Республика на стройплощадке

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
В Северной Осетии идёт активный процесс инвестирования в строительство предприятий, торговой и деловой инфраструктуры, жилья. В то же время экономика республики находится на стадии формирования пула пока ещё малых предприятий, которые на деле намерены уже через несколько лет превратиться в крупные

Если взглянуть на статистику по первому полугодию, то Северная Осетия окажется примерно в серединке почти по всем показателям — росту промышленности (3%), сельского хозяйства (5,4%), строительства (4,8%). Срединное положение республики в границах округа дополняет образ «крепкого середняка».

И только инвестиции растут действительно быстро. В январе-мае этого года — на 44,9%. Год назад за аналогичный период рост инвестиций в основной капитал составил более 100%. По итогам шести месяцев динамика чуть ниже — 27,7%, это второй результат в СКФО. Важно и то, что рост происходит на фоне очень заметного общероссийского снижения экономической активности. Этот рост ещё не переплавлен в общеэкономическую динамику — в этом особенность текущего момента. Инвестиции делаются, чтобы на следующем этапе ускоренный рост показали промышленность, строительство, торговля, — как видим, предпосылки для этого уже появились.

Отложенный рост

Крупных предприятий сегодня в Северной Осетии немного. В последнем рейтинге крупнейших компаний СКФО их было два — завод «Электроцинк» и торговое предприятие «Атлант». Действительно, судьба советской промышленной базы здесь была несколько иной, нежели в среднестатистическом регионе России, где предприятия зачастую просто меняли хозяев. В постсоветский период местные заводы были фактически выключены из экономического пространства, поэтому до нулевых они дотянули в большинстве своём в разграбленном состоянии.

Однако советские предприятия в своё время возникали, конечно, не на пустом месте — они ориентировались на сырьевую базу, которая и сегодня имеется в республике. Сейчас Северная Осетия проходит этап, когда на естественной ресурсной базе республики заново, подчас на обломках советской промышленности, формируется современная индустрия — особенно активно этот процесс идёт в промышленности стройматериалов (например, компания «Прогресс»), нефтянке (компания «Алания Ойл»), пищевой промышленности (проекты компаний «Владопторг», «Мастер-Прайм. Берёзка», «Алания Фиш» — см. врезку), инновационной сфере (ВТЦ «Баспик»). Всё это компании, которые сегодня по федеральной градации являются в лучшем случае средними (выручка до 1 млрд рублей), но все они претендуют на то, чтобы в течение ближайших лет составить основу крупного бизнеса республики.

«Наша главная проблема — отсутствие инфраструктуры», — говорят во владикавказской компании «Рокос», которая занимается полным циклом деревообработки и производством мебели из ценных пород дерева (бук, дуб, орех). Свою производственную базу компания разместила на площадях советского мебельного гиганта, территория которого в девяностые пришла в запустение. Главный ресурс предприятия — сырьевая база, близость к которой позволяет производить мебель на уровне итальянского качества (например, недавно «Рокос» поставил стулья для Большого театра), но существенно выигрывать по цене. Однако лесопромышленный комплекс страны находится в плачевном состоянии, лесхозы ликвидированы, лесной промышленности фактически нет. В итоге «Рокос» создал свой лесхоз и сам занимается лесоподготовкой.

Сейчас компания пытается включиться в госпрограмму развития лесопромышленного комплекса, что позволит ей взять в долгосрочную аренду 35 тысяч га леса — это даст обеспеченность сырьём и возможность роста. Пока дерево приобретается на аукционах, это не гарантирует сырьевой базы — отсюда и страх быстрого развития. Сейчас предприятие растёт примерно по 30% в год, а могло бы гораздо быстрее. Недавно пришлось отказаться от крупного заказа итальянской компании, которая была готова заказывать большие объёмы мебели под своим брендом, — из-за отсутствия уверенности в обеспеченности сырьём.

«Мебельный рынок сильно зависит от состояния дел в сфере строительства, — рассуждает генеральный директор группы “Рокос“ Фатима Гобеева. — Нам нужна стабильно развивающаяся экономика, тогда вокруг нас будут открываться смежные предприятия. Мы очень хорошо понимаем, почему нужна кооперация, но пока вынуждены хвататься за всё. У нас, например, есть пилорама — чтобы наточить ленту для неё, мы были вынуждены купить комплекс, который стоит 350 тысяч евро. Конечно, он не используется в полную силу, но на другом оборудовании необходимой точности не достичь. А потребитель стал очень разборчив, хотя при этом готов платить за качество. Но к российскому производителю требования гораздо выше, чем к итальянскому, — причём и по качеству, и по цене».

Подобные истории, рассказывающие о том, как сегодня осетинские бизнесмены пытаются заново поднять когда-то развитые сферы республиканской экономики, есть в разных отраслях. Например, владикавказское ООО «Сплав» работает с 2008 года, предлагая полный цикл производства сплавов, а также выпуская ножи и пластины для металлорежущего и деревообрабатывающего инструмента. Как рассказывает директор предприятия Мурат Дигуров, основное конкурентное преимущество предприятия — технология переработки вторсырья, которая позволяет значительно экономить. Это уже позволило «Сплаву» разработать специальный резец для горнопроходческой машины, который стоит почти вдвое дешевле, чем у ближайшего конкурента, и заключить контракт с крупным подрядчиком, работающим на реконструкции знаменитого Рокского тоннеля, связывающего Северную Осетию с Южной. Работы здесь продлятся до 2017 года, в результате пропускная способность тоннеля вырастет вдвое.

За последний квартал «Сплав» продал около 2 тысяч резцов, а новый контракт может обеспечить 5 тысяч в месяц — это требует расширения производства, развития сырьевой базы. Компания подготовила бизнес-проект — требуется всего 30 млн рублей. Но имеющееся оборудование для банков неликвидное, поскольку слишком специализированное. Это очень узкая ниша, в которой, как говорит Мурат Дигуров, все друг друга знают — от Владивостока до Армении. Выход для предприятия — медленно расти за счёт прибыли.

Безусловно, одна из традиционных сфер республики — это туризм, и сегодня идёт подготовка к выводу отрасли на новый уровень. «Якорный» проект — горнолыжный курорт Мамисон, инфраструктура для которого — газопровод, линии электропередач, мостовые переходы и т.д. — сегодня создаётся за счёт средств ФЦП «Юг России». Посетивший недавно площадку будущего курорта председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов отметил, что по своим высотным и эстетическим характеристикам, по степени  транспортной доступности Мамисон имеет шансы стать одним из лучших курортов в мире: «Самое главное, что за время формирования инфраструктуры здесь ничего не испорчено — это хорошо.  Значит, мы должны сделать курорт такого уровня, который будет актуальным в ближайшие 15-20 лет». В республиканском минэкономики говорят, что уже подано более 60 заявок от инвесторов, которые хотели бы реализовать на площадках Мамисона свои проекты.

Владикавказ открывает потребление

Принято считать, что жители Северной Осетии — любители хорошо покушать, с шиком одеться и отдохнуть. В нынешнем Владикавказе в этом легко убедиться — по представленности брендов одежды и обуви, по уровню и плотности заведений общепита. Здесь нужно напомнить, что на Северном Кавказе, по большому счёту, не было настоящего потребительского бума — того, который прокатился по крупным и средним городам России в первой половине нулевых вместе с валом новых предложений по потребительскому кредитованию. Во многом поэтому города Северного Кавказа, как правило, до сих не рассматриваются с точки зрения своего потребительского потенциала — и напрасно.

Торговля, общепит сегодня — главные локомотивы развития нынешнего Владикавказа. Вообще, при первом же взгляде видно, как много строится деловой инфраструктуры — несколько торговых центров, кафе, бизнес-центры и гостиницы. Строительство жилья пока не массовое. Но, проезжая новый, ещё не введённый в эксплуатацию коттеджный городок «Вишнёвый сад», а также большие и почти законченные жилые комплексы в микрорайоне БАМ, понимаешь, что как только это всё будет сдано, статистика по вводу жилья в эксплуатацию резко скакнёт. Потребление толкает торговую инфраструктуру, формирует потребности в жилье, создаёт спрос на строительство, покупка квартир предполагает их обустройство — такова логика потребления, которая в Северной Осетии уже запущена.

