Безопасность может быть многотиражной

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
Директор волгоградского государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион» планирует реализовать в городе-герое проект, аналогичный тому, которым уже руководил ранее, но теперь в более крупном масштабе. Утверждается, что уже разработанная схема реализации не зависит от размера и особенностей территории

Фото предоставлено компанией

Арсен Каграманян в качестве руководителя проекта «Безопасный город», реализованного всего за десять месяцев в Невинномысске, стал одним из дипломантов конкурса «Города будущего», проводимого ежегодно агентством «Эксперт РА». Летом этого года он получил предложение разработать аналогичный проект от правительства Волгоградской области. Проект по организации безопасности в Волгограде уже создавался: в августе 2011 года была принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Волгоград — безопасный город». Она должна была действовать до 2015 года, но почти сразу была прекращена в связи с её неэффективностью. Последствия фрагментарной реализации подобных проектов — частичное оснащение разносортным оборудованием, разрозненные центры по сбору и хранению полученной информации — характерны для многих городов и регионов. Инициаторы новшества убеждены, что с приходом в Волгоградскую область губернатора Сергея Боженова в регионе появились благоприятные условия для внедрения столь перспективного проекта в более крупном масштабе.

Новая задача

На каком этапе сейчас находится волгоградский проект: есть ли какая-либо специфика в последовательности действий?

— На сегодняшний день в регионе для реализации проекта создано государственное учреждение «Безопасный регион». Запущен сложный процесс составления технического задания для дальнейшей разработки проектно-сметной документации. Для этого образована рабочая группа, в которую входят представители как исполнительной власти, так и правоохранительных органов. Мы обсуждаем приоритетные задачи, которые необходимо выполнить наиболее оперативно, технологии, которые хотелось бы реализовать. После первых итогов, полученных в ходе рабочих встреч, будем писать техническое задание, которое планируем закончить в ноябре–декабре 2012 года. В нём будут детально описаны все этапы и модули, которые необходимо реализовать в этом проекте: системы фотофиксации номеров проходящего транспорта, камеры обзорного видеонаблюдения, устанавливаемые в значимых общественных местах, интеллектуальные системы обработки данных и так далее. Отдельной строкой стоит развитие систем фиксации нарушений правил дорожного движения: в данном случае единственный, на мой взгляд, путь развития — это когда поступающие в бюджет области средства в виде штрафов за административные правонарушения, зафиксированные техническими средствами, будут направляться на дальнейшую реализацию систем безопасности.

Но и география, и топография, и социальные характеристики Волгоградской области значительно отличаются от тех, с которыми вы имели дело. Это влияет на техническую сторону реализации проекта?

— В Волгоградской области мы планируем сделать всё то же самое: только масштаб проекта, что мы планируем реализовать, во много раз больше. Разумеется, в городе есть своя специфика: сам Волгоград огромен, но технические средства, их назначение и выполнение всех мероприятий для того, чтобы достичь цели, фактически одни и те же. Более того: реализовать тут многие проекты будет даже легче, чем во многих городах ЮФО. Здесь очень широкие дороги, протяжённые и прямые. Если рассмотреть Ставрополь или Краснодар, то можно отметить, что эти города тесные, особенно в центре: там много узких коротких дорог с односторонним движением.

Почему вас заинтересовала возможность реализации проекта именно в Волгоградской области, есть ли там особые вызовы?

— В Волгоградской области сформировалась новая команда под руководством Сергея Боженова. Эти люди понимают, что многие вещи необходимо делать квалифицированно и быстро, и очень хорошо осознают значение таких проектов. Сегодня стало понятно, что даже если в регионе не самая высокая опасность террористических угроз, технические средства всё равно необходимы, и такие программы будут развиваться, на них будут привлекаться инвестиции.

Особенности территории

Есть ли специфические задачи, обусловленные качеством волгоградских городских магистралей?

— Первое, на что я обратил внимание, когда приехал в Волгоград, это большое количество выделенных полос для движения пассажирского транспорта. Это не может не радовать, потому что благодаря этому есть возможность внедрить европейские стандарты, на которые ориентируются многие муниципалитеты, сделать так, что автобусы будут ходить по расписанию. Но главное, что бросилось в глаза: все эти полосы заполнены припаркованными автомобилями. Разумеется, в центре города большая проблема с парковочными местами — и автомобилисты решают её как могут.

Как технически решить проблему с парковкой?

— Мы пригласили производителя технических средств, который заявляет, что у него разработан и успешно функционирует стационарный комплекс фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств. Компания за свой счёт установила этот комплекс в одном из центральных районов города, с сентября он начал работать и передавать данные о нарушениях в центр обработки данных. Сегодня существуют мобильные комплексы: ими уже пользуются сотрудники ГИБДД, фиксируя неправильно припаркованные автомобили по ходу своего движения в служебном транспорте. Но здесь есть момент человеческого фактора, некоторые другие технические нюансы, которые нас не совсем устраивают, и мы решили попробовать стационарные комплексы, тем более что первый испытательный комплекс не будет нагрузкой для бюджета. У меня нет сомнений, что там, где начнут появляться стационарные технические средства с функциями фото‑ и видеофиксаций нарушений, проблемы окажутся решены раз и навсегда: штраф за неправильную парковку сегодня составляет полторы тысячи рублей. Производитель устанавливает устройство, мы его обкатываем; если этот комплекс окажется действенным, будем включать подобные характеристики в техническое задание.

