Фитнес-рынок прокачался

Русский бизнес
Москва, 13.08.2012
«Эксперт Юг» №32-33 (222)
Южный рынок фитнеса, по словам его участников, в последние годы не только растёт быстрыми темпами, но и постепенно укрупняется. При этом сетевики, предлагая высокое качество услуг, постоянно понижают ценовую планку, заставляя развиваться и мелких игроков

Фото: M-Body.Ru

Южный рынок фитнеса на сегодня до сих пор остаётся за рамками официальной статистики — его рост (по заявлениям участников, довольно быстрый), сложно показать с помощью точных цифр. По данным РБК.research, сегодня российский сектор фитнес-услуг в целом обладает высоким потенциалом и ещё далёк от насыщения. На протяжении последних трёх лет развитие рынка характеризовалось быстрыми темпами — порядка 20% в год. Собственно, примерно так же представители южных компаний оценили и региональную динамику.

Выясняя же оборот этого рынка, остаётся только руководствоваться приблизительными подсчётами: так, согласно данным аналитической группы Intesco Research Group (IRG), к 2011 году объёмы по России составили приблизительно 1 млрд долларов. Исходя из того, что порядка 73% этой суммы генерируют Москва и Петербург, а ещё 17,2% забирают девять городов-миллионников (среди них и Ростов), на долю ЮФО вряд ли приходится свыше 3–4% — то есть не более 40 млн долларов. И если в Москве сегодня, по данным IRG, порядка 900 клубов, то, исходя из перечня онлайн-каталогов, в Краснодаре и Ростове совокупно можно насчитать не более 150 заведений.

Вместе с тем игроки рынка прогнозируют стремительный рост на ближайшие несколько лет, в том числе за счёт регионов. Потенциал велик: по словам владельца сети спортивных магазинов «Высшая Лига» Алексея Пшеничного, спортом в России регулярно занимается не более 2–3% населения. Для сравнения, в США этот показатель достигает 16%, в Норвегии — почти 20%. А Россия, как признают участники отрасли, всё-таки повторяет путь развитых стран: от обычного наращивания мышц люди приходят к популярной нынче концепции здорового образа жизни, что предполагает целый комплекс необходимых в рамках одного спортклуба услуг. Потому появляется потребность в большем количестве клубов, в новых форматах.

И постепенно Юг привлекает всё больше федеральных операторов, а местные сетевые игроки активно расширяются — в силу того, что рынок ещё не насыщен, а культура подвальных «качалок», при всей их востребованности, понемногу изживает себя. При этом основная точка роста, по мнению экспертов, — среднеценовые форматы; премиальные заведения, точно так же, как и подвальные залы, рынок будет принимать неохотно.

Фитнес как ритейл

Как отмечает представитель одной из крупнейших сетей в стране ALEX FITNESS Артём Костенко, наибольшей популярностью сегодня пользуются фитнес-учреждения, предоставляющие максимально широкий спектр основных и дополнительных услуг: от групповых программ и персональных тренировок до уникальных методик укрепления и оздоровления организма. В этом смысле моноконцепты становятся сегодня всё менее интересными потребителю, позиции крупных центров и сетей усиливаются. Вместе с тем в фокус спроса попадают в основном клубы с гибкой ценовой политикой. «Рынок фитнеса в ЮФО ещё открыт, но тенденция такова, что открыт он в первую очередь для центров эконом- и бизнес-класса», — говорит Елена Башкирева, фитнес-директор «Оранж Фитнес» в Краснодаре. По оценке исполнительного директора Федерации фитнес-аэробики Волгоградской области Михаила Полшкова, клубов премиум-класса на Юге мало (максимум — 20% от общего числа), и спрос на них неэластичен. Подвалы, по мнению г-на Полшкова, возможно, пока лидируют, но понять, насколько это лидерство стабильно, очень сложно: такой клуб сегодня есть, завтра — нет. А вот 30–40% южного рынка держат как раз среднеклассовые заведения. Эта оценка, скорее всего, соответствует действительности — в 2011 году исследование РБК.research показало, что в России основными потребителями фитнес-услуг являются представители среднего класса, на их долю в структуре спроса приходится 34,4%.

Собственно, данный тренд хорошо иллюстрируют и новые вхождения на региональные рынки — в прошлом году в Ростове открылся фитнес-центр среднего класса (теперь крупнейший в городе) Fit-Well Athletics площадью 6 тысяч кв. м, а также в донскую столицу пришёл мировой оператор World Gym. Местные сети тоже пошли в рост — к примеру, ростовская «Спорт-Сити» в прошлом году приросла двумя клубами, доведя количество точек до шести. В нынешнем марте в Краснодаре открылся эконом-клуб ALEX FITNESS «Тургеневский», завершается строительство ALEX FITNESS «Чехов» в Ростове.

По словам директора по спортмаркетингу сети «Высшая Лига» Алексея Курячего, на данный момент краснодарский рынок уже перегнал ростовский по темпам роста и количеству клубов. В марте начал работу бизнес-классовый «Oранж Фитнес» в Краснодаре — самый большой фитнес-комплекс в городе: его площадь составляет 10 тысяч кв. м, разместившихся на четырёх этажах. Недавно стало известно о планируемом открытии в Краснодаре федеральных операторов Gold Gym и World Class (бизнес-класс). «Открываются именно крупные фитнес-клубы, в которых есть тренажёрный зал, бассейн и залы для групповых тренировок. Подвальные клубы сейчас либо закрываются, либо пытаются сменить свой формат, — комментирует г-н Курячий. — Мы сегодня в какой-то степени повторяем Европу. Пока рынок, безусловно, не насыщен; мы видим, как соседствуют старые и новые форматы и как они при этом видоизменяются. К примеру, сейчас неплохо иметь бассейн длиной 25 метров, а скоро появятся и пятидесятиметровые. В ближайшие пять лет рынок будет только укрупняться — во всех смыслах».

В этом отношении развитие фитнес-индустрии можно сравнить с ритейлом: обычные магазины потеснили супермаркеты, потом появились гипермаркеты и моллы. Говоря о главных нововведениях на южном рынке фитнеса, Алексей Курячий отмечает, что в последнее время здесь стали появляться клубы в отдельно стоящих зданиях — это уже европейский формат. Правда, пока на Юге такие фитнес-клубы есть только в Ростове и Краснодаре, но, по общей оценке экспертов, рынки других региональных городов в сравнении с этими южными столицами очень малы. Речь идёт об уже упомянутых проектах «Оранж Фитнес» и Fit-Well Athletics, ещё в Ростове есть «Арбат-фитнес» площадью 2,5 тысячи кв. м, скоро к ним присоединится краснодарский X-fit. Именно такие клубы в ближайшие пять лет будут видоизменять, расширять рынок, считает г-н Курячий.

Нужен качественный эконом-класс

Казалось бы, формат клуба, где есть всё и для всех, априори должен предполагать высокую стоимость услуг. В целом так и есть, если, к примеру, сопоставлять цены на абонементы в клубах «Наташа» и World Gym. Небольшие клубы могут продавать абонементы на месяц и по 500 рублей, и по четыре тысячи — по выражению Елены Башкиревой, такие заведения представляют собой своего рода суверенные государства, которые живут и развиваются по своим законам. Денег они приносят немного: к примеру, ежемесячная чистая прибыль небольшого клуба с посещаемостью порядка 250–300 человек в месяц, по данным совладелицы краснодарского «Центра йоги Айенгара» Натальи Рыжковой, составляет около 45–50 тысяч рублей. А хорошую маржу дают уже заведения с посещаемостью от 500 человек в день. Так, фитнес-клубы масштаба World Class или X-fit в месяц посещают порядка 2,5–3 тысяч человек, что обеспечивает хорошую выручку и постоянный приток новых клиентов, поскольку 50% людей в итоге не ходят в зал. Но такой трафик, разумеется, прерогатива клубов формата «бизнес-класс, всё включено». И если рассматривать наиболее типичных представителей сегмента, то абонемент в таких заведениях стоит порядка 35-40 тысяч рублей в год. Есть и более «мягкий» средний класс — там абонементы продают по 15-20 тысяч, и такая цена, по мнению менеджера сети фитнес-клубов GOLD Fitness Маргариты Лариной, оптимальна. Что до премиума, то здесь клубные карты обычно стоят от 50 тысяч рублей, причём есть «випы» и по 200 тысяч.

По данным Агентства промышленной информации, фитнес-центры с более демократичной ценовой политикой живут в основном за счёт продажи абонементов — дополнительные услуги приносят им не более 5–6% от общего дохода. В элитных же клубах доля доходов от дополнительных спортивных услуг составляет примерно треть. Однако, по мнению г-жи Лариной, доходы от всех видов услуг часто носят сезонный характер: «Допустим, зимой средний клуб может принести три миллиона рублей, а летом может не дотянуть и до 500 тысяч. Это не самый стабильный в части заработка бизнес».

Впрочем, мнения экспертов разделились. «Я старался отслеживать динамику World Class и пришёл к выводу, что этот формат (бизнес-класс) достаточно быстро окупается, — комментирует Алексей Курячий. — Сейчас в большинстве случаев такие клубы продают годовые абонементы, то есть не нужно каждый месяц вытягивать определённую сумму. И если ты открываешь клуб, то можно минимизировать первоначальные вложения. К примеру, тренажеры можно брать в лизинг, помещение арендовать. А когда ты начинаешь насыщать новый клуб людьми, ты продаёшь годовые абонементы за минимальную сумму, что позволяет сразу получить большую выручку». Кстати, Alex Fitness вообще всегда работает по схеме «новичка»: стоимость абонементов в четыре раза ниже, чем в любом клубе такого же класса. Низкая цена как маркетинговый приём позволяет компании очень быстро развиваться.

Маргарита Ларина и Артём Костенко уверены, что услуги клубов постепенно должны дешеветь. «Вхождение нового бренда на региональный рынок всегда сопряжено с некоторыми трудностями, такими как завоевание доверия потребителя и повышение лояльности к компании. При этом многие фитнес-операторы, предоставляющие услуги в регионах, работают в высоком ценовом сегменте. Мы, напротив, стремимся снизить цены — за счёт оптимизации расходов, сотрудничества напрямую с крупнейшими мировыми поставщиками оборудования и так далее», — комментирует г-н Костенко. По его мнению, конкуренция в эконом-сегменте станет усиливаться наиболее быстрыми темпами, сюда будет приходить всё больше игроков. «Возможно, будут множиться такие клубы, как ростовский “Арбат-фитнес”, — рассуждает Алексей Курячий. — Кроме того, не исключено появление на региональном рынке промежуточного формата, популярного сегодня в мире: фитнес-клубы в ТРЦ, когда можно зайти и просто позаниматься. Правда, не знаю, насколько такой формат может прижиться в России, потому что у нас фитнес пока что скорее роскошь. Но в целом услуг становится больше, их доступность растёт, и сейчас в фитнес-клубы пошло множество людей. Думаю, через пять-семь лет все они уйдут из залов в туризм, в активные виды спорта — в Европе было именно так. А пока рынок будет постоянно ускоряться».                

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №32-33 (222) 13 августа 2012
    Интернет-торговля
    Содержание:
    Интернет-торговля обречена на рост

    Ежегодную динамику роста продаж товаров и услуг в интернете на Юге специалисты оценивают в 20–30%. Региональные игроки только начинают осваивать правила рынка электронной коммерции: ищут ниши и учатся торговать по сети

    Реклама