Здесь всё больше узнаваемых брендов и сетей — «М.видео», «Спортмастер», «Эльдорадо», «Поиск», Virbac, «Магнит» (который вошёл с форматом не только дискаунтеров, но и гипермаркета). Заместитель министра экономического развития республики Александр Кокоев признаётся, что ведёт переговоры с сетями гипермаркетов «О`кей» и «Ашан». Поднимаю голову, проходя улицей Горького, и удивляюсь, когда вижу на одном пятачке магазины Salamander и Strellson, а также сразу несколько ресторанов вполне европейского уровня. В городе успели сформироваться две местные сети общепита, открывающие концептуальные заведения под разными брендами, — «Меркада» и «Премьер Крю». Каждая из них уже открыла по семь-восемь заведений — этот факт как-то меняет представление о якобы бедном Кавказе, который «хватит кормить». Дополнительный фактор, влияющий на привлекательность для торговцев, — расположение во Владикавказе 58-й армии и ряда других войсковых соединений. Безусловно, существенная часть постоянных военнослужащих живёт здесь с семьями и имеет возросший в последние годы средний уровень дохода.

Фабрика «Рокос» производит мебель из ценных пород дерева на площадке бывшего советского гиганта. Способность компании расти зависит прежде всего от стабильности сырьевой базы. Но и сейчас предприятие прибавляет по 30% в год yug_226_127.jpg
Фабрика «Рокос» производит мебель из ценных пород дерева на площадке бывшего советского гиганта. Способность компании расти зависит прежде всего от стабильности сырьевой базы. Но и сейчас предприятие прибавляет по 30% в год

Рост потребления формирует и предприятия, которые растут на этом спросе. Группа компаний «Владопторг» долгое время специализировалась на поставке пищевых ингредиентов, но в какой-то момент собственник предприятия открыл кондитерский цех и магазин под брендом «Априори». Как рассказывает гендиректор группы Вадим Джериев, цех открывали как бы «для себя», поэтому на ингредиентах принципиально не экономили: если рецепт предполагал использование сливочного масла, то заменителей для него никто не искал. Было приобретено уникальное оборудование на 2 млн долларов — например, печи с каменной жаровней.

Магазин стал популярен, компания начала развивать сеть. Последние месяцы кондитерка показывает рост выручки по 10-15% в месяц — за год обороты как минимум удваиваются. Общая выручка группы — около 300 млн рублей, на кондитерский цех приходится около 40%. Хозяин уже строит новый кондитерский завод, который будет запущен в 2013 году, одновременно открываются склады и представительства в Ессентуках, Ставрополе, других городах СКФО. Ориентация на рынок Северного Кавказа — принципиальная: велик неудовлетворённый спрос. Для «Априори» СКФО — это прежде всего потребительский рынок, и Владикавказ, расположенный чуть ли не в самом центре округа, выгоднее всего выглядит с точки зрения логистики. Как только потребительский рынок СКФО выйдет на более заметные показатели, это естественное преимущество Северной Осетии нельзя будет не разглядеть.

Собственные инструменты поддержки

Самая большая проблема республики — финансирование инвестпроектов. На сегодняшний день лишь компания «Прогресс» со своим проектом по увеличению объёмов производства кубовидного щебня приблизилась к получению государственной гарантии РФ по кредиту на его реализацию. Тем не менее, в местном министерстве экономики признают, что крупные проекты имеют целый ряд возможностей, которыми не обладают средние — каковых большинство.

Минэкономики сегодня разрабатывает всё новые меры поддержки бизнеса. Как рассказывает Александр Кокоев, в 2010 году в закон об инвестиционной деятельности республики было внесено понятие «приоритетного инвестиционного проекта». Таким статусом правительство Северной Осетии наделяет проекты на основании решения рассматривающей заявки межведомственной комиссии. Проект должен стоить не менее 20 млн рублей, обладать бюджетной эффективностью, создавать новые рабочие места — и он не должен наносить вреда окружающей среде.

Предприятие, получившее для своего проекта статус приоритетного, может рассчитывать на господдержку. Сейчас планируется укоротить цепочку — создаётся механизм, при котором получение статуса приоритетного проекта автоматически наделяет инвестора тем или иным видом государственной поддержки. В частности, республика предоставляет инвесторам субсидирование процентной ставки по кредитам, привлечённым для реализации проектов, а также субсидирование части понесённых при этом затрат. Идёт согласование с федеральным Минфином регионального законопроекта, который позволит давать инвесторам льготы по региональной части налога на прибыль и налогу на имущество.

Но главными инструментами гос­поддержки в республике являются собственные структуры, которые могут вкладываться в разработку проектов и поддерживать стартапы. Эти функции поделят между собой уже созданное Агентство инвестиционного развития республики и создаваемая Корпорация развития Северной Осетии (см. подробнее интервью на стр. 122). Важный фактор — и молодая команда экономического блока, работающая гибко и нацеленная на результат.

Один из приоритетов этой команды — работа с влиятельными выходцами из Северной Осетии. Действительно, сегодня республике активно помогают деятели российского бизнеса и культуры, связанные с Осетией своим происхождением, — пожалуй, в работе с местными уроженцами этот кавказский регион продвинулся дальше всех. Основатель компании «Балтика», бывший глава «Олимпстроя» Таймураз Боллоев построил «Гранд-отель» в центре Владикавказа. Маэстро Валерий Гергиев взялся за музыкальный культурный центр. Родившийся в Южной Осетии владелец компании «Евродон» Вадим Ванеев, главный производитель индюшиного мяса в России, разрабатывает с местными партнёрами проект крупного птицекомплекса. Выходцев из республики планируется привлечь в качестве акционеров Корпорации развития Северной Осетии — это работа, которая на деле лучше всего убеждает внешних наблюдателей в том, что среда комфортна для инвестиций: если свои не боятся вкладывать, значит, и чужим уже есть о чём подумать.

Инвестиционная привлекательность культуры

Когда начался кризис, мы писали о том, что регионы стали работать над своими стратегиями позиционирования. До этого момента стратегии развития, как правило, оставались чисто бумажными — теперь же оказались нужны действенные инструменты, которые позволят инвесторам, глядящим на регион извне, отличать субъекты федерации друг от друга.

Северная Осетия формулу позиционирования нашла в прошлом году — «регион, комфортный для проживания». Безусловно, многие регионы хотели бы видеть себя таким образом, но в СКФО эта стратегия обретает особое значение — здесь не так много претендентов конкурировать за право называться самой комфортной территорией. В то же время Осетия вкладывает в этот тезис не только деловую, но и культурную составляющую.

Если взглянуть на карту мира до Великого переселения народов, начавшегося в IV веке, то можно видеть, что территорию от Северного Кавказа до Приазовья на ней занимают аланы, позже закрепившиеся в Предкавказье. В Северной Осетии прекрасно помнят это великое прошлое, читаемое до сих пор в таких привычных русских названиях, как, например, «Дон» — по-осетински это слово значит «вода». Республика справедливо видит себя культурно-этнографическим центром Северного Кавказа — и намерена укрепляться в этом статусе. Здесь намечены реконструкция и развитие Национального музея республики, а также создание Кавказского центра современного искусства. Во Владикавказе уже идёт строительство Кавказского музыкального культурного центра имени Валерия Гергиева — художественного руководителя Мариинского театра, выдающегося дирижера и выходца из Осетии. К разработке проекта культурного центра был привлечён архитектор с мировым именем — Норман Фостер.

А ещё в республике находятся старейший на Северном Кавказе Русский драматический театр имени Евгения Вахтангова, открытый в 1871 году, Северо-Осетинский государственный драматический театр, Государственный театр оперы и балета, Государственная филармония. Сегодня для Северной Осетии культура — такая же перспективная сфера для привлечения инвестиций, как и промышленность, и это дорогого стоит. Для многих городов Северного Кавказа обычным делом является отсутствие собственно городской жизни — потому что среда, городской образ жизни, предполагающий новый уровень социальной и культурной активности, не возникает сама собой. Владикавказ сегодня прилагает очевидные усилия для развития этой среды.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама