Олимпиаду сдали — порты приняли

Тема недели
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
В ближайшие годы, после сдачи в эксплуатацию олимпийских объектов, основной точкой роста инфраструктурного строительства на юге России станут порты. В отраслевом портфеле инвестпроектов они уже доминируют количественно, а их доля в совокупной стоимости инфраструктурных проектов ЮФО приближается к половине

Инженерно-транспортная инфра­структура ЮФО в отраслевом рейтинге инвестпроектов уже который год стабильно занимает второе место, причём доля отрасли за год возросла с 17,1 до 22,4%. В абсолютном выражении рост составил 5,6 млрд долларов — совокупная стоимость инфраструктурных проектов достигла 22,4 млрд долларов, хотя их количество несколько сократилось (с 37 до 35). В итоге, как и год назад, средняя стоимость проекта продолжила расти и теперь составляет 641 млн долларов против 456 млн долларов в прошлогоднем исследовании. Хотя при расчёте последнего показателя нужно принимать во внимание, что более половины совокупной стоимости инфраструктурных проектов приходится на два многомиллиардных объекта (см. таблицу) — совмещённую дорогу от Адлера до Красной Поляны и зерновой терминал в порту Тамань, заявленный группой «Базовый Элемент».

«Инженерно-транспортная инфраструктура сейчас развивается очень динамично, — отмечает генеральный директор краснодарской консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько. — Но следует помнить, что подобные проекты могут быть реализованы только за счёт государства или при его участии, поэтому многие из них “тормозятся” из-за недостатка средств в федеральном бюджете. Однако те объёмы инфраструктурного строительства, которые реализуются сейчас на территории ЮФО, по сравнению с другими регионами страны являются достаточно большими». Особенно высокая плотность инфраструктурных проектов наблюдается в пределах 100 млн долларов — на эту группу приходится 17 пунктов, т. е. почти половина общей базы; в сегменте 100–200 млн долларов реализуется 7 проектов. В основном эти проекты сравнительно небольшой стоимости представляют собой портовую инфраструктуру различного назначения.

В отраслевом разрезе (см. график 1) почти половина стоимости инфраструктурных проектов приходится на железнодорожный транспорт, но этот перевес просуществует недолго — после сдачи упомянутой совмещённой дороги из Адлера в Красную Поляну на первое место уверенно выйдут порты. Проекты в сфере портовой инфраструктуры уже почти вплотную подобрались к железнодорожным стройкам, а внутри портовой отрасли лидируют зерновые терминалы (см. график 2). На фоне этой «битвы гигантов» остальные сферы инфраструктурного строительства выглядят весьма скромно. Особенно тревожит удручающе малое количество реальных инвестпроектов в области логистической инфраструктуры — по сравнению с прошлым годом соответствующий раздел базы пополнился всего одним проектом логистического центра корпорации «Глория Джинс» в Новошахтинске (Ростовская область) стоимостью 73,68 млн долларов.

Равнение на Тамань

Зерновой терминал в Тамани — главный «новичок» инфраструктурного строительства на юге России — и внёс основной вклад в рост стоимости отраслевого портфеля. Общий планируемый объём инвестиций в проект составит 4,7 млрд долларов, из них две трети должно прийтись на средства частных инвесторов; предполагаемый срок сдачи в эксплуатацию — 2015–2017 годы. Порт Тамань в ближайшие годы вообще должен стать одной из ключевых точек роста южной инфраструктуры, и за счёт появления здесь новых терминалов можно прогнозировать дальнейшее наращивание базы инвестпроектов в отрасли. В её совокупном объёме Тамань будет компенсировать выбывающие «олимпийские» объекты в Сочи, хотя первоначально, скорее всего, произойдёт определённое снижение общей стоимости портфеля — единовременно заместить подходящие к завершению проекты совмещённой дороги стоимостью 8,2 млрд долларов и дублёра Курортного проспекта (931 млн долларов) вряд ли получится.

Проект развития Тамани предполагает строительство более 10 терминалов с общим грузооборотом порядка 90 млн тонн в год, перспективный грузопоток порта в 2010–2015 годах оценивается в 10–16 млн тонн в год. Считается, что развитие Тамани позволит компенсировать дефицит портовых мощностей в Азово-Черноморском бассейне России, а также привлечь те российские грузы, которые сегодня отправляются через порты Украины. Строительное сообщество уже предвкушает очередной южный мегапроект. «Это проект, который на десятилетия определит судьбу и Таманского полуострова, и края в целом, он сопоставим с такими проектами, как Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года», — констатирует генеральный директор краснодарского проектного института «ИнжГео» Андрей Шауро.

Несколько проектов за прошедший год уже благополучно реализованы — их обречённость на успех была пред­определена фактором Олимпиады. Самый заметный из них — новая железнодорожная линия «Адлер — Аэропорт»; её сдача позволила в феврале этого года открыть регулярное сообщение между сочинскими аэропортом и железнодорожным вокзалом. В настоящий момент компания «Аэроэкспресс» выполняет по этому маршруту по пять рейсов в день в обоих направлениях, а во время Олимпиады железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи длиной 2,8 км сможет обеспечить перевозку 60% всех прибывающих авиапассажиров (или более 86 тысяч человек в сутки). Успешно завершено и строительство в устье реки Мзымта грузового района порта Сочи, который после проведения Игр будет перепрофилирован для развития яхтинга. Сейчас этот грузовой порт восполняет дефицит мощностей по перевалке грузов для строительства олимпийских объектов. Движется к завершению крупный проект строительства нефтегазового перегрузочного комплекса компании «Таманьнефтегаз» в Темрюкском районе Краснодарского края.

Вообще, первая десятка инфраструктурных проектов ЮФО по сравнению с прошлым годом изменилась не так уж сильно, пополнившись всего тремя новыми названиями. Помимо зернового терминала в Тамани, это реконструкция участка железной дороги между станциями М. Горького и Котельниково в Волгоградской области и строительство нового аэропорта «Южный» в Ростовской области — последний проект наконец обрёл все черты реального и занял положенное место в списке. Однако за счёт масштаба добавившихся проектов стоимостный порог первой десятки заметно вырос: если в прошлом году она заканчивалась проектом стоимостью 285,4 млн долларов, то в этом году соответствующий показатель составил уже 626,3 млн долларов.

Аэропорты на вырост

Региональная структура портфеля инфраструктурных проектов ЮФО за год практически не поменялась — большинство из них (35 из 28) реализуются на Кубани, в стоимостном выражении на долю Краснодарского края приходится более 80% инфраструктурного строительства. Если исходить из предположения, что после Олимпиады основной точкой роста в отрасли станут порты, то существенных изменений в региональном разрезе ожидать не приходится. В самом деле, из 19 портовых проектов ЮФО, оказавшихся в нашей базе, только два — Ростовский универсальный порт и астраханский порт Оля — заявлены за пределами Краснодарского края. Это не просто гегемония — это подавляющий перевес.

В Ростовской области наиболее заметный тренд в инфраструктурном строительстве — активизация в этой сфере региональных властей. В марте на Дону была создана рабочая группа по реализации двух главных инфраструктурных проектов региона — аэропорта «Южный» и Ростовского универсального порта. Предполагается, что первый из них будет сдан в 2017 году, а второй — годом раньше. Оба эти объекта включены в федеральную программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

Ростовский универсальный порт также вошёл в сотню наиболее значимых («губернаторских»), проектов области. У его истоков стоял бывший министр промышленности Ростовской области, а затем депутат Госдумы Фёдор Швалёв, а реализующую проект группу «Азово-Донское пароходство» возглавляет его сын Михаил Швалёв. Начиная с 2006 года в проект, реализуемый на базе частно-государственного партнёрства, было вложено около 2,7 млрд рублей, грузооборот порта вырос за 2006–2011 годы с 0,25 до 1,555 млн тонн. На втором этапе реализации проекта (2012–2015 годы) предполагается строительство терминалов по перевалке минеральных удобрений, зерна, угля, пяти причальных комплексов, а также инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

10 крупнейших инвестиционных проектов в инженерно-транспортной инфраструктуре

Но главный прорыв в инфраструктурной сфере, случившийся в Ростовской области, — это начало реализации проекта Южного хаба, о котором говорилось много лет. 16 августа донское правительство утвердило границы зон планируемого размещения объектов капстроительства, а также границы земельных участков. В следующем году планируется начать проектирование объектов федеральной собственности (т. е. аэродромной части проекта), на эти работы будет направлено 400 млн рублей. Пропускная способность нового аэропорта составит 8 млн пассажиров и 70 тысяч тонн грузов в год.

Основной дискуссионный вопрос, связанный с Южным хабом, состоял в том, какие рейсы стыковать в Ростове — на сей счёт выдвигались (в том числе и на страницах «Эксперта ЮГ») разные предположения, в том числе и самые скептические. Однако конъюнктура развития рынка авиаперевозок пока складывается в пользу этого крупного проекта. Прежде всего, уже в ближайшие годы перегрузка Московского авиационного узла примет критический характер. По расчётам Международной ассоциации воздушного транспорта и консалтинговой компании «Прогресстех», к 2020 году пассажиропоток в московских аэропортах достигнет 105–130 млн пассажиров в год, в то время как пропускная способность трёх столичных аэропортов составит лишь 95 млн человек.

Это означает, что часть транзитного потока неминуемо придётся переводить в регионы, и здесь пассажиров явно хватит всем — и Ростову, и Краснодару, главному конкуренту Южного хаба. Создание в столице края стыковочного узла уже идёт, а владеющая кубанскими пассажирскими аэропортами группа «Базэл Аэро» реализует крупный проект по их реконструкции стоимостью почти 315 млн долларов. К этой компании вскоре добавится Волгоград, претендующий на право принимать матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, — местный аэропорт Гумрак давно нуждается в масштабной реконструкции.

Дополнительным фактором привлекательности южных аэропортов для инвестиций станет проект туристического кластера Северного Кавказа, в свою очередь, предполагающий строительство новых аэродромов. В одном из недавних интервью председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов рассказал, что компания обратилась к российскому правительству с предложением о развитии региональной авиации и провела переговоры с производителями самолетов Bombardier и Embraer о возможности их сборки в России. Именно такие воздушные суда могли бы доставлять туристов до небольших аэродромов. Базовыми аэропортами для них смогут выступать именно Краснодар и Ростов, откуда пассажирский трафик, прибывающий магистральными самолетами из центральных, северных и восточных регионов страны, можно «раскидывать» по курортам Северного Кавказа с помощью региональной авиации.

Залогом будущего роста инвестиций в аэропортовую инфраструктуру Юга является то, что все три основных игрока российского рынка региональных аэропортов в ЮФО уже представлены. «Базовый Элемент» управляет сетью аэропортов в Краснодарском крае, «Ренова» (сейчас формирующая холдинг «Аэро­порты регионов») должна выступить ключевым инвестором Южного хаба, а группа «Новапорт» бывшего главы Объединённой судостроительной корпорации Романа Троценко управляет аэропортами Волгограда и Астрахани.

Ударить автопробегом

В ближайшие годы существенные средства будут вложены и в развитие на Юге сети автодорог — это тоже позволяет предположить, что портфель вложений в региональную инженерно-транспортную инфраструктуру худеть не будет. По словам начальника Федерального управления автодорог «Северный Кавказ» Владимира Рожкова, уже в следующем году запланировано заметное увеличение расходов на строительство дорог — до 2,7 млрд рублей. Связано это прежде всего с новым масштабным проектом в Астраханской области и Калмыкии по ликвидации грунтового разрыва на трассе А-153 Астрахань — Махачкала протяжённостью более 120 км. Эта работа предположительно продлится до 2017 года включительно. Кроме того, федеральные деньги в 2013 году пойдут на реконструкцию участков дорог М-21 на участке Волгоград — Каменск-Шахтинский и М-23 на участке Ростов — Таганрог. «В последующие годы планируется сохранить расходы на строительство автодорог примерно на том же уровне», — рапортует Владимир Рожков.

Уже в ближайшее время к числу реальных инвестпроектов в дорожной сфере прибавится и создание в Имеретинской долине трассы для гонок Формулы-1. Общая сумма инвестиций в проект, по предварительной оценке, превышает 5,5 млрд рублей. Согласно подписанному год назад договору об организации в России гонок, страна получает право проводить гонки с 2014 по 2020 годы, с правом пролонгации ещё на пять лет.

Помимо федерального уровня, поддержку развития автодорожной сети осуществляют и региональные власти. Например, губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердил программу развития автодорог общего пользования в регионе на 2015–2020 годы, согласно которой на дороги планируется затратить 96 млрд рублей. Эта сумма почти в два раза больше, чем было запланировано на аналогичную программу 2010–2014 годов.      

Порты пока занимают второе место в общей стоимости инфраструктурных инвестпроектов, но уже скоро выйдут в лидеры
Благодаря масштабному проекту «Базэла» в порту Тамань на зерновые терминалы пришлось более половины стоимости портовых проектов

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама