Индустриальные парки — для избранных или для большинства?

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
Донское правительство занялось поисками эффективных бизнес-моделей для создания и развития индустриальных парков. Оно, по сути, пытается сломать выстроенную за предыдущие годы систему, заточенную только под интересы крупного бизнеса, — но, похоже, пока не решается это сделать

Согласно сайту Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР), в регионе сегодня четыре действующих индустриальных парка (Новоалександровский, Азовский, Красносулинский и Октябрьский) и один формирующийся (Грушевский). Эти площадки привлекли в область много инвестиций — с 2004 года здесь размещают свои производства компании с мировыми именами: Coca-Cola, PepsiCo, Guardian, Fondital, PRAXAIR, IMERYS и др. Заводы открывались даже во время кризиса, а в 2012 году Ростовская область оказалась регионом ЮФО, привлёкшим больше всех иностранных инвестиций. И тем не менее.

В начале года департамент инвестиций и предпринимательства области инициировал подготовку концепции создания и развития индустриальных парков на территории региона — работа была выполнена Южным инвестиционным агентством. Летом состоялось публичное обсуждение проекта концепции. Диагнозы были поставлены достаточно жёсткие: нормативная база развития индустриальных парков не создана, «единое окно» для инвесторов действует только в ручном режиме, кадрового обеспечения нет, парков, соответствующих мировой и отечественной практике, — тоже нет. За двумя взглядами на деле стоят совершенно разные модели развития индустриальных парков. Разработчики концепции предложили модель, которая включает интересы бизнеса любого масштаба и могла бы быть применима в большинстве территорий области. Но у неё есть минус — она сопряжена с активной бюджетной позицией и ослабляет конкурентные преимущества существующих индустриальных парков в пользу избранных — то есть крупного бизнеса, который может рассчитывать на льготы. Минэкономики области, похоже, пока голосует за интересы бизнеса крупного — как представляется, не понимая рисков этого пути.

Зачем нужна законодательная «упаковка»

Особенность существования самого понятия «индустриальный парк» в правовом поле состоит в том, что оно оформляется пока только на региональном уровне. Соответствующего федерального закона нет. При этом каждый идёт к созданию индустриальных парков своим путём — в том числе законотворческим. Поначалу это понятие вовсе обходилось без законодательного оформления. Первоначальный смысл таких образований, как индустриальный парк, заключался для регионов в том, чтобы выделить на своей территории максимально удобные и обустроенные с точки зрения развития инфраструктуры площадки, которые выполняли бы функцию точек входа в регион для промышленников. Экономия на инфраструктуре плюс сопровождение проектов — вот содержание, которое на первом этапе не требовало разработки законодательной базы. Именно таким путём пошла Ростовская область — формально сегодня индустриальных парков здесь нет, но содержательно это один из самых успешных регионов с точки зрения их организации.

«Решение об инвестировании в Ростовскую область компания Air Products приняла в связи с наличием достаточного количества потенциальных клиентов и перспективы экономического роста региона, — отмечает менеджер по развитию бизнеса Air Products LLC Владимир Тимофеев. — Красносулинская площадка была выбрана из соображений удобного географического расположения и баланса цены на землю и подведения коммуникаций. Конечно, вызывают некоторые затруднения процедуры оформления необходимой документации и получения технических условий, так как, строго говоря, площадка не является зарегистрированным индустриальным парком с готовой инфраструктурой».

Нужно сказать, что для самой территории и, в частности, для её бюджета такая форма работы очень выгодна, поскольку предполагает минимум обязательств. Однако тема была подхвачена большинством российских регионов — по некоторым оценкам, сегодня в стране проектируется более 200 индустриальных парков. При этом конкурентная борьба за организацию успешных площадок потребовала новых инструментов. «На сегодняшний день “индустриальный парк” — это сугубо рыночное понятие, — поясняет исполнительный директор НП “Ассоциация индустриальных парков” Денис Журавский. — На протяжении нескольких лет Минпромторг РФ проводит политику игнорирования отрасли индустриальных парков. Некоторые субъекты РФ уже пошли по пути придания особого статуса индустриальным паркам с помощью принятия специальных региональных законов».

Первым в этом отношении на Юге стал Ставропольский край, где закон об индустриальных парках принят и функционирует с 2009 года. Волгоградская область разработала законодательную базу для технопарков в 2011 году, закон «О промышленных парках Краснодарского края» был принят в апреле 2012 года. Такие законы определяют статус резидента, механизм его присвоения, а это, в свою очередь, автоматически влечёт за собой применение ряда региональных налоговых льгот. Получалось своеобразное налоговое «одно окно», когда все возможности, которыми может воспользоваться инвестор, прописываются в одном законе. Инвестору не надо быть одновременно участником нескольких программ господдержки, он просто выполняет требования, необходимые для того, чтобы стать резидентом регионального индустриального парка, — и все остальные льготы получает пакетом. Эффективность таких законов демонстрирует Ставропольский край — территория с 2009 года вышла в лидеры по организации индустриальных парков. Во всяком случае, Ассоциация индустриальных парков признаёт наличие на Ставрополье сертифицированных парков, каковых, скажем, на Дону пока не зафиксировано.

В Ростовской области инвесторы одновременно работают с несколькими законами — «Об инвестициях в Ростовской области» (плюс поправки), «О зонах экономического развития в Ростовской области» и «Об основах государственно-частного партнёрства». Но в этих нормативных документах не указано, кого из инвесторов считать резидентом парка и какую территорию считать «индустриальным парком». Разработчики концепции развития индустриальных парков в Ростовской области предложили принять соответствующий региональный закон — и это тот принципиальный пункт, с которым, похоже, сейчас никто не спорит. Дальше — сложнее.

А рост — есть

Но вот парадокс — отдельные площадки на Дону активно развиваются. Например, всеми признаётся огромный потенциал Красносулинского индустриального парка, общая территория которого составляет около тысячи гектаров. «Инвестиционный потенциал парка очень велик. Если оценивать его, учитывая такой лимитирующий фактор, как площадь земли, то теоретически на территории парка можно разместить от 60 до 100 заводов, на практике для одного района это запредельные цифры, — говорит исполнительный директор АИРа Игорь Бураков. — Очевидно, что реальное наполнение будет происходить постепенно, и, возможно, со временем проявятся другие ограничительные факторы — например, нехватка трудовых ресурсов, но это дело отдалённого будущего». Основными выигрышными сторонами парка являются близость к крупным городам Восточного Донбасса — Шахтам, Новошахтинску, Красному Сулину, развитая инженерная инфраструктура и близкое расположение к главным транспортным магистралям — федеральной трассе М4 «Дон» и ведущей на Украину М19.

На данный момент первый инвестор ООО «Гардиан Стекло Ростов» ведёт на площадке парка строительство завода. Дочернее предприятие компании Guardian, крупнейшего мирового производителя стекла, запланировало запустить своё производство к III кварталу 2012 года, мощность завода составит 900 тонн флоат-стекла в сутки. По предварительным данным, компания собирается инвестировать около 260 млн долларов.

Вторым резидентом Красносулинского парка стала американская компания Praxair, специализирующаяся на производстве промышленных газов. В марте 2012 года на форуме MIPIM во Франции Praxair и правительство Ростовской области подписали договор о сотрудничестве. Строительство пройдёт в два этапа: в 2012 году будет возведён производственный комплекс по выпуску азота и водорода для технологических нужд завода «Гардиан Стекло Ростов». На втором этапе, в 2013 году, предусмотрено строительство газонаполнительной станции. Общий объём инвестиций составит около 22 млн долларов. Ожидается, что к 2014 году будет запущен весь производственный комплекс.

Ещё одним потенциальным резидентом парка является корпорация «ТехноНиколь» — европейский производитель и поставщик кровельных, гидро‑ и теплоизоляционных материалов. Инвестпроект предполагает вложения порядка 45 млн долларов в производственную линию мощностью 50 тысяч тонн утеплителя в год со сроком окупаемости на 10 лет. Выбор территории Красносулинского индустриального парка обусловлен в первую очередь его выгодным для корпорации географическим положением. Близость к южной границе позволит расширить рынок сбыта: материалы будут поставляться в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, а также Казахстан, Армению, Грузию и Азербайджан.

«Нам как резидентам Красносулинского индустриального парка будут предоставлены льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в соответствии с законодательством Ростовской области, — поясняет директор по продажам направления “Каменная вата” корпорации “ТехноНиколь” Роман Колесников— Размер льгот составит порядка 100 миллионов рублей. Также резидентам этой зоны предоставляется возможность возмещения затрат на создание инфраструктуры по электро‑ и газоснабжению — ещё 80 миллионов. Безусловно, это большой плюс. На наш взгляд, дополнительным преимуществом этого парка могло бы стать наличие всех инженерных коммуникаций и развитой инфраструктуры на производственных площадках — в частности, железнодорожной ветки».

Цифры поддержки, получаемой в рамках нынешнего законодательства, впечатляют — даже учитывая, что это пока предварительные расчёты. Так что же не так в деятельности области по созданию индустриальных парков?

Предложение для средних

Очевидно, что нынешние индустриальные парки — площадки для самых крупных инвесторов с мировыми именами. Долгое время политика привлечения инвестиций была ориентирована именно на них. Потенциал средних, в том числе региональных, компаний во многом был невостребованным — им получить поддержку часто оказывалось гораздо сложнее. То, что этот сегмент экономической политикой области явно не охвачен, стало ясно в течение трёх последних лет, когда, несмотря на все усилия, инвестиции в регионе падали — крупные компании сильно снизили свою инвестиционную активность, а предложения для средних компаний сделано не было. Наличие этой ниши в области почувствовали.

С февраля 2012 года в Ростовской области реализуется пилотный проект первого частного индустриального парка, который по всем параметрам относится к международному формату. Здесь в форме ООО была создана управляющая компания, главный источник доходов которой — средства от обслуживания резидента. Как поясняет гендиректор ООО «Октябрьский индустриальный парк» Виталий Крючков, парк специализируется на средних предприятиях с оборотами 50–300 млн рублей. Этот бизнес, к слову сказать, не может рассчитывать на особые налоговые преференции от региона — согласно закону об инвестициях, льготы может получить инвестор, чей бизнес предполагает доход от 300 млн рублей. Если же сюда заплывает рыба покрупнее, она должна будет самостоятельно заниматься получением субсидии областного бюджета.

«Наша УК взяла в аренду у муниципальных властей земельный участок в 65 гектаров, — рассказывает Виталий Крючков. — Но уже сегодня мы бы хотели увеличить эту площадь как минимум вдвое, так как на данный момент ведутся переговоры с инвесторами, планирующими занять участки в 20 и 30 гектаров; остальная территория разделена на площадки по два-три гектара для предприятий малого бизнеса. Сейчас мы ориентируемся на инвестиционный потенциал в 4,5 миллиарда рублей от предприятий-резидентов, дополнительная площадь сможет нам принести около трёх миллиардов рублей». Подробности сделок с инвесторами пока не раскрываются. Известно, что потенциальные резиденты парка — чешская компания, специализирующаяся на глубокой переработке сельхозпродукции, и испанский завод по производству компонентов для стройматериалов, которые до сих пор поставлялись только из-за рубежа.

Рядом с новым Октябрьским индустриальным парком размещается старый — теперь его, чтобы не путать, называют Октябрьской промзоной. Этот проект существует с 2004 года, сегодня основными инвесторами там выступают крупнейший российский производитель мяса индейки «Евродон» и завод по выпуску металлоконструкций и сэндвич-панелей «МеталлДон».

Опять в «ручном режиме»?

Ещё одна особенность Ростовской области — в числе обязательных признаков индустриального парка повсеместно значится наличие управляющей компании, а таковых на Дону нет. По идеальному сценарию, это может быть даже частная компания, которая зарабатывает на управлении индустриальным парком как девелоперским проектом. На деле управляющие компании создаются и финансируются региональными властями — они занимаются оформлением земель, подготовкой площадки, экспертизой инвестпроектов, сопровождением резидентов. Такие УК есть в Калужской области, Ставропольском крае, Ульяновской области, Татарстане и т.д. Как правило, они убыточны. В Ростовской области частью названых функций — поиском инвесторов, вложениями в инфраструктуру, сопровождением проектов — занимается АИР.

«Начат важный для Ростовской области разговор, — заявил на обсуждении концепции Игорь Бураков. — Мы придумали модель, в которой риски бюджета сведены к минимуму. Более того, наши индустриальные парки нормально пережили кризис потому, что не было управляющей компании, которая привлекла бы кредиты на обустройство инфраструктуры, не строились коммуникации под инвестора, который в результате не пришёл. На наш взгляд, бюджет должен строить дороги к индустриальным паркам напрямую, а не через УК. Мы должны получить набор моделей, которые позволят доводить бюджетные вложения до индустриальных парков».

Г-н Бураков существенно сместил акцент обсуждения — главная функция управляющей компании не в том, что она инвестирует в землю, а в том, что она выполняет функцию «одного окна», в котором помогут с оформлением земли, получением экспертиз и условий присоединения. Нынешняя система управления предполагает режим ручного управления и, как правило, работу с крупными проектами. Суть спора, который сейчас идёт в правительстве области, — как раз в том, развивать продукт для лидеров или вкладываться в то, чтобы сделать формат индустриальных парков более демократичным. Так, департамент инвестиций и предпринимательства предложил 58 площадок для возможного формирования индустриальных парков. Конечно, их инфраструктурное обустройство требует от бюджета значительных вложений, которые предполагается делать поэтапно, постепенно формируя сеть парков по всей области. В разработанном проекте концепции развития донских парков пункт о создании управляющей компании был одним из основных. По информации «Эксперта ЮГ», на этапе экспертизы проекта он был вычеркнут.

«Если УК дотируется из бюджета, то зачем она нам — у нас есть департамент инвестиций, — говорит министр экономики Ростовской области Владимир Бартеньев. — Мы уже создали в области некое меню для инвестора, поэтому существующие парки должны попасть в число приоритетных. Инвестору же мы говорим, что у нас есть муниципальная земля — те самые 58 площадок — значит, есть и гарантированная процедура получения земли. Мы говорим, где и сколько стоит достроить коммуникации и в какие сроки нарастить ресурсы. И инвестор сам определится, какая территория для него привлекательнее. А вокруг него мы уже создадим индустриальные парки».

В данном случае столкнулись два совершенно разных подхода к делу. Концепция оговаривает модель развития областной сети индустриальных парков, ориентированной на интересы бизнеса любого масштаба. Но минэкономики региона не хочет рисковать бюджетными деньгами и демократично говорит: «пусть выберет инвестор» — забывая, что выбор в данном случае изначально будет только у крупных компаний. Потому что массу средних, не говоря уж о мелких, в «ручном режиме» не обслужить. Логика эта понятна, годами она приносила плоды, но, как представляется, именно она предопределила только что закончившийся трёхлетний инвестиционный спад. У области просто не было резерва в виде инструментов поддержки среднего, часто местного бизнеса. А вот в соседних регионах — на Ставрополье или даже в Краснодарском крае — таким инструментом во многом стали именно индустриальные парки.    

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама