«Инвестиционной политике Юга нужны новые приоритеты»

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
Инвестиционная привлекательность экономики юга России, особенно Краснодарского края, резко возросла после выбора Сочи столицей Олимпийских игр 2014 года. Однако уже сегодня действие олимпийского фактора роста снижается, а новым фактором, влияющим на экономику региона, становится вступление в ВТО

Фото предоставлено компанией

О том, какие новые стимулы для привлечения инвестиций в экономику региона сегодня необходимо срочно создавать на юге России, рассказывает партнёр, директор филиала компании «Эрнст энд Янг» в г. Краснодаре Анна Калмыкова.

Как за последние годы изменился инвестиционный климат Юга?

— В посткризисные годы южный регион живёт очень динамичной инвестиционной жизнью. Оставаясь традиционным лидером сельскохозяйственного производства России, Юг за последние несколько лет показал высокую инвестиционную активность и в других отраслях. Если говорить о тройке лидеров, помимо сельского хозяйства, то, на мой взгляд, это строительство, транспорт и энергетика. Основные объёмы строительства сосредоточены в Краснодарском крае, что связано в первую очередь с подготовкой к олимпийским событиям. Но, помимо олимпийской стройки, наблюдается достаточно высокая активность на рынке строительства жилья. Прежде всего это связано с ростом населения за счёт внутренней и внешней миграции: в Краснодар, например, сейчас едут работать не только из близлежащих станиц, но и из Москвы, Петербурга и других крупных городов России. Реализация масштабных строительных проектов, необходимых для проведения спортивных мероприятий, способствует активному развитию транспортной инфраструктуры регионального уровня. Особенно высокую инвестиционную активность мы наблюдаем в строительстве морских портов и аэропортов. Третье место занимает энергетика, причём крупнейшие проекты реализуются не только в связи с олимпийской стройкой, но и, например, в Ростовской области, где идёт строительство второй очереди Ростовской АЭС.

Жизнь после Олимпиады

Ряд отраслей региональной экономики получили возможность роста благодаря олимпийским проектам и наверняка столкнутся с рисками сокращения спроса. Какие меры необходимо предпринять сегодня для минимизации негативных последствий в будущем?

— Действительно, практически все крупнейшие строительные и инженерно-транспортные проекты на юге России так или иначе связаны с подготовкой к Олимпийским играм. При этом необходимо понимать, что вспомогательная инфраструктура доказывает свою максимальную эффективность только в том случае, когда её создание является частью долгосрочного плана развития региона. Важное значение имеет планирование вариантов будущего использования инфраструктурных объектов и спортивных сооружений. Необходимо повысить общую привлекательность Сочи для российских и зарубежных туристов, тогда проблема падения спроса окажется решена. Однако повторить историю Барселоны после Олимпиады 1992 года будет нелегко. Стартовые условия с точки зрения исторического и культурного наследия, а также климата, экологии и общей безопасности на нашем Юге изначально сложнее, поэтому и бороться с падением спроса будет крайне непросто.

На мой взгляд, очень важны три направления деятельности региональных властей. Первое — информационное, то есть создание и предоставление широкому кругу потенциальных инвесторов некоей информационной базы, банка данных потенциальных объектов инвестирования, например, объектов недвижимости, земельных участков. При этом инвестор должен быть объективно информирован обо всех характеристиках проекта, включая все сопутствующие риски. Второе направление — правовое, которое особенно важно для иностранных инвесторов; их деятельность должна обеспечиваться полной правовой защитой. И, наконец, очень важная составляющая — финансовая. Это и предоставление инвестиционных льгот, и простая и понятная система налогообложения в регионе, и субсидии инвесторам (например, в виде субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам), и использование таких признанных во всём мире смешанных форм финансирования, как государственно-частное партнёрство. В этом плане Краснодарский край, безусловно, является самым прогрессивным регионом ЮФО, и свидетельством тому — самое большое число реализованных инвестпроектов за последние годы.

Какие риски ведения бизнеса на Юге сегодня наиболее актуальны для инвестора?

— Недавно я обсуждала с одним клиентом, иностранным инвестором, возможность инвестирования в украинские предприятия. И он мне сказал: «Чтобы идти на Украину, надо найти людей, которые хотят и умеют там работать». То же самое можно сказать и о нашем Юге. Человеческий фактор очень важен, и он же представляет собой один из самых главных рисков. Причём сложности у инвесторов возникают как при подборе высококвалифицированных управленцев, так и при поиске рабочего персонала. Правовая незащищённость, административные барьеры также являются факторами риска с точки зрения иностранных инвесторов.

Каковы сильные и слабые стороны экономики Юга в привлечении иностранных инвесторов?

— Южный регион динамично развивался в последние годы и показывал устойчивую динамику роста. Это не может не привлекать иностранных инвесторов. Работа региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности региона также способствует росту иностранных инвестиций. Необходимо отметить и достаточно высокий уровень развития регионального финансового рынка: в банковском секторе ЮФО представлены интересы практически всех крупнейших банков России и ведущих европейских банков. Слабые стороны — это, пожалуй, сфера услуг, такие сервисные направления, как гостиничный сектор, медицинские услуги и кадровый вопрос.

ВТО как фактор риска

 — С какими проблемами столкнётся южная экономика при вступлении России в ВТО?

