Транспорт проявляется на мониторах

Спецвыпуск
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Юг» №38-39 (228)
Сегодня чуть более 10% всего коммерческого и государственного автотранспорта оснащено системами мониторинга. Этот рынок бурно растёт и отличается тем, что ключевыми игроками на нём выступают российские производители и региональные интеграторы

Рисунок: Дмитрий Горунов

По состоянию на 2010 год российский рынок навигационных устройств занимал не более 1% от мирового объёма продаж. И если рынок персональных устройств навигации сложился и даже готов падать, то оснащение соответствующим оборудованием коммерческого, пассажирского и транспорта госслужб, по сути дела, только начинается. У прогресса этого рынка — сразу несколько двигателей. Во-первых, растёт автопарк: по прогнозам Минпромторга России, в 2013 году объём продаж автобусов составит порядка 18 тысяч штук, грузовых автомобилей — около 120 тысяч штук, лёгких коммерческих автомобилей — около 200 тысяч штук. Во-вторых, государство настойчиво закрепляет на законодательном уровне обязанность использовать оборудование для мониторинга на базе чипов ГЛОНАСС. В рамках госпроектов ГЛОНАСС-модулями постепенно оснащаются пассажирский транспорт, автомобили коммунальных служб, служб быстрого реагирования, школьные автобусы и так далее. Кроме того, многие коммерческие компании, специализирующиеся на выполнении гос­подрядов, например, на строительство и ремонт дорог, могут претендовать на участие в тендерах только в том случае, если их транспорт оснащён ГЛОНАСС-оборудованием. Наконец, в-третьих, региональные интеграторы главным драйвером по крайней мере первой фазы развития этого рынка называют компании малого и среднего бизнеса, которые раньше всех почувствовали эффективность от таких внедрений.

Стратегический мониторинг

Особенность отечественного рынка систем спутникового мониторинга состоит в том, что на нём параллельно используются две технологии: американская GPS, которая распространяется в подавляющем большинстве пользовательских устройств (GPS-навигаторах, мобильных телефонах и т. п.), и отечественная ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Хотя массовым тиражом это слово разошлось только в 2009 году, когда был принят закон «О навигационной деятельности», сама система имеет более чем двадцатилетнюю историю. Разумеется, она начиналась как проект «оборонки» и, естественно, её внедрение в коммерческую эксплуатацию сопровождается большим скепсисом.

Принятый закон обязал оснащать ГЛОНАСС-модулями (или, точнее, модулями, работающими по двойному стандарту, ГЛОНАСС/GPS), помимо стратегических объектов, ещё и автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, а также приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ. Но на момент его принятия эффективного оборудования в должном количестве никто не выпускал. Первые опытные образцы ГЛОНАСС-оборудования, в сравнении с GPS-конкурентами, обладали просто-таки гротескными размерами, а уровень энергопотребления в автономном режиме работы (не будучи подключённым, например, к автомобильному аккумулятору) мог отличаться в десять раз.

Но законодательно закреплённое отсутствие альтернативы вынудило крупнейших отечественных производителей оперативно улучшать параметры устройств, и если три года назад первые ГЛОНАСС/GPS-проекты были скорее GPS, чем ГЛОНАСС, то теперь отечественная система навигации становится вполне действующей и конкурентоспособной.

Первые модули ГЛОНАСС/GPS действительно сильно уступали по энергопотреблению, размерам, цене и, самое главное, по качеству приёма проверенным модулям американских и европейских производителей, вспоминает Аслан Меремкулов, генеральный директор новочеркасского ООО «Альтаир», специализирующегося на разработке программно-аппаратных комплексов на основе ГЛОНАСС/GPS-телеметрии. Компания провела испытания новых ГЛОНАСС/GPS-модулей «Геос-3М» (Россия), NV08C(Россия), НАВИА ML8088 (Россия), MGGS2217 (Корея). «Все они продемонстрировали сравнимые показатели по энергопотреблению и размерам с GPS-модулями SiRFstar III и МТК, а по качеству приёма даже опережают их. Два из протестированных новых модулей имеют обязательный сертификат как средство измерения: только они и предыдущие, устаревшие, модели ГЛОНАСС/GPS могут устанавливаться на транспортные средства госучреждений», — рассказывает г-н Меремкулов об актуальных событиях в истории ГЛОНАСС.

Несмотря на все «но» проекта ГЛОНАСС, большинство из тех, кого он затронул, всё же склонны признавать, что национальