Устойчивый хаос как кузница крупного бизнеса

Тема недели
Москва, 27.08.2012
Средний бизнес — самая противоречивая деловая прослойка, на деле определяющая уровень развития экономики. В ЮФО он по большей части торговый и прибыльный, а для места дислокации предпочитает Кубань и Дон — ни в одной другой сфере эти территории не имеют такого отрыва от соседей по округу. Таковы результаты первого поcткризисного исследования регионального среднего бизнеса, проведённого журналом «Эксперт ЮГ»

Рисунок: Дмитрий Горунов

Ежегодно готовя рейтинги самых динамичных компаний юга России, мы видели, что в большинстве своем они представлены средними предприятиями, но понимали, что «газели» не дают адекватного представления о том, каков наш средний бизнес. Между тем именно там проходят закалку будущие крупные компании. Первое исследование среднего бизнеса мы проводили по итогам его работы в 2007 году. Десятки средних компаний прошлого рейтинга стали крупнейшими. Структура средних компаний показывает, что количество предприятий, которые сегодня стоят на пороге перехода в крупный бизнес, значительно увеличилось.

В 2007 году после такого же отбора, как и в текущем исследовании, в нынешних границах ЮФО мы насчитали 699 предприятий. В этот раз их количество практически не изменилось — 692. Совокупные доходы отобранных средних предприятий в 2007 году составили 425,34 млрд рублей, в 2010 — 430,57 млрд рублей. Налицо картина крайней стабильности — тем важнее увидеть противоречивость феномена. Коротко говоря, это компании, все показатели которых дают дикий разлёт, чего о крупных предприятиях не скажешь. Кстати, всего в ЮФО 522 компании, которые по итогам 2010 года имеют право называться крупным бизнесом, — выручка каждой превышает миллиард рублей. Средних компаний, в общем-то, ненамного больше — на первом этапе отбора их было 855, на последнем — 692.

Фантастическая нестабильность

Динамику компаний среднего бизнеса мы считали, оперируя показателями выручки за последние три года. Самым динамичным игрокам за этот период удалось увеличить свой оборот почти в 10 раз. Это предприятия оптовой торговли и пищевой промышленности.  Так, ростовская компания «Альтернатива», которая занимается оптовой торговлей зерном, показала средние темпы прироста в 916%, а компания пищевой промышленности «Русский Азов» из Краснодарского края, специализирующаяся на производстве виноградного вина, выросла в 8 раз.

Но при этом больше трети компаний показали отрицательную динамику — их бизнес сжался в диапазоне от 1 до 50%. Нужно сказать, что в списке крупнейших компаний доля предприятий, сокративших обороты, гораздо ниже — примерно одна восьмая (38 из 250). Неустойчивость — очень характерная черта среднего бизнеса. Впрочем, если мерить совокупную динамику, то её уровень весьма близок к показателям крупного бизнеса. В 2010 году средний бизнес вырос на 19,5%, крупный — на 21,8%. Эти данные помогают избавиться от стереотипа, будто средний бизнес развивается опережающими темпами. Повторим: пока растут не столько компании, сколько сама сфера среднего бизнеса. Впрочем, лидеры рейтинга по динамике показывают поистине фантастический результат, что редко встретишь в сфере крупного бизнеса.

Торговля доминирует

Проведённое исследование даёт возможность выделить несколько отличительных черт среднего бизнеса ЮФО. Первая — в отраслевой структуре явно доминирует торговый бизнес: его доля почти в два раза превышает вклад всех отраслей промышленности. Для сравнения, по итогам того же 2010 года в исследовании крупнейшего бизнеса ЮФО мы отмечали, что промышленность впервые, хотя и символически, но перевесила совокупные показатели торговцев. Совместно на предприятия оптовой и розничной торговли приходится 44,7% совокупных доходов всего среднего бизнеса Юга, в то время как доля всей промышленности составляет чуть более четверти общей выручки — 25,6%. В количественном соотношении перевес аналогичный — 174 промпредприятия против 306 торговых.

Вес опта и розницы в базе средних компаний неодинаков. В крупном бизнесе доля оптовой торговли составляет 23,4%, в среднем она гораздо выше — 37,8%. При этом вклад розничной торговли в совокупные доходы среднего бизнеса зафиксирован на уровне 7%, а в крупном — 16%. Конечно, такой высокий вклад розничной торговли в совокупные доходы крупнейшего бизнеса Юга в существенной мере обеспечен работой «Магнита», лидера на рынке макрорегиона по количеству торговых объектов и территории их покрытия. Однако в любом случае форматная розница требует более сложного комплекса бизнес-технологий, чем опт, а потому в ней закрепляются в качестве лидеров прежде всего крупные компании. Быть маленьким или средним розничным торговцем рискованно ввиду сравнительно больших затрат — оптовая же компания может владеть лишь столом, стулом и компьютером.

Но рост генерирует — промышленность

Тем не менее, за отчётный период наиболее динамично развивалась промышленность. В целом прирост её доходов в среднем бизнесе за год составил 30%, в то время как динамика оптовой и розничной торговли была гораздо скромнее — 21,3 и 11,7% соответственно. Основной вклад в укрепление промышленности в среднем бизнесе внесли металлургия и машиностроение — традиционно связанные между собой сферы деятельности. Так, цветная металлургия выросла на 82,8%, машиностроение — на 42,1%, лёгкая промышленность — на 68,6%. Из числа других отраслей высокую динамику демонстрировали телекоммуникации и связь (79,2%), ЖКХ (72%) и предприятия из сферы научных исследований и разработок (54,2%).

Средние предприятия — основа пищевой промышленности, это ещё одна из особенностей региональной экономики. На долю пищёвки в общих доходах среднего бизнеса приходится 11,5%, среди крупнейших она почти терялась (см. таблицу 1). И, наоборот, на нефтяную и газовую промышленность в среднем бизнесе ЮФО приходится менее процента доходов, в то время как в отраслевой структуре 250 крупнейших компаний ЮФО эта отрасль занимает 13,5%.

Вклад строительных компаний в доходы среднего бизнеса значительно выше, нежели в доходы крупного: 10,3 против 6,5%. Отчасти такое положение может быть объяснено холдинговой структурой управления процессом строительства, когда ряд функций выделяется в отдельные юрлица — как в целях повышения эффективности управления, так и в целях оптимизации налогообложения.

Отраслевая структура среднего бизнеса Юга

Где создаётся прибыль

Убыточными в базе среднего бизнеса оказались 88 компаний — то есть каждая восьмая. За отчётный год такие предприятия генерировали 12,2 млрд рублей чистых убытков. Доля доходов убыточных компаний в общей выручке среднего бизнеса Юга составляет по итогам 2010 года 13%. В таких отраслях, как цветная и чёрная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая и полиграфическая промышленность, ЖКХ, абсолютно все предприятия прибыльны. Широко представленная в среднем бизнесе оптовая торговля (257 фирм) в своих рядах обнаруживает совсем немного убыточных компаний — всего 13.

Динамичная промышленность, за год резко увеличившая обороты, оказалась при этом и самой убыточной. Совокупный финансовый результат деятельности в виде чистой прибыли промпроизводства среднего бизнеса составил минус 4,16 млрд рублей. Впрочем, в большей степени этот факт объясняется отрицательным показателем чистой прибыли за год у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» — 5,66 млрд рублей.

50 крупнейших компаний среднего бизнеса в ЮФО по итогам 2010 года

Региональный дисбаланс

В региональной структуре среднего бизнеса ожидаемо лидирует Кубань — здесь 312 компаний, которые формируют 45,6% совокупных доходов всего среднего бизнеса юга России. На втором месте Ростовская область, средний бизнес которой создаёт почти 38% совокупной выручки. Волгоградская область на третьем месте с большим отрывом — на неё приходится 11,5%. Для сравнения, в сфере крупного бизнеса перераспределение долей между регионами иное — там Кубань имеет большой отрыв, зато Ростовская и Волгоградская области находятся примерно на одном уровне. Теперь мы видим, что на уровне среднего бизнеса на Дону и Кубани вообще другой мир, чем где бы то ни было ещё на Юге, — эти регионы имеют мощную прослойку компаний, которые завтра могут войти в список крупнейших. И, наоборот, в Волгоградской области — давно сложившийся круг крупных компаний находится вне какого-либо преследования.

Практически все субъекты ЮФО отличает высокий уровень среднего торгового бизнеса, чья доля в доходах колеблется от 40 до 50%. Однако прослеживаются и индивидуальные территориальные особенности. Так, Ростовская область выделяется своей лёгкой промышленностью. На отраслевой портрет среднего бизнеса Волгоградской области оказывает влияние традиционно мощный химпром, где на его долю приходится 9% совокупной выручки. Высокой консолидацией в строительной отрасли отличается средний бизнес не только в Волгоградской, но и в Астраханской области — здесь строительство в среднем бизнесе занимает соответственно 15% и 14%; это вторая весомая отрасль после торговли.

Предсказуемо высокий уровень выручки предприятий среднего бизнеса в АПК и пищевой промышленности на Кубани — 30%. На торговлю в Краснодарском крае приходится 39% общих доходов. Высока здесь доля и туристических предприятий, которые формируют 2% региональной выручки среднего бизнеса. В других регионах доля туризма практически отсутствует.

В Адыгее средний бизнес высоко консолидирован в АПК и химической промышленности, на которые приходится по 13%. Впрочем, эта республика представлена в рейтинге всего девятью компаниями.

Региональная структура среднего бизнеса Юга

Мало кредитов

Важная характеристика среднего бизнеса на Юге — отсутствие чрезмерной кредитной нагрузки на бизнес. Традиционно многими банками нормальной считается краткосрочная задолженность, не превышающая квартальной выручки заёмщика, то есть не более 25% годовых доходов. В большинстве отраслей среднего бизнеса этот показатель не выше 15–20%. То же касается и долгосрочной нагрузки — средний бизнес юга России явно имеет значительный потенциал для более активного кредитования.

Доля краткосрочной задолженности, если не брать во внимание нефтянку, превышает треть только в АПК и угольной промышленности, где составляет 36,3 и 37,6% соответственно. В пищевой промышленности уровень этого показателя чуть ниже — 29,4%, в лёгкой — 27,4%, в машиностроении — 24,5%. И это достаточно высокие показатели. Для сравнения, в химпроме задолженность на уровне 15,9%, в цветной металлургии — 6,5%, в промышленности строительных материалов — 8,1%, в транспорте — 3,4%, в строительстве — 5,2%. Иначе обстоят дела в торговле: здесь доля краткосрочной задолженности в выручке в оптовом и розничном сегменте отмечена на уровне 8%.

При анализе долгосрочной финансовой нагрузки картина несколько меняется. В машиностроении эта доля менее 10%, в химпроме — 8%, в лёгкой промышленности — около 13%, в пищевой — 20%. Исключение составляет нефтегазовая промышленность, стоящая особняком. Понятно, что предприятия этой сферы входят в состав крупных холдингов федерального уровня и являются наиболее интересными и надёжными клиентами для банков. Видимо, поэтому и в связи с технологическими особенностями ведения бизнеса, долговая краткосрочная и долгосрочная задолженность здесь исключительно высока.

Готовы к превращению в крупных

При анализе списка средних компаний с шагом в 100 млн рублей выявляется интересная особенность. Сначала, при движении от 400 до 900 млн рублей, наблюдается явно выраженная тенденция к сокращению количества предприятий и их доли выручки по мере роста. Однако на уровне доходов от 900 млн до 1 млрд рублей происходит некоторый скачок как количества предприятий, так и их доходов. Доля компаний с оборотом в этих границах возрастает (см. график). В связи с этим при сохранении тенденции роста доходов можно прогнозировать существенный рост компаний-миллиардеров на Юге уже по итогам 2011 года.

За прошедшие три года произошли существенные изменения в структуре среднего бизнеса. Условно мы выделили пять групп в структуре среднего бизнеса с шагом в оборотах по 100 млн рублей. Если в 2007 году более 40% совокупных доходов приходилось на компании с оборотом от 500 до 600 млн, которые занимали доминирующее положение, то уже через три года ситуация изменилась принципиально. Явно произошло выравнивание базы по выделенным категориям. Компании с оборотами от 400 до 500 млн стали занимать лидирующее положение, однако отрыв от следующей группы непринципиален — самая весомая ранее категория середнячков заняла 19,4%, то есть в два раза меньшую долю, чем в 2007 году. За счёт этого сокращения увеличилась доля остальных групп. При этом после кризиса амбиции среднего бизнеса явно выросли — доходы компаний, готовящихся стать крупными, в 2007 году были на уровне 8,1%, а в 2010 — уже 13,9%.

Показательно, что из первых 50 компаний-лидеров 2007 года по выручке в диапазоне от 900 млн до 1 млрд рублей в нынешнем рейтинге остались всего 10 компаний. Остальные, как правило, перешли в крупный бизнес. Так, если по итогам ещё не затронутого кризисом 2007 года ООО «Санги Стиль» не хватило буквально нескольких тысяч, чтобы выйти из среднего бизнеса в крупный, то через три года выручка компании, несмотря на внешнюю конъюнктуру и мировой кризис, достигла 5,6 млрд рублей. Аналогичная ситуация у производителя консервов «Бондюэль-Кубань» — по итогам 2010 года компания далеко оторвалась от условной планки в миллиард, разделяющей средний и крупный бизнес (выручка 3,5 млрд рублей). ООО «Евродон» — ныне крупнейший российский производитель индейки, а в 2007 году компания заработала всего 628,6 млн рублей. За три года до рейтинга крупнейших доросли многие средние компании — ООО «Царь-продукт», ООО «Фирма “Лотос-Лэнд”», ООО «АСТИ фармацевтика», ООО «Офисный мир КМ». Следующий рейтинг среднего бизнеса может показать ещё больший поток компаний, перешедших в бизнес крупный.

Виртуальная конференция: С какими проблемами средний бизнес сталкивается чаще всего?

Виталий Дербеденев, генеральный директор компании «ФОК»:
— Наиболее серьёзными проблемами для среднего бизнеса являются слабая доступность кредитных ресурсов и сложности с инфраструктурой. Дело в том, что средний бизнес обычно вырастает из малого. При этом одним из факторов перехода из малого бизнеса в средний является способность решать основные проблемы малого бизнеса — чрезмерную отчётность, взаимоотношения с проверяющими органами и т. д. Для дальнейшего роста необходимо инвестировать в новые проекты, а это влечёт за собой поиск свободных площадок, увеличение потребления электроэнергии, тепла, газа. Как правило, это требует длительных согласований и существенных инвестиций. Привлечение кредитных ресурсов часто тормозится отсутствием качественных залогов и недостаточной прозрачностью бизнеса для банка.

Александр Полиди, партнёр АКГ «Ваш СоветникЪ»:
— Основная проблема среднего бизнеса — в низком качестве менеджмента и неготовности инвестировать в повышение уровня культуры управления. Это объясняется тем, что большинство средних компаний выросли из малых, где собственник и топ-менеджер часто — одно лицо, и цена управленческой ошибки априори оправдана ключевым держателем интересов. В среднем бизнесе управленческих рисков несоизмеримо больше и цена ошибок также высока. Однако привычка менеджеров действовать интуитивно, а не технологично, снижает устойчивость и динамику развития компаний. Средний бизнес, находясь в промежутке между малым (гибким, работающим без особых проблем на интуиции и предпринимательском духе собственника) и крупным (с высокой степенью формализации управленческих и бизнес-процессов), часто не находит адекватных инструментов для обеспечения своей безопасности и устойчивости роста. Поэтому проблема низкого качества менеджмента носит личностно окрашенный характер и подпитывается стремлением менеджеров-собственников сохранять максимальную закрытость компаний от внешней среды и тем более раскрытия управленческой информации. Как следствие — невысокая экономическая и инвестиционная эффективность и дороговизна привлечения рыночных ресурсов для своего развития.

Ольга Белокрылова, завкафедрой экономической теории экономического факультета ЮФУ:
— Роль среднего бизнеса в развитии экономики юга России, население которого сохранило навыки предпринимательства, существенно выше, чем крупного. Тем более что крупный бизнес в большей мере сосредоточен в крупных городах центра, Урала и Сибири. В южных провинциальных городах крупные предприятия, унаследованные от плановой экономики, сократили производство по меньшей мере на порядок. Отличие функций среднего бизнеса от крупного состоит в большей ориентации на удовлетворение региональных потребностей, что обусловливает стабильность спроса. От малого бизнеса функционал среднего отличается отраслевой принадлежностью и концентрацией в сфере промышленности и сельского хозяйства, традиционно на Юге более высокоразвитого. Важнейшей управленческой проблемой среднего бизнеса является управление персоналом, поскольку население слабо мотивировано на трудовое участие в производственной сфере, строительстве.   

Методология

Для отбора средних компаний была использована уже не раз апробированная нами методология. В число участников могли быть включены компании, зарегистрированные в ЮФО и осуществляющие деятельность в течение более шести месяцев года, предшествующего году составления базы. В число отобранных не попали энергосбытовые компании во избежание двойного учёта. С этой же целью, если в итоговую базу была включена головная холдинговая компания, исключались её дочерние структуры, годовые данные которых консолидированы в финансовой отчётности холдинга. В базе мы оставляли некоторые дочерние структуры крупных холдингов, вошедших в рейтинг крупного бизнеса Юга, — те, которые действительно представляют собой отдельный самостоятельный бизнес. Например, мы оставили в базе хлебозавод «Юг Руси», но вычёркивали отдельно оформленные предприятия, чья выручка — производное от бизнеса крупного игрока. Доля доходов средних компаний, входящих в крупные холдинговые структуры, в совокупной выручке среднего бизнеса по итогам 2010 года находится на уровне порядка 15%. Все остальные предприятия пробиваются своими силами. В анализируемую базу среднего бизнеса не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их средними, однако деятельность их не вполне прозрачна. В процессе отбора были удалены фирмы, занимающиеся финансовым посредничеством, операциями на рынке ценных бумаг, находящиеся в процессе банкротства, а также организации, сфера деятельности которых ограничена исключительно сдачей внаём недвижимости, ГУПы и МУПы. Главным критерием ранжирования оставалась выручка от продаж за 2010 год. В итоге из первоначальной базы было удалено полторы сотни юридических лиц; осталось 692 компании, которые можно отнести к среднему бизнесу. Уточним, что за рамками исследования остались также банковский и страховой бизнес, которым мы традиционно посвящаем на страницах журнала отдельные исследования.

В кризисный период ряды средних компаний Юга заметно подровнялись

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №34 (223) 27 августа 2012
    Средний бизнес
    Содержание:
    Устойчивый хаос как кузница крупного бизнеса

    Средний бизнес — самая противоречивая деловая прослойка, на деле определяющая уровень развития экономики. В ЮФО он по большей части торговый и прибыльный, а для места дислокации предпочитает Кубань и Дон — ни в одной другой сфере эти территории не имеют такого отрыва от соседей по округу. Таковы результаты первого поcткризисного исследования регионального среднего бизнеса, проведённого журналом «Эксперт ЮГ»

    Реклама