— Этот фактор будет влиять на многие экономические процессы, поэтому конечный «чистый эффект» от присоединения к ВТО определить крайне сложно. Существует мнение, что адаптация нашего рынка к новым условиям может занять до семи лет. Первый ощутимый эффект — это снижение таможенных пошлин по многим товарам. После вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в РФ составят 7,8 процента, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили в среднем 10 процентов по всем товарам. Если говорить о сельхозпродукции, то для говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки будут предусмотрены тарифные квоты. В пределах квот на эти товары будут действовать одни ставки ввозных пошлин, а за пределами квот — другие, более высокие. Например, ставка ввозной пошлины для говядины составит 15 процентов в пределах тарифных квот и 55 процентов — за пределами, для свинины ставка обнулится в пределах тарифных квот и составит 65 процентов за их пределами. А к 1 января 2020 года тарифная квота на свинину будет заменена единой максимальной ставкой пошлины в 25 процентов (сейчас — 40 процентов).

К чему это может привести?

— С одной стороны, обнулившаяся ставка по импорту свинины будет способствовать притоку более дешёвого сырья на внутренний рынок, что может иметь благоприятный эффект для мясоперерабатывающей отрасли и для конечного потребителя. С другой стороны, многие региональные свиноводческие проекты могут оказаться в затруднительном положении. Это же можно сказать и о производителях мяса птицы и говядины, которые являются большими потребителями зерна, а значит, проблемы могут возникнуть и у растениеводства юга России. Согласно аналитическому обзору «Эрнст энд Янг» «ВТОрична для России?», мы прогнозируем определённое в пределах 1,2 процента сокращение объёмов производства в сельском хозяйстве в целом по России, и несколько меньшее снижение, на 0,5 процента, для Юга.

Какие отрасли в южном регионе, помимо АПК, столкнутся с наибольшими проблемами в ближайшее время?

— Наибольшее сокращение объёма производства в южном регионе мы ожидаем в лёгкой промышленности (4 процента), машиностроении (2,43 процента), воздушном транспорте (2 процента). При этом в результате тарифной реформы и улучшения доступа российских экспортёров на международные рынки мы ожидаем изменения объёма реального потребления населения южного региона на 0,59 процента по сравнению с показателями в базовом периоде. Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих ожидается на уровне 0,62 процента. Изменение реальной заработной платы неквалифицированных рабочих, согласно модельным расчётам, может составить 0,33 процента.

Что следует сделать для минимизации негативных последствий вступления в ВТО на региональном уровне?

— Для минимизации потерь необходимо задуматься о мерах социальной политики, направленных на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особо хотелось бы отметить риски, присущие моногородам региона. Так, в двух из трёх моногородов Краснодарского края городе (городе Кореновске и станице Ленинградской), градообразующие предприятия которых работают в пищевой промышленности, высока вероятность снижения уровня занятости и сокращения объёма производства.

Есть ли на Юге отрасли, которые окажутся в ближайшей перспективе в наиболее выгодном положении после вступления в ВТО?

— Мы ожидаем, что в результате тарифной реформы и облегчения доступа российских экспортёров на международные рынки наибольший рост объёма производства будет происходить в металлургических отраслях, в химическом и нефтехимическом производстве. В частности, по южному региону мы оцениваем рост объёма производства следующим образом: цветная металлургия — 31,18 процента, чёрная металлургия — 9,81 процента, химическое и нефтехимическое производство — 1,27 процента.

В целях укрепления конкурентных позиций многие компании фокусируются на сокращении затрат, не учитывая при этом риск ухудшения показателей деятельности. Каким мерам в целях повышения операционной эффективности целесообразно уделить особое внимание?

— Для того чтобы выдержать конкуренцию с более качественной импортной продукцией, которая появится на наших рынках, всем предприятиям, безусловно, необходимо фокусироваться не только на сокращении затрат, но и на повышении качества выпускаемой продукции, соответствии её экологическим нормам, на применении новых технологий, сертификации производств по международным стандартам. Чтобы успешно конкурировать с западными производителями в долгосрочной перспективе, необходимо внедрять новые технологии, делать производство более инновационным. Кроме того, нужно выявлять и поддерживать те конкурентные преимущества, которые имеет собственное производство. Например, многие производители опасаются снижения ввоз­ных пошлин на мясо и птицу, полагая, что на рынок хлынут массовые поставки дешёвой зарубежной говядины, индейки и курятины. При этом очевидно, что потребители охлаждённого мяса вряд ли изменят свои предпочтения в пользу мороженой продукции, независимо от её цены. В связи с этим местным предприятиям наверняка будет целесообразно рассмотреть производство охлаждённой продукции, ведь логистически невозможно доставлять на наш рынок качественное охлаждённое мясо из Бразилии или США.

Какие ошибки чаще всего допускает менеджмент компаний при подготовке к вступлению в ВТО?

— На мой взгляд, самая большая ошибка — это краткосрочное планирование и принятие жёстких «антикризисных» мер. Как правило, такие меры свойственны предприятиям с неэффективным менеджментом, и применяются они по мере возникновения проблем со сбытом. К таким ошибочным мерам относятся массовые увольнения сотрудников для оптимизации производства, сокращение объёмов производства, снижение цен на продаваемую продукцию. В долгосрочном плане данные меры не принесут желаемого эффекта, но, скорее всего, будут способствовать уходу таких предприятий с рынка.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама