Многообещающий китайский партнёр для «Донского табака»

13 августа 2012, 00:00
  Юг
Фото: Михаил Малышев
Возможно, именно сегодня главный бизнес Ивана Саввиди как никогда близок к продаже транснационалам

Компания «Донской табак» начала сотрудничать с китайской компанией Hongta Tobacco Group. По словам Ивана Саввиди, председателя совета директоров группы «Агроком», в которую входит ростовская компания, «Донской табак» заинтересован в том, чтобы китайская сторона разместила у него заказ на производство сигарет из её сырья, которые затем будут реализовываться вместе с продукцией «Донского табака» через его систему дистрибуции. «Свои каналы сбыта, свои производственные мощности мы в некоторой степени отдаём китайцам, — рассказал г-н Саввиди в рамках пресс-конференции. — Если удастся часть затрат на содержание сети переложить на них, то эффективность нашего продукта будет гораздо выше». Выгоды для табачного бизнеса «Агрокома» отмечает и директор табачного бизнес-комплекса группы «Агроком» Сергей Сапотницкий: «Партнёрство с китайской компанией призвано укрепить позиции “Донского табака” на российском рынке в условиях ужесточения законодательства и повышения налоговой нагрузки, а также оптимизировать расходы на систему дистрибуции».

Предполагается, что на начальном этапе китайцы возьмут на себя часть расходов на топливо для автотранспорта, доставляющего табачные изделия по дистрибьюторской сети, а также расходов на амортизацию автомашин и оплату труда работников этой сети. При этом затраты на продвижение китайской продукции будут выше, чем на продвижение собственных марок «Донского табака». Представить свою продукцию на российском рынке китайцы смогут в кратчайшие сроки — в течение ближайших двух месяцев.

«Донской табак» ведёт переговоры с табачной компанией Hongta Tobacco Group о возможностях выпуска сигарет на мощностях «Донского табака» ещё с мая. Правда, весной эти переговоры не завершились подписанием каких-либо соглашений. Тогда Иван Саввиди объявил, что мощности «Донского табака» способны выпускать для Hongta на первом этапе порядка 2 млрд сигарет в год, но в будущем этот объём может быть увеличен за счёт реструктуризации ассортимента брендов компании.

Тогда же появились первые предположения о том, что «Донской табак» может быть продан китайцам, которые снова начали звучать после недавнего заявления г-на Саввиди. По мнению главного редактора отраслевого журнала Tobacco-Review Publication Андрея Маркова, Иван Саввиди готов продать табачное производство, чем и объясняется эта сделка: «Hongta Group — крупнейший производитель сигарет из КНР, но входить на рынок китайцы хотят плавно, без резких движений и затрат. По готовому пути идти проще: использовать готовую дистрибьюторскую сеть, распространяться вместе с “прикуренными” брендами, за небольшие деньги, частично погашая расходы. Сахарные условия! Создавать здесь что-то своё и входить на рынок с неизвестными брендами — это утопия, и китайцы это хорошо понимают». Г-н Марков предполагает, что китайцы не будут выдавливать продукцию «Донского табака» с полок магазинов, но постепенно приобретут и всю фабрику: «Сначала им нужно время, чтобы обучиться тому, как работать в РФ. Это для них нормально, точно так же они поступают во всех сферах бизнеса».

В пользу версии о том, что «Донской табак» готовится к продаже, говорит и недавняя реорганизация предприятия: в конце июля ФАС удовлетворила ходатайство о реорганизации ОАО «Донской табак» путём выделения из него одноимённого ЗАО. В компании заявляют, что целью реорганизации является оптимизация производственных и внутрихолдинговых процессов. Как отмечает директор информационно-аналитической службы ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Виктор Стефашин, это логичный шаг с учётом того, что группа «Агроком» является многопрофильной и в неё входят компании, занимающиеся разным бизнесом с весьма сложной системой взаимодействия и финансирования: «Это объясняется тем, что группа создавалась на базе “Донского табака”, различные проекты холдинга часто финансировались за счёт прибыли табачного бизнеса». Однако нельзя не брать в расчёт, что переход к форме закрытого акционерного общества позволит компании не публиковать финансовую отчётность и тем самым дать предприятию время, чтобы привести активы в порядок и подготовиться к продаже.

В компании, однако, заявляют, что «Донской табак» продаваться китайским партнёрам не будет. Виктор Стефашин отмечает, что и в этом случае выгоды от партнёрства для ростовской компании очевидны, даже помимо снижения собственных затрат и загрузки свободных производственных мощностей завода: «В условиях резкого повышения табачного акциза, а, следовательно, существенного подорожания сигарет, дешёвая китайская продукция, несомненно, найдёт своего покупателя. Поэтому другие табачные производители понесут определённые потери. Доля же продукции “Донского табака” на российском рынке, таким образом, увеличится, что будет способствовать росту капитализации предприятия при его продаже». При этом смысл этой сделки пока скорее стратегический: производство 2 млрд сигарет при ёмкости рынка в 380 млрд штук — совсем немного, но перспективы у этой сделки большие.