Неотделимые от территорий

27 августа 2012, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Есть точка зрения, что средний бизнес не стоило выделять из малого, потому что принципиальной разницы между ними не существует. Возможно, это так для банков, которые кредитуют МСБ, но функции в экономике у средних компаний — особые. От малого бизнеса их отличают способность закрывать важные ниши на рынках региона и выход на уровень стандартизации бизнес-процессов, от крупного — большая гибкость, которая часто оказывается неустойчивостью, и, опять же, заземлённость на региональные потребности. Интересы крупного бизнеса, по сути, всегда выходят за пределы территории, крупный бизнес — это канал перетока внешних ресурсов в регион. Средний же бизнес работает с региональными потребностями — в этом залог его стабильности. Отсюда и особое его влияние на уровень жизни в регионе — достаточно сравнить богатые именно средним бизнесом Дон и Кубань с Волгоградской областью, где экономика представлена в основном бизнесом крупным.

Дело в том, что крупные предприятия так или иначе работают с массовым спросом, причём в нишах, которые лучше всего для этого подходят. Средний бизнес мы находим в сферах, где крупного бизнеса быть не может, — это специализированная торговля, производство специальной продукции или продуктов, ориентированных на сырьевую базу и потребление региона. Масло «Золотая семечка» группы «Юг Руси» — федеральный бренд, продукция хлебозавода «Юг Руси» никогда не выйдет за пределы региона, но для региональной экономики завод в чём-то даже более важен, поскольку закрывает нишу, непосредственно влияющую на качество жизни. Никакой крупный бизнес не накормит вас вкусным хлебом.

Необходимо понимать, что значение среднего бизнеса выходит далеко за пределы собственно бизнеса. В деловом ландшафте этот сегмент выполняет примерно ту же функцию, что и средний класс в структуре общества в целом. Причём эта функция заключается не в какой-то абстрактной «стабильности», которую можно трактовать по-разному, а в создании совершенно конкретной среды — как деловой, так и вообще жизненной. Можно привести простой пример. В тех регионах, где средний бизнес массово не сформировался, бросается в глаза одна особенность местной жизни: преобладающие марки автомобилей там — это «Жигули» и «Мерседес», а середина практически не заполнена. Между тем «города контрастов» — это характерная черта «третьего мира», которого мы боимся как огня: мы же все хотим жить в «нормальной стране». Выходит, что критерием «нормальности» как раз и является уровень присутствия в регионе среднего бизнеса.

Если приводить аналогии со спортом, то средний бизнес — это своего рода промежуточная лига между высшим дивизионом и любительским чемпионатом. Причём как в том, так и в другом случае переход из одного класса в другой сопряжён с «квантовым скачком» — в управлении, в горизонтах развития, в привлечении средств, кадровой политике и многом другом. В южном бизнесе этот скачок хорошо заметен на примере тех компаний, которые за последние годы, несмотря на кризис, не просто вышли в «высшую лигу», а ещё и стали предприятиями федерального размаха. Ростовский производитель индейки «Евродон» и краснодарская сеть магазинов товаров для дома «Санги Стиль» — самые впечатляющие образцы того, как большое вырастает из малого, не говоря уже о «Магните», ещё сравнительно недавно также входившем в средний «дивизион». А в целом ряды среднего бизнеса ЮФО существенно подровнялись. В предыдущем исследовании очевидно доминировали компании с выручкой от 500 до 600 млн рублей (на них приходилось более 40%), теперь же структура рейтинга стала куда более сбалансированной. При этом доля компаний с выручкой от 700 млн до 1 млрд рублей выросла в полтора раза, а значит, вскоре мы можем ждать очередного массового прорыва в ряды крупного регионального бизнеса.

Именно средний бизнес — наиболее благодарный объект для исследования закономерностей эволюции бизнеса и технологий выработки конкурентных преимуществ, динамичного роста. По этой причине исследование компаний среднего бизнеса станет ежегодным проектом журнала «Эксперт ЮГ».