Но проблему с парковкой штрафами не решить. Это должен быть многосторонний процесс, в том числе с участием руководителей муниципалитета. Есть ли план системного решения этой задачи?

— К сожалению, реальность такова, что почти во всех городах России в центре города построить крупные парковочные комплексы практически невозможно. Этот факт необходимо признать и смириться с ним. Но если движение общественного транспорта будет налажено, то есть автобусы будут ходить с интервалом в три — пять минут, двигаясь по выделенным полосам без пробок, а сами автобусы станут более комфортабельными, можно реализовать не новую, но эффективную идею перехватывающих парковок в тех районах города, где для этого ещё есть свободные зоны. Человек сможет оставить там свой автомобиль и ехать дальше, в центр города, быстро и комфортно, на общественном транспорте. Эта практика используется во всём мире: просто сегодня в России у водителя привязка к личному автомобилю настолько сильна, что он не хочет расставаться с ним нигде.

Каков вероятный источник финансирования подобных парковок?

— Я понимаю, что городской бюджет вряд ли сможет принять такую нагрузку. От рыночной экономики никуда не денешься: такие парковки могут быть только платными.

Но вы же понимаете, что наши автомобилисты тут же начнут парковаться вокруг платных парковок, зачастую снова нарушая правила.

— Прорабатывается вариант, при котором потенциальный инвестор построит платную многоярусную парковку, но при этом возьмёт на себя установку и содержание определённого количества стационарных систем фотофиксации нарушений правил стоянки — естественно, в согласованных с ГИБДД местах. Инвестору будет понятно, что, вкладывая деньги в строительство парковок и соответственно в средства фиксации нарушений, водители окажутся вынуждены пользоваться этой парковкой и не будут нарушать правила ПДД, а инвестор получит максимальную загрузку объекта. Условия для заключения соглашений с такими инвесторами должны быть долгосрочными и чётко прописанными, а стоимость парковки для автомобилистов — минимальной и без всяких возможностей поднимать её в одностороннем порядке. Конечно, такие проекты будут очень долго окупаться, но времена быстрой отдачи от вложений проходят. Иначе не получится: сделать это за бюджетные средства нереально. Уверен, что это вполне реализуемое будущее.

Нынешний проект направлен не только на столицу региона, но и на область целиком. Областная программа — это независимый проект?

— Мы создаём областную программу «Безопасный регион», в которой будет чётко, по этапам, расписано: что необходимо городу Волгограду, городу Волжскому, что необходимо более мелким городам. Будет прописано то, как их соединить между собой, как производить обмен информацией между отделами МВД этих городов. Иными словами, задача та же, что и ранее: составить то самое техническое задание, в котором всё это будет предусмотрено. Все технические средства системы безопасности объединятся в рамках единого учреждения, которое будет обслуживать и развивать их, а также нести ответственность за реализацию программы. Появится орган, который сможет взаимодействовать со всеми структурами государственной власти, муниципальной, областной и так далее. Нельзя, чтобы один город жил в своей программе, другой — в своей; она должна быть единой, и это всё должно централизованно управляться.

Как будет осуществляться мониторинг?

— Необходимо создавать единый центр обработки данных, в который станет стекаться информация со всей Волгоградской области.

В регионе уже запускалась подобная программа, предпринимались попытки организовать видеонаблюдение. Какова судьба этих средств безопасности?

— В Волгограде действительно существуют фрагменты системы безопасности, но очень разрозненные, и их работа держится на небольшом количестве энтузиастов, состоящих из сотрудников ГУ МВД по Волгоградской области. Часть этой системы устарела технически и морально, часть просто не работает. Все эти технические средства передадут на баланс учреждения «Безопасный регион». Станем приводить их в порядок, и то, что можно, будет использовано по максимуму.

А что, на ваш взгляд, является основной целью таких программ?

— Создание условий для безопасного проживания жителей и пребывания гостей на территории Волгоградской области — это и есть, на мой взгляд, основная цель. А уже непос­редственно работа самой системы, как и общей информа­ционно-техно­логической инфраструктуры, повысит соци­ально-экономи­ческий эффект от финансовых вложений в регион.

Что, по-вашему, необходимо для того, чтобы проект «сработал» во второй раз?

— Главное — понимание региональных руководителей, что необходимо опираться на уже существующий опыт и делать выбор в пользу системного подхода, переходя от фрагментарного выполнения программ к реализации актуальных для города и региона задач. В Волгоградской области мы это понимание нашли. Губернатор Сергей Боженов увидел в нашем проекте дополнительную возможность сделать жизнь волгоградцев более комфортной и безопасной.                   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама