Незаметная стройка века

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
В Карачаево-Черкесии полным ходом идёт строительство горнолыжного курорта европейского уровня. Но страна об этом пока почти не знает — и это, пожалуй, ключевой риск проекта. Продвижение Архыза на российский рынок надо срочно начинать прямо сейчас

Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Про строительство горнолыжного курорта в Архызе мы хотели написать давно, но поездка на место всё не складывалась. Информация о том, что там происходит, поступала довольно фрагментарная, хотя даже из ростовского офиса по совокупности новостей из Карачаево-Черкесии было понятно, что за последние пару лет в Архызе сделано немало. Год назад Михаил Ходоровский, председатель совета директоров ЗАО «Группа Синара», основного инвестора проекта, в интервью «Эксперту ЮГ» говорил, что к зиме Архыз откроет трассы. Это обещание было выполнено практически в срок — 18 марта в Архызе при большом стечении VIP-гостей был открыт первый подъёмник. Но дальше — тишина. Время от времени в рассылке новостей из Карачаево-Черкесии, которую я постоянно получаю на свой электронный адрес, появлялась свежая информация о стройке, но ощущения, что в Архызе, так сказать, бьётся пульс туристического кластера Северного Кавказа, от этого не возникало. В марте побывать на открытии первого подъёмника у меня не получилось, поэтому было решено съездить в августе.

Фактор Темрезова

В Карачаево-Черкесии я не был два года, последний раз ездил в Черкесск летом 2010 года для интервью с тогдашним главой республики Борисом Эбзеевым. Из разговора больше всего запомнилась реплика Эбзеева о том, с какой скоростью в регионе идут перемены: «В век космических скоростей это такая, знаете, кавказская арба, которая взбирается на кручи Эльбруса». Тем неожиданнее было обнаружить, что всего за пару лет жизнь здесь ощутимо наладилась.

В первую очередь это чувствуется по республиканской столице Черкесску, который я, признаться, никогда особенно не жаловал. Возможно, потому, что всегда невольно сравнивал Карачаево-Черкесию с соседней Кабардино-Балкарией — об этих республиках не случайно говорят, что они как сообщающиеся сосуды. Нальчик сразу стал для меня местом, где «есть куда пойти», городом со сложившейся средой. Черкесск таким местом неожиданно оказался в недавнюю поездку: в городе открылось много новых гостиниц, магазинов, ресторанов, то там, то здесь строятся жилые дома, мечети, православные храмы. Теперь это тоже город для жизни.

— Обрати внимание, сколько вокруг женщин, — говорит один из моих собеседников, с которым мы ужинаем в новом ресторане с характерным названием «Европа». — Эмансипация у нас идёт полным ходом.

В Архыз мы отправляемся из Черкесска с заместителем руководителя местной Дирекции капитального строительства Муратом Кардановым. По дороге проезжаем его родной черкесский аул Малый Зеленчук. Сразу видно, что люди тут живут небедные, — по главной улице стоят в основном новые каменные дома. В центре села останавливаемся, чтобы зайти посмотреть, как недавно здесь реконструировали детсад. Теперь это добротное строение с новой мебелью и хорошим, не «казённым» ремонтом; осталось только благоустроить игровую площадку. Не очень верится, что «объект социальной инфраструктуры», да ещё и в дотационной республике, может быть таким. Естественно, спрашиваю Карданова, откуда взяли средства.

— Весь аул участвовал — с подачи главы республики. Он встретился с людьми и предложил этим заняться.

— А сколько всего денег собрали?

— Да тут не только в деньгах дело. Кто помог кирпичом, кто ещё чем-то. Здесь же почти у всех какой-то бизнес.

Садик в Малом Зеленчуке — это не разовая акция. В новостях из республики сообщения о новых детсадах появляются регулярно — в этом году, например, планируется сдать девять дошкольных учреждений на тысячу мест. Совсем недавно глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов рассказывал об этом президенту Владимиру Путину, который почин, похоже, оценил, заметив, что всем остальным субъектам федерации надо брать пример с республики.

Первые признаки «стройки века» появляются за станицей Зеленчукской — отсюда параллельно трассе протянули в Архыз новую высоковольтную линию и магистральный газопровод. Дорога от Зеленчукской неширокая, без фонарей, но непривычно гладкая, с хорошей разметкой, а главное — на обочинах подозрительно чисто. Вспоминаю горы, где довелось побывать, — первым делом приходит в голову ухоженная Австрия. Если человеку, который здесь никогда не был, показать фото этой дороги, то он вряд ли догадается, что это Россия, тем более — Карачаево-Черкесия.

Прораб Али Биджев говорит, что единственный фактор, который сейчас тормозит строительство курорта, — дождливая погода yug_226_140-1.jpg Фото: Николай Проценко
Прораб Али Биджев говорит, что единственный фактор, который сейчас тормозит строительство курорта, — дождливая погода
Фото: Николай Проценко

За станицей Нижняя Ермоловка, где чуть ли не в каждом доме продают мёд, варенье и грибы, выходим из машины — Карданов показывает мне, как провода высоковольтки смонтировали без опор прямо над дорогой. Вместо опор — растяжки, закреплённые на разных сторонах ущелья.

— Трос врезается в твердую породу на глубину полтора метра, натягивается, и на него вешаются линии электропередач с помощью пластмассовых приспособлений. Мы тут искали место, где ставить опоры, — не нашли. Если пойдём вверх, придётся делать большой участок вырубки. Чтобы не уничтожить природу, решили подвеской пройти те участки, где можно было нанести особый урон.

— А как насчёт «защиты от дурака»? В смысле, если кому-то захочется вывинтить трос из скалы?

— Всё это монтировали альпинисты, обычный человек туда просто не доберётся.

— Сами эту конструкцию придумали или где-то увидели?

— Такую технологию впервые использовали при переходе из Северной Осетии в Южную. Она никому не мешает, прекрасно держится, а мы сохраняем деревья.

— Можем ведь, когда захотим.

— Ты ещё не знаешь, как у нас глава здесь за всем следит. Мы каждую неделю перед ним отчитываемся по всем объектам. Раз в неделю сам выезжает, проводит совещания, планёрки, проходит по всем линиям. И всё тут будет делаться только по генплану, соответствие один в один, отклонений не будет. Самодеятельности не будет. Никто здесь это не позволит.

Мурат Карданов из Дирекции капитального строительства КЧР обещает, что никакой самодеятельности на стройке в Архызе не будет yug_226_140-2.jpg Фото: Николай Проценко
Мурат Карданов из Дирекции капитального строительства КЧР обещает, что никакой самодеятельности на стройке в Архызе не будет
Фото: Николай Проценко

С самим Рашидом Темрезовым мне встретиться не удалось — глава республики в эти дни был в Москве. Но если сложить всё, что здесь о нем говорят, то общее восприятие нового главы такое: наконец появился человек, который пришёл сюда надолго. В самом деле, в России можно по пальцам пересчитать регионы, где за последние 20 лет сменилось целых пять руководителей. Пока Темрезова ещё невольно сравнивают с Эбзеевым: он, говорят, конечно, не такой мастер слова, но конкретной работы и контроля на местах стало гораздо больше. По качеству дорог в республике это чувствуется в первую очередь — до назначения на пост главы республики Рашид Темрезов возглавлял местное управление федеральных автодорог. На обратном пути через Усть-Джегуту мне покажут строящийся новый мост через Кубань, в самом начале Большого Ставропольского канала, — говорят, что это будет самый длинный мост на Кавказе, а пролоббировать эту стройку удалось именно Темрезову.

«Без выходных-проходных»

От Зеленчукской до посёлка Архыз — чуть больше 60 километров, а оттуда ещё семь километров до самого строящегося курорта «Архыз-1650», точнее, до первой его очереди — посёлка «Романтик». В самом Архызе стройка совершенно не ощущается: туристы ходят с рюкзаками, местные продают свои нехитрые поделки — в общем, практически всё как восемь лет назад, когда я впервые приезжал в Архыз на несколько дней.

— Здесь проезд открытый, — говорит Карданов, когда мы подъезжаем к шлагбауму перед стройплощадкой. — Туристы могут спокойно пройти или проехать на своих машинах и попасть в первозданную природу. Стараемся, чтобы у отдыхающих не пропала охота приезжать.

В прошлом году мне несколько раз довелось побывать в Красной Поляне — после открывшейся там картины тотальной стройки я ожидал увидеть нечто подобное и в Карачаево-Черкесии. На самом же деле после развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет. Хотя, скорее всего, я просто приехал в тот момент, когда многие крупные объекты уже практически завершены. Дорога от Архыза до «Романтика» заасфальтирована наполовину, остальное должны скоро доделать — дорожники работают вовсю. Очистные сооружения почти построены. Полностью готова площадка для монтажа водозабора. Пожарное депо и станция МЧС уже работают. До конца года всю инфраструктуру, рассчитанную на одновременный приезд 11 тысяч туристов, планируется сдать — работы недавно перевели с декадного графика на понедельный. «По некоторым позициям мы даже идём с опережением, и к первому декабря вся инфраструктура будет готова», — недавно доложил Рашид Темрезов полпреду в СКФО Александру Хлопонину.

Земля на стройплощадке пока не высохла после недавнего ливня, поэтому обычного шума стройки не слышно — рабочие ещё не вышли на объект. «Коробки» будущих зданий и торчащая из земли арматура в окружении гор выглядят как инородные тела, но главное я, пожалуй, уже понял: строительство идёт, курорт будет.

— В сроки полностью укладываетесь? — спрашиваю у прораба Али Биджева из черкесской фирмы «Агростройкомплект» — подрядчика строительства.

— Движемся по графику, но погода мешает — лето дождливое получилось, из-за этого трудно земляные работы идут. Три-четыре дня подряд дожди, но высохнет быстро, можно будет снова работать.

— Задача стоит — мы её выполним, — подхватывает Карданов. — Стройка идёт без выходных-проходных. В День строителя и то работали. Погодные условия такие, что надо ловить момент.

После развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет yug_226_141.jpg
После развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет

Кресельный подъёмник французской фирмы POMA длиной 860 метров, который здесь торжественно открыли 18 марта, не так просто заметить за строящимися зданиями — на площадке возводят одновременно пять будущих гостиниц на 700 мест и административный корпус. Будущий большой ресторан на 400 мест — на этапе котлована. В сентябре должны начать строить второй подъёмник-гондолу протяжённостью полтора километра, затем приступят к коттеджному посёлку и гольф-клубу. А пока полностью готовы, по большому счёту, только два объекта — первая канатка и «штабной» бревенчатый коттедж для совещаний. Но строители уверяют, что уже скоро тут всё будет по-другому.

— Строительство затягивалось из-за оргвопросов — отвод земли, определение участка, — говорит Карданов. — На ровном месте поставить бетонный завод — ты думаешь, это просто? Всё это уже решили, теперь видно, как строительство идёт, поднимается, темп большой. Бывает так: строишь-строишь, смотришь — не идёт стройка. А здесь стоит неделю не приехать — уже не узнаешь. Так что приезжай почаще. Через два-три месяца будет совсем другой вид.

— Мы давно мечтали о такой стройке, — добавляет лаконичный прораб Биджев.

— Много людей у вас работает?

— Сейчас на стройке человек 170, почти все наши, есть ещё одна ростовская фирма. Нехватки рабочих нет, люди охотно идут.

Для «Агростройкомплекта», который сейчас ещё строит в Черкесске жилой комплекс из семи домов и водопровод, а также обсерваторию в Кисловодске, это действительно очень крупный подряд. Из 400 сотрудников фирмы около ста работают в Архызе. Из других регионов приглашают специалистов только на те работы, которые нельзя выполнить своими силами, например, на монтаж тросовых участков на высоковольтке или для наладки канаток. Стройматериалы тоже в значительной степени «родные» — цемент, инертные материалы, плиты, силикатная продукция. Многие местные производители расположены вдоль дорог из Черкесска: «Кавказцемент», Хабезский гипсовый завод и другие. Из привозных стройматериалов — в основном арматура: металлургических производств в Карачаево-Черкесии ещё не построили.

Пока строители обсуждают что-то между собой по-черкесски, я осматриваю местность, пытаясь прикинуть, каким здесь будет катание, когда площадку сдадут. Сразу понятно, что это не Домбай и не Азау, и уж тем более не Чегет, — склоны довольно пологие, без видимых больших перепадов, в самый раз для комфортного «семейного» катания. Ещё один важный плюс в сравнении с другими нашими курортами — на склонах много леса. Главное только, чтобы снега было достаточно.

Стройка в Архызе выглядит очень компактно — здесь пока нет ощущения, что курорт вторгается в природу yug_226_142.jpg Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР
Стройка в Архызе выглядит очень компактно — здесь пока нет ощущения, что курорт вторгается в природу
Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Напоследок не могу не задать строителям вопрос о соблюдении экологических нормативов — ни одна «стройка века» сейчас не обходится без протестующей «экологической общественности». Хотя Архыз экоактивисты пока, кажется, обходят стороной — то ли все их усилия сосредоточены на олимпийских стройках в Сочи, то ли тут и в самом деле не к чему особо придраться. Сначала, правда, один из участков газопровода запроектировали по территории прилегающей к Архызу части Тебердинского заповедника, но после вмешательства полпреда Хлопонина проект изменили, невзирая на удорожание сметы.

— Строительство, сам понимаешь, это такое дело: там захотел — выкопал, здесь захотел — развалил, — говорит Карданов. — Но здесь никакой самодеятельности — на метр не можем уйти в сторону от проекта, разгуляться тут туда-сюда никто не позволит. Лишний раз в речку за гравием не заедешь, потому что контроль за контролем. И за каждую мелочь отчитывают. Ростехнадзор, природный надзор, лесничество, заповедник тут всё время находятся — контроль жёсткий. И глава тоже переживает.

Вернувшись из поездки, пишу письмо Сурену Газаряну, лидеру вечно протестующей против больших южных строек «Экологической вахты по Северному Кавказу»: есть ли серьёзные нарушения природоохранного законодательства в Архызе? Газарян отвечает, что переслал моё письмо одному из своих коллег, который лучше владеет ситуацией, но ответа я так и не получаю.

Стройка в информационном вакууме

Кататься на лыжах в Архызе можно будет уже в наступающем всего через пару месяцев горнолыжном сезоне. Этой весной желающие тоже могли опробовать первую трассу — говорят даже, что подъёмник работал бесплатно, только приезжайте и катайтесь. Но всё же вопросов по будущему туристическому кластеру Северного Кавказа по-прежнему слишком много, и Архыз как пионер проекта должен на них ответить.

Первый из списка вопросов — насколько строго на новых курортах будут соблюдаться определённые проектами нормативы застройки? В паре часов езды от Архыза находится Домбай, где этот вопрос в какой-то момент пустили на самотёк, — в результате получилось малопривлекательное нагромождение построек. Теоретически в Архызе такого произойти не должно, поскольку контролировать застройку будет управляющая туристическим кластером компания «Курорты Северного Кавказа». Но в России, а на Кавказе в особенности, нормативы — это одно, а реальная жизнь — совершенно другое, загадывать наперёд можно, но с поправкой на местную специфику.

Отдельный вопрос — насколько прозрачными будут правила вхождения на территорию особой экономической зоны местного бизнеса — чаще всего малого. Интерес к работе на территории нового курорта в Архызе у него есть — здесь открываются возможности для вложений в новые гостиницы и рестораны, поставок продуктов питания, производства сувениров, транспортных услуг и т. д. Остаётся только продемонстрировать, как всё это работает на практике. Впрочем, сам факт, что крупный подряд на стройке в Архызе получила местная компания, можно считать хорошим почином, особенно если вспомнить ещё одну кавказскую мегастройку — «Лазурный берег» в Дагестане, который возводят китайцы.

Собеседники в Карачаево-Черкесии уверяют, что желающих инвестировать в новые гостиницы в Архызе будет немало и в республике, и за её пределами yug_226_143.jpg Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР
Собеседники в Карачаево-Черкесии уверяют, что желающих инвестировать в новые гостиницы в Архызе будет немало и в республике, и за её пределами
Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Наконец, самый главный вопрос — а кто сюда поедет кататься? Причём этот вопрос упирается даже не в пресловутые специфически «кавказские» риски — в конце концов, Карачаево-Черкесия из всех республик СКФО всегда была самой спокойной, и каких-то серьёзных проблем с безопасностью для туристов тут не припоминается. Дело в другом: слаба информационная поддержка проекта. Те усилия, которые прилагает сама республика для освещения стройки, — это капля в море, да и не республика должна этим заниматься. Архыз — это курорт для всей страны, но страна о нём пока не ведает.

Есть хороший способ проверить, насколько та или иная тема популярна в массах, — обратиться к статистике поисковых запросов в интернете. Заходим в систему «Яндекс Директ», набираем словосочетание «Архыз горнолыжный курорт» и обнаруживаем, что в месяц этой темой интересуется в среднем не больше ста человек — иными словами, результат в рамках статпогрешности. Определённый всплеск — 931 запрос в месяц — был в марте, когда открытие первого подъёмника в Архызе освещала федеральная пресса, но потом всё стихло. Как будто в электрическую цепь один раз дали нормальное напряжение, а дальше оно безнадёжно упало.

Продолжаем эксперимент: заходим на сайт ОРТ и в строке поиска набираем «Архыз». Итог — всего 26 результатов с 2000 года, причём порядочная часть из них — об одноимённой минеральной воде и заблудившихся в лесу туристах. А сюжета об открытии подъёмника 18 марта нет вообще. При таком продвижении проекта, господа, толпу туристов придётся ждать много лет. Понятно, что основные силы федеральных каналов брошены на Олимпиаду в Сочи, но на ней ведь жизнь точно не заканчивается. Помнится, Александр Хлопонин, когда только стал полпредом в СКФО, предлагал создать специальный телеканал про Северный Кавказ — идея так и повисла в воздухе.

Существует, конечно, спонтанный вариант развития событий, когда первыми на новый курорт приедут кататься местные, за ними подтянутся туристы со Ставрополья, Кубани и из Ростовской области, которые и сейчас ездят в Архыз летом, а зимой катаются в Домбае или Приэльбрусье. Рано или поздно слух об Архызе «пройдёт по всей Руси великой», сюда доберутся москвичи, и вот таким «органическим» путём курорт наберет популярность. Но сколько времени на это уйдёт — сказать решительно невозможно. Поэтому начинать широкое продвижение курорта надо прямо сейчас, чтобы к открытию первых гостиниц не оказалось, что селить в них почти некого. Для начала было бы неплохо хотя бы создать официальный сайт курорта и поставить там элементарную веб-камеру, дабы было видно, что происходит на стройке. Пока такого банального сервиса нет и на сайте «Курортов Северного Кавказа». Зато там сообщается, что один из федеральных телеканалов рекламирует эти курорты в Лондоне.        

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама