого полугодия — чистую прибыль на уровне 517,8 млн рублей при пятипроцентном росте выручки. Но высокий процент заёмных средств в валюте на фоне девальвации рубля по отношению к доллару и евро делает текущую долговую нагрузку компании беспрецедентной.

Новому гендиректору придётся бороться не только с мрачной финансовой статистикой: ему необходимо будет провести серьёзную реструктуризацию самосознания компании.

Кажется, ЮТК был чуть ли не последним из постсоветских монополистов, вынужденным осознавать, что на рынке приходится работать уже не в одиночестве. Отчасти это связано и с тем, что сам рынок «созревал» очень долго — телеком, несмотря на подразумевающуюся прогрессивность отрасли, в ЮФО был одним из самых отсталых сегментов. Теперь, когда под телефонной связью всё больше подразумевают мобильную, а сотовые операторы, которым в выделенных им частотах уже тесно, предоставляют услуги широкополосного доступа в интернет (ШПД) — в том числе и проводного, — ЮТК пришлось осваиваться в совсем новом конкурентном пространстве.

Совет директоров компании назначил Александра Шипулина генеральным директором в июне 2009 года. С ним был заключён двухлетний контракт сроком до 8 июня 2011 года включительно, впоследствии продлённый. За этим последовал ряд других замен в высшем руководстве: 22 июня заместителем генерального директора — директором по экономике и финансам стал Вячеслав Козельский, до этого бывший первым заместителем генерального директора ОАО «Центральный телеграф»; 26 июня на должность заместителя генерального директора — коммерческого директора ЮТК пришёл из компании «Краснодарская сотовая связь» — филиала «СкайЛинк-Краснодар» — Руслан Танашев, а 10 июля заместителем генерального директора — техническим директором назначен Владимир Петренко (с марта 2003 года он занимал пост директора ООО «Южный телеком»). О том, почему за два месяца сменилась вся верхушка компании, как ЮТК чувствует себя на волне кризиса и какие направления будут теперь для компании стратегическими, «Эксперт ЮГ» поговорил с новым гендиректором.

Успешно, но с долгами

— Считается, что рынок телекоммуникаций менее прочих секторов ИТ пострадал от кризиса: телефонная связь, да и доступ в интернет уже входят в разряд базовых потребностей. Какие выводы можно сделать о динамике развития рынка телекома на Юге?

— Действительно, телекоммуникационный бизнес пострадал в меньшей степени, чем, например, банковские услуги. Всё-таки потребность в хлебе, воде и общении у людей будет всегда. То, что темпы роста в 2009 году снижаются, — это общая тенденция российского телекома, равно как и мирового. По нашим данным, в 2009 году объём доходов от услуг электросвязи в ЮФО оценивался на уровне 105 миллиардов рублей — при этом доля ЮТК составила 20,9 процента. К сожалению, эта доля несколько снизилась из-за высокого уровня проникновения сотовой связи, но стремительное развитие широкополосного доступа даёт нам основания рассчитывать на изменение сложившейся динамики. Большинство абонентов, даже пользуясь мобильными телефонами, считают фиксированную связь более качественной. Плюс некоторый консерватизм, в хорошем смысле этого слова. Государственные компании и крупные частные корпорации предпочитают, чтобы связью их обеспечивала крупная, надёжная, обладающая большими техническими ресурсами компания, — такая, как ЮТК.

— В последние три месяца компания регулярно сообщала о переменах в топ-менеджменте. Чем вызвана их необходимость?

— Кадровые изменения связаны с тем, что отраслевое министерство и ОАО «Связьинвест» приняли решение кардинально повысить эффективность ОАО «ЮТК»: компания должна прежде всего ориентироваться на клиента. Главная цель нового топ-менеджмента — построить в компании такие бизнес-процессы, которые позволят предоставлять максимально качественный сервис, — и это должно стать конкурентным преимуществом ЮТК. Руководители, которые пришли в компанию, имеют большой опыт работы в телекоммуникациях — и в сотовом бизнесе, и у альтернативных операторов. Все свои наработки они должны применить для достижения этой цели. Отраслевой рынок достаточно велик, места на нём хватит всем, и мы собираемся конкурировать с альтернативными операторами на уровне и качества оказываемых услуг, и сервиса. У ЮТК в этом плане есть серьёзный потенциал — и прекрасные специалисты, и огромная, десятилетиями создававшаяся инфраструктура; надо просто эффективнее использовать свои возможности.

— В относительно благополучном 2008 году рост выручки у ЮТК составил 5,6 процента. Каковы прогнозы на 2009 год?

— Могу сказать, что рост в 5,6 процента — в целом достаточно хороший показатель для отрасли фиксированной связи. Надо понимать, что на выручке в определённой степени сказалась социальная нагрузка — государство обязало ЮТК обеспечивать все госпрограммы по телефонизации инвалидов и участников ВОВ, развитию сельской связи и телефонизации удалённых и труднодоступных мест, интернетизации школ… По нашим прогнозам, в 2009 году компания сохранит примерно такие же темпы роста — в пределах пяти процентов. Наши основные усилия сегодня направлены на стабилизацию экономической ситуации. У ЮТК достаточно большие финансовые обязательства, которые мы в 2009 году собираемся частично погасить.

— Расскажите подробней о том, как компания будет уменьшать свои долги.

— Сегодня финансовое положение компании достаточно сложное: общая сумма долговой нагрузки (ссудный долг) на конец 2008 года равнялась примерно 24 миллиардам рублей. Пики погашения долгов в нынешнем году приходятся на июнь, октябрь и декабрь. Общая сумма погашений в 2009 году  составит 11,5 миллиарда рублей. Эта сумма частично будет погашена за счёт собственных средств, а частично — за счёт заёмных. Июньские выплаты мы уже произвели и не видим каких-то особенных сложностей в связи с выплатами, предстоящими осенью. До конца года мы снизим долговую нагрузку на 3–3,3 миллиарда рублей — это будет рекордным снижением за весь период деятельности компании. Чтобы пройти пики выплат безболезненно, уже сейчас денежные средства аккумулируются на наших счетах.

Экономные инвестиции

— Как изменились инвестиционные планы компании в связи с тем, что вы хотите посвятить этот год снижению долговых обязательств?

— Мы сократили инвестиционную программу 2009 года практически вдвое. В настоящее время это 1,7 миллиарда рублей. Сейчас мы будем реализовывать только те программы, которые рассчитаны на максимальную отдачу — среди них проекты, связанные с внедрением ШПД, конвергенцией услуг, сотрудничество с сотовыми компаниями и операторами, предоставляющими услуги Wi-Fi, Wi-Max. Сегодня мы делаем ставку на проекты с максимально короткими сроками окупаемости: год-два — самое большее. Бюджет 2010 года будет формироваться уже в сентябре-октябре. Мы проанализируем результаты третьего квартала нынешнего года, и, возможно, с 2010 года начнём реализовывать уже не только краткосрочные, но и долгосрочные программы.

Главным фактором выбора фиксированной связи является её более высокое качество yug_220_020.jpg Фото: Андрей Бойко
Главным фактором выбора фиксированной связи является её более высокое качество
Фото: Андрей Бойко

— Какие проекты компания реализует в связи с Олимпиадой-2014?

— Разумеется, ОАО «ЮТК» как ведущая телекоммуникационная компания на юге России примет на себя немалую нагрузку по обеспечению связью олимпийских объектов. Учитывая, что объём трафика вырастет многократно, мы уже сейчас реализуем комплекс мероприятий по увеличению пропускной способности магистральных каналов связи, реконструкции и замене существующих АТС на современные, модернизируем распределительные сети на основе оптического кабеля. При этом готовимся обеспечить сетевыми ресурсами других операторов связи и компании, у которых будет в этом потребность.

— В 2009 году Федеральная служба по тарифам планирует минимальное повышение расценок на местную связь. Как это отразится на выручке от наиболее стабильной статьи доходов?

— Необходимо понимать одну очень важную тенденцию: во всём мире идёт переход с фиксированной связи на мобильную. Ежемесячный отток абонентов фиксированной связи в развитых странах уже исчисляется сотнями тысяч. Удобство и персональный характер мобильной связи в этом процессе играют ключевую роль. А вот главным фактором выбора связи фиксированной является её более высокое, чем у мобильной, качество. Поэтому мы продолжим замену аналоговых телефонных станций на цифровые и капитальный ремонт сооружений связи. Так что я бы не стал рассматривать доходы от фиксированной связи как основной источник роста. Это скорее некая постоянная составляющая. Рост будет, но порядка 3–3,5 процента. Главную ставку мы делаем на новые технологии, которые принесут более существенный прирост дохода.

Чем шире, тем лучше

— В 2008 году у ЮТК был более чем двукратный рост абонентов ШПД — это стратегическое направление для компании?

— Да, я уже отметил ранее, что развитие новых технологий, в том числе широкополосного доступа к информационным ресурсам, является стратегическим направлением. Причём основным отличием нашей стратегии 2009 года станет широкое применение всего спектра технологий ШПД. Например, мы уже начали предоставлять услуги ШПД на базе технологии FTTx. По нашим оценкам, снижение доли применения технологий xDSL позволит значительно расширить полосу пропускания на одного абонента. В настоящее время общее число абонентов, использующих широкую полосу, уже достигло полумиллиона.

— Как на ваши доходы от широкополосного доступа повлияет появление выходящих на южный рынок альтернативных провайдеров, в том числе операторов беспроводного ШПД по технологии Wi-Max?

— Wi-Max, с моей точки зрения, интересное техническое решение. Но я не думаю, что оно сильно изменит рынок. Я уже говорил о консерватизме: если у вас хорошо работают телефон, телевидение и интернет, вы не будете думать о том, чтобы поменять технологию. Изменения происходят тогда, когда человека что-то не устраивает, или он не может получать такую услугу и по такой технологии там, где сейчас находится: в горной местности, например. У операторов Wi-Max будет несколько другой клиент — более волатильный, более гибкий, более мобильный. Мы тоже планируем использовать радиотехнологии — выборочно и как дополнение к нашим традиционным услугам. Но никакие радиотехнологии не заменят оптический кабель по скорости передачи данных и другим его преимуществам! Со временем операторы, использующие технологию Wi-Max, займут своё место на рынке, но их доля не будет существенной. Причём у ОАО «ЮТК» уже сейчас есть предложения по предоставлению одновременно и широкой полосы, и безлимитных тарифов.

Многообещающая конвергенция

— В прошлом году ЮТК запустила в Краснодаре мощный центр обработки данных. Планируете ли вы его коммерческое использование?

— Да, планируем. Созданы достаточно большие мощности, которых хватит не только для обеспечения наших потребностей, но и для обслуживания сторонних организаций. На самом деле, реальный объём спроса на эти услуги нам ещё предстоит оценить, а технологическая база уже готова к коммерческому использованию.

— Какие услуги ЮТК могла бы предоставлять другим телекоммуникационным операторам?

— Основная услуга, которую в этой сфере оказывает ЮТК, — это присоединение сетей. Поэтому так важно предложение ЮТК о предоставлении линейно-кабельных сооружений другим операторам и провайдерам и их последующем обслуживании. Какова ситуация на сегодняшний день? Огромное количество операторов имеют свои небольшие отрезки кабеля, которые проложены в нашей канализации. Их обслуживает множество людей, каждый из которых отвечает только за свой участок. Зачастую они, ремонтируя свой кабель, повреждают чужой, создавая проблемы другому оператору, и при этом не несут никакой ответственности. Чтобы избежать таких ситуаций, мы предлагаем не только предоставлять линейно-кабельные сооружения, но и обслуживать их, а также обслуживать линейно-кабельные сооружения других провайдеров.

Ещё одно направление — это call-центр ЮТК. Его ресурсы позволяют обеспечить качественное справочно-информационное и маркетинговое обслуживание других компаний.

— И последний вопрос: вы довольно продолжительное время работали в компаниях-операторах мобильной связи. Как сказывается этот опыт в вашей нынешней деятельности?

— Я стоял у истоков создания первой сотовой компании на территории Краснодарского края — «Кубань GSM». Потом почти пять лет работал в ЗАО «Мобиком-Кавказ», участвовал в процессе построения компании и её развития. И то, что я хотел бы привнести в деятельность ЮТК, — это скорость принятия решений. Оперативность, гибкость — то, чего у компаний-операторов фиксированной связи, в силу особенностей их структуры, сейчас нет. Решение должно приниматься мгновенно и реализовываться за считанные дни. Именно это и формирует моё видение того, как должен работать менеджмент ЮТК: быстрые, но обдуманные решения, мгновенная реакция на изменение ситуации на рынке.

Справка о компании

ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ОАО «ЮТК») — межрегиональная компания связи группы компаний «Связьинвест». С 1 апреля ОАО «Ростелеком» завершило процесс реорганизации путём присоединения межрегиональных компаний связи, в том числе и ОАО «ЮТК», которое с тех пор действует под брендом материнской компании. Зона действия — 10 субъектов ЮФО, охватываемая площадь — 520 тысяч кв. км с населением около 18,5 млн человек. Создана 1 ноября 2002 года путём объединения региональных операторов на базе ОАО «Кубаньэлектросвязь». ЮТК предоставляет населению и юридическим лицам традиционные и прогрессивные услуги: местную и внутризоновую связь, широкополосный доступ в интернет, IP-TV, построение VPN (виртуальные частные сети), услуги интеллектуальных сетей связи, call-центра и т. д. Ценные бумаги ЮТК обращаются на российских и международных биржах: ОАО «РТС», ЗАО «ФБ ММВБ». АДР на обыкновенные акции обращаются на Франкфуртской и Берлинской фондовых биржах, бирже NEWEX, внебиржевом рынке США.

В конце августа 2009 года компания объявила о привлечении кредита у Банка Москвы сроком на 3 года под 15,64% годовых. Кредитные средства будут направлены на погашение задолженности. В середине сентября «Нордеа банк» открыл невозобновляемую кредитную линию с лимитом 3 млрд рублей, которые ЮТК планирует направить на финансирование текущей деятельности. Помимо этого, было объявлено о намерении разместить по открытой подписке в 2009–2010 годах 7 выпусков облигаций: 3 займа по 2 млрд рублей и 4 — по 1 млрд рублей. Всего планируется разместить 10 млн ценных бумаг номиналом 1 тысяча рублей. Срок их обращения — 1 год. Организатором размещения выбран «Связь-банк». 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-31 (220) 23 июля 2012
Герои обновленной экономики
Содержание:
Неизменная величина южной экономики

Новороссийский морской торговый порт, на долю которого приходится примерно пятая часть всего грузооборота морских портов России, в 2011 году упрочил свой статус одного из главных игроков федерального уровня, работающих на юге страны. Вхождение в число стратегических акционеров порта «Транснефти» и инвестгруппы «Сумма Капитал» открывает для Группы НМТП путь к превращению в крупного транснационального оператора

Реклама