Рост в агрессивной среде

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
Крупнейший производитель углеграфитов в стране группа «Энергопром», в состав которой входят Новочеркасский электродный завод и его «дочка» «Донкарб Графит», принял стратегию развития на 2011–2015 годы, в рамках которой предприятия холдинга пройдут масштабную модернизацию

Фото предоставлено компанией

Группа «Энергопром», ведущий российский производитель углеграфитов, долгое время была одной из самых закрытых структур отечественной промышленности. Слово «углеграфиты» тоже известно немногим. Поскольку таких предприятий в стране всегда было мало, а уж крупных и вовсе не существовало, «Энергопром» стал первым и единственным гигантом отрасли. Кроме того, сама углеграфитовая продукция применяется в достаточно закрытых отраслях — оборонной промышленности, атомной энергетике, чёрной металлургии, добыче алюминия. Ключевая сфера применения изделий из графита — различные агрессивные среды. Например, их используют для изготовления плавильных тиглей, футеровочных плит, анодов и прочих нагревательных элементов, так как углеграфит хорошо переносит высокую температуру. А химическая стойкость графита позволяет применять его для получения ряда металлов.

Спрос на углеграфитовую продукцию быстро растёт. Согласно информации УК «ФИНАМ Менеджмент», в России в 2011 году её было выпущено 100,4 тысячи тонн, а только за первые три месяца нынешнего года — 128,4 тысячи тонн электродов и прочих изделий из графита и других видов углерода. По словам директора по производству и техническому развитию группы «Энергопром» Сергея Ульянченко, в дальнейшем мировой рынок углеграфитов будет ежегодно расти, в ряде сегментов — на 20%. Чтобы упрочить свои позиции на этом быстроразвивающемся рынке, «Энергопром» принял стратегию на 2011–2015 годы, в рамках которой холдинг планирует потратить на модернизацию заводов, строительство и приобретение новых мощностей 122 млн долларов и заработать — путём выхода на биржу.

Основы правильного управления

С какими показателями компания завершила первый год реализации новой стратегии?

— В прошлом году выручка группы «Энергопром» по МСФО выросла на 5,7 процента по сравнению с 2010 годом — до 370 миллионов долларов. Чистая прибыль увеличилась на 21 процент и составила 36,4 миллиона долларов, в основном как раз за счёт реализации программы по повышению эффективности деятельности предприятий компании.

В апреле компания объявила о выходе на биржу. Именно поэтому в 2011 году была принята новая стратегия развития предприятия?

— Стратегия — не результат решения о выходе на биржу, а IPO — элемент нашей стратегии до 2015 года. Это логичный этап развития компании, тем более что наши конкуренты уже на рынке. Мы всё запланировали в рамках программы на 2011-2015 годы. А уже точные параметры размещения будут прорабатываться с учётом ситуации на рынке и в соответствии с интересами компании. Возможные структурные преобразования «Энергопрома» станут понятны только после определения сроков осуществления IPO.

В программе сказано, что до 2015 года вы намерены нарастить выручку в два раза. За счёт чего?

— Достижению этой цели будет способствовать специализация заводов на производстве отдельных видов продукции, а также выход на новые рынки за счёт разработки и продвижения новых изделий на основе углерода и графита. Специализация помогла, ожидания оправдались, сегодня мы порядка 50 процентов продукции отправляем за рубеж, в дальнейшем объём экспорта будет только расти.

Что вам даст специализация?

— Специализация — это основа правильного управления, базисный, научный подход. Предприятие должно быть специализированным. Хотя раньше было не так. В России работали несколько заводов, которые стремились иметь свой диверсифицированный портфель заказов, чтобы в случае провала в одной из отраслей можно было закрыть риски, переключив производство на другие продукты. Соответственно, на одном заводе производились и графитированные электроды, и катодные блоки, и различные массы на основе углерода. Когда же все заводы были объединены в рамках группы, необходимость в диверсификации на каждом предприятии отпала. Специализация позволит нам снизить издержки. Потому что нет необходимости держать большие склады по каждому виду сырья, можно организовать прямые поставки конкретного вида сырья и оборудования на каждый завод, а в результате повысить эффективность капитальных вложений. Кроме того, специализация даёт возможность формировать дифференцированную клиентскую базу, выходить на новые рынки. В конечном итоге, мы можем больше внимания уделять технологиям и качеству продукции, то есть на те же деньги получим гораздо большую отдачу.

О каких новых рынках идёт речь?

— На протяжении многих лет мы присутствовали на многих рынках, но зачастую это осуществлялось посредством продаж через агентов. Сегодня же мы развиваем новую стратегию продаж, на данный момент у нас уже открыт офис в Германии, ориентированный на Западную Европу. В октябре — ноябре откроем представительство в Китае, поскольку это большой рынок, где мы очень конкурентоспособны. В дальнейшем у нас запланировано открытие представительств в ведущих странах Южной и Северной Америки, Среднего Востока.

Курс на обновление

Каков вклад южных предприятий «Энергопрома» в общую прибыль группы?

— Новочеркасский электродный завод и «Донкарб Графит» вместе дают порядка 48 процентов нашей выручки. При этом НЭЗу отводится роль производителя наиболее высокомаржинальной продукции — углеграфитовых электродов высоких классов. «Донкарб Графит», в свою очередь, специализируется на наукоёмкой продукции, которая тоже играет важнейшую роль в нашем продуктовом портфеле. И эта роль в ближайшие годы будет лишь усиливаться.

Какие преобразования вы планируете осуществить на южных предприятиях в ходе реализации стратегии на 2011–2015 годы?

— Начнём с НЭЗа. Здесь мы намерены провести масштабную модернизацию. Часть этой работы уже проделана: в позапрошлом году были установлены высокотехнологичные смесители, что позволило повысить качество продукции. Следующим этапом будет расширение мощностей по пекопропитке (пропитка при помощи пека — остатка от перегонки дёгтя и пиролиза нефтяной смолы. — «Эксперт ЮГ»). Они позволят повысить долю наукоёмкой и высокомаржинальной продукции, в частности, графитированных электродов марки UHP, которые применяются в сверхмощных печах. В августе 2012 года мы получили оборудование немецкой фирмы «Вассмер» по механической обработке электродов. В ноябре пройдут опытно-промышленные испытания этой линии механической обработки. Благодаря новой технике мы сможем расширять производство, повышать качество продукции. Мы будем продолжать строить печи прямой графитации — у нас их уже много, но поскольку они позволяют значительно снизить себестоимость и повысить качество продукции, мы хотим довести их количество до максимума, заменив энергоёмкие печи графитации предыдущего поколения. Кроме того, для производственных целей был заключён контракт с немецкой фирмой «Ридгаммер» на поставку автоматизированных печей повторного обжига электродной продукции нового поколения. Первую печь мы получим уже в начале 2013 года, затем будут поставлены ещё две.

Как все эти мероприятия повысят производительность НЭЗа?

— На тонну выпускаемой продукции расход электроэнергии снизится на 40 процентов, а расход коксового ореха и мелочи уменьшится в несколько раз. Соответственно, мы сможем снизить стоимость продукции на 250–300 долларов за тонну. При этом новое оборудование позволит существенно увеличить объёмы производства высокомаржинальной продукции. К 2015 году мы планируем ежегодно выпускать уже 45 тысяч тонн электродов марок UHP и HP, тогда как сейчас выпускается около 36 тысяч. Конечно, у нас останутся и электроды рядовых марок, но наша основная цель — именно нарастить долю более наукоёмкой продукции, рассчитанной на самые мощные печи. Если говорить о текущих переменах в денежном выражении — в 2011 году выручка НЭЗа без НДС составила 182 миллиона долларов, в этом году мы ожидаем роста выручки не менее чем на 12 процентов, а чистой прибыли — на 7,6 процента.

Как будет финансироваться программа модернизации НЭЗа?

— НЭЗ получит 44 миллиона долларов до 2015 года включительно, это собственные средства компании. Конечно, по отдельным проектам на других заводах мы будем привлекать проектное финансирование, но новочеркасское подразделение модернизируем за счёт своей прибыли. НЭЗ — один из ведущих производителей графитированных электродов в Восточной Европе, это основа нашего продуктового портфеля, наиболее дорогостоящая продукция, поэтому развитие завода — одна из ключевых задач «Энергопрома».

Какой сценарий предусмотрен для «Донкарб Графита»?

— В рамках этого подразделения намечена реализация масштабного проекта по выпуску изостатического графита, уже проведены первые мероприятия по подбору оборудования, мы приступили к строительству производственного участка. Предварительная стоимость проекта составляет чуть больше 750 миллионов рублей, одобрен банковский кредит. Но освоение этого направления имеет большие перспективы, этот рынок, по нашим прогнозам, будет расти серьёзными темпами — от 20 процентов в год, рост генерируют бурно развивающиеся отрасли — машиностроение, химическая и оборонная промышленность. На «Донкарб Графите» мы планируем развивать новые продукты и улучшать позиции в тех сегментах, в которых уже работаем, — например, будем совершенствовать токоприёмники для электровозов, городского электротранспорта; на этот рынок придут новые компании, так что надо усиливаться.

Собственно, «Донкарб Графит» как раз и создавался в 2008 году, чтобы выйти на эти рынки; они и тогда показывали хорошую динамику?

— Да, продукция, которую выпускает «Донкарб Графит», уже много лет очень востребованна. Высокий уровень развития машиностроения во всём мире открывает хорошие перспективы для спецграфитов. Открытие отдельного подразделения было логичной реакцией на возросшую конкуренцию в этом сегменте. Ведь раньше подразделения по выпуску спецграфитовых изделий входили в состав всех наших заводов, но поскольку это была побочная продукция, мы не могли объединить усилия, научных работников, работу с институтами и так далее. Между тем, у наших конкурентов такие производства были очень прибыльными, и мы решили войти в рынок и активно развивать данное направление. Поэтому собрали команду, которая у нас была разбросана по подразделениям, и стали совместно со специализированным институтом развивать новое наукоёмкое предприятие — «Донкарб Графит». В России нашими клиентами являются такие мощные компании, как РЖД и «Газпром».

А какой путь развития мирового рынка углеграфитов кажется вам наиболее вероятным?

— Если говорить в целом, то уровень потребления углеграфитов, конечно, продолжит расти. Отдельно хочу сказать о чёрной металлургии: по всем прогнозам, производство стали будет расти именно в сегменте стали, полученной в электродуговых печах. Это как раз тот сектор, где может быть применена продукция наших предприятий. Вообще, по нашим оценкам и согласно ряду исследований, мировое производство углеграфитов будет быстро расти до 2020 года; только рынок стали ежегодно станет прирастать на семь процентов, а сектор электростали увеличится с 2011 по 2020 год вдвое. Насколько всё это оправдается, трудно говорить. Но сегодня в России и СНГ реализуется несколько проектов по строительству электросталеплавильных мощностей; потенциал роста высок как в мировом масштабе, так и в масштабе страны.             

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Реклама