Магистраль для развития экономики

Тема недели
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
«Газпром» приступает к строительству первой очереди «Южного коридора» — газотранспортной системы, обеспечивающей подачу голубого топлива в газопровод «Южный поток». Проект реализуется на территории восьми субъектов Российской Федерации, в том числе трёх регионов ЮФО — Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского края

Общая протяжённость трассы «Южного коридора» составит 2 506,2 км. Как заявил «Эксперту ЮГ» начальник департамента по управлению проектами ОАО «Газпром» Леонид Чугунов, на сегодняшний день «Южный коридор» — это один из наиболее масштабных газотранспортных проектов «Газпрома». Во-первых, он способствует выходу России как мирового поставщика энергоресурсов на новый рубеж. Во-вторых, реализация такого крупного инфраструктурного проекта на юге страны окажет мощное воздействие на развитие экономики регионов, по территории которых пройдёт газовая магистраль. В частности, «Южный коридор» позволит направить в регионы центральной и южной части России дополнительные объёмы природного газа для развития промышленности, коммунального хозяйства, увеличения темпов газификации.

Газопровод как фактор экономического роста

Леонид Семёнович, в чём основная идея проекта «Южный коридор»?

— Основная идея проекта — создание инфраструктуры для обеспечения поставок газа через экспортный газопровод «Южный поток» на уровне 63 миллиардов кубометров в год. При этом новый маршрут поставок повысит безопасность энергоснабжения как российских регионов, так и стран Южной и Центральной Европы. К 2017 году должны быть введены в строй две очереди газопроводной системы — Западный и Восточный участки.

Реализация проекта предполагает решение сложной технологической задачи. Мы проектируем строительство всей системы трубопроводов так, чтобы от начала морской части газопровода «Южный поток» в районе Анапы и до его выхода на сушу на черноморском берегу Болгарии на трассе не было промежуточных компрессорных станций. Для решения такой непростой задачи под Анапой на стыке «Южного коридора» и «Южного потока» запланировано строительство мощнейшей в мире компрессорной станция «Русская», которая обеспечит давление до 28,45 мегапаскаля для транспортировки газа по морскому дну более чем на 925 километров. Чтобы было понятнее, я приведу пример: обычная линейная компрессорная станция создаёт давление 7,5 мегапаскаля, что позволяет прокачать газ на расстояние около 100 километров, а здесь расстояние почти в 10 раз больше. Кроме непосредственно компрессорной станции, будет создана специальная технологическая установка для подготовки газа к транспортировке по морскому газопроводу. Она предусматривает осушку газа, чтобы при дальнейшей его закачке в трубопровод избежать выпадения конденсата внутри подводной трубы.

Реализация такого сложного проекта потребует ультрасовременных технологий и материалов, которые, как многим кажется, доступны только на Западе. Но в данном случае «Газпром» принципиально сделал ставку на российских производителей, которые в состоянии обеспечить нас продукцией надлежащего качества, тем самым гарантировав безопасность и надёжность проекта. Доля российского оборудования при строительстве составит 90 процентов по номенклатуре и 70 процентов по стоимости материалов и оборудования.

Какие возможности для развития российских регионов даст расширение Единой системы газоснабжения?

— Вы знаете, что при реализации проектов «Газпром» в первую очередь заботится о российских потребителях — это наша принципиальная позиция. «Южный коридор» не исключение. Помимо бесперебойной подачи газа европейским потребителям, важнейшей задачей проекта является обеспечение ряда регионов центральной и южной части России дополнительными объёмами газа. «Южный коридор» пройдёт по территории восьми субъектов РФ: Краснодарского края, Республики Мордовии, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Воронежской и Ростовской областей. Увеличение темпов газификации регионов будет естественным образом стимулировать развитие промышленного и коммунального секторов экономики. Начинающееся уже сегодня строительство позволит создать в регионах дополнительные рабочие места. Кстати, согласно статистике, один работающий в газовой отрасли своей деятельностью обеспечивает работой в среднем пять рабочих мест в смежных отраслях. Строительство газопровода предполагает привлечение местных подрядных организаций на отдельные виды работ, что гарантирует дополнительные поступления в региональные бюджеты.

Как выстраивается сотрудничество с региональными властями на юге России?

— Учитывая, что более трети линейной части газопровода и три наиболее мощные компрессорные станции будут расположены на территории Краснодарского края, в 2010 году между ОАО «Газпром» и администрацией края был заключён договор o сотрудничестве. В регионах строительства создаются межведомственные рабочие группы по вопросам реализации проекта. Такие группы уже созданы и активно действуют в Краснодарском крае и Ростовской области, создаётся группа и в Волгоградской области. В их состав включены представители «Газпрома», руководители региональных министерств и департаментов, главы муниципальных образований. Все участники рабочих групп находятся в постоянном контакте друг с другом, регулярные встречи помогают координировать работу, контролировать исполнение задач и выполнение графика работ по проекту.

Системы качества и гарантии безопасности

Газопроводы в рамках проекта «Южный коридор» строятся в довольно сжатые сроки. Как будут обеспечиваться безопасность строительства и надёжность работы?

— Строительные компании-подряд­чики, все поставщики оборудования и материалов для проекта, а также организации, осуществляющие строительный контроль на объектах «Газпрома», привлекаются к работе только после проведения конкурсных процедур. Таким образом, качество и безопасность строительства гарантированы высокими требованиями к квалификационному, профессиональному, нормативному и материально-техническому обеспечению в целом.

Перед началом строительно-монтажных работ, а также в период строительства проводятся технические аудиты и аттестации готовности подрядных организаций. Эти мероприятия позволяют обеспечить качество работ и гарантируют надёжность, промышленную и экологическую безопасность сооружаемых газопроводов. Согласно требованиям федеральных нормативов и внутренних норм ОАО «Газпром», в течение всего периода строительства квалифицированные представители организаций технадзора непрерывно осуществляют контроль на стройплощадках. Присутствие на объектах в период строительства специалистов будущих эксплуатирующих организаций также является надёжной гарантией соблюдения требований и качества строительно-монтажных работ.

Какие действия предпринимает компания для соблюдения мер экологической безопасности?

— Вопросам экологической безопасности при строительстве наших объектов мы уделяем особое внимание. В рамках осуществления проекта «Южный коридор» разрабатывается система природоохранных мер, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Все мероприятия проводятся в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. Первый этап строительства — Западный участок — в прошлом году прошёл общественные обсуждения и общественную экологическую экспертизу, в ходе которых были ещё раз уточнены необходимые меры по минимизации возможных экологических рисков. В частности, было подтверждено, что в период проведения строительных работ будет осуществляться постоянный экологический мониторинг объектов строительства.

В рамках проекта уже проведены работы по очистке территории от взрывоопасных предметов — прежде всего неразорвавшихся боеприпасов времён Великой Отечественной войны. Расскажите о результатах.

— Несмотря на прошедшие со времён Великой Отечественной войны десятилетия, при строительстве газопроводов по-прежнему выполняются мероприятия по очистке трассы от взрывоопасных предметов. При выполнении таких работ на Западном участке строительства «Южного коридора» общей протяжённостью 880,6 километра были найдены 10 захоронений с 29 воинами без солдатских медальонов, а также три авиабомбы и 140 боеприпасов различного калибра. Все взрывоопасные предметы обезврежены.

В настоящее время мы пытаемся установить имена неизвестных солдат. В одном из воинских захоронений в районе кургана Шапкина Могила у села Дёгтево Ростовской области были найдены останки бойца Красной Армии с медальоном и запиской на имя Дюбина Алексея Николаевича 1915 года рождения, погибшего во время окружения войск Южного фронта соединениями 14-й и 3-й танковых дивизий вермахта. Он будет перезахоронен в братской могиле с воинскими почестями в городе Миллерово 26–27 сентября этого года. К поиску родственников погибшего воина подключились местные СМИ и телевидение. Равнодушных не было.

Таким образом, проект создания системы газопроводов «Южный коридор» стал шагом в укреплении позиций России в качестве надёжного поставщика энергоресурсов и одновременно — большим социально значимым проектом.    

Южный коридор. Система газопроводов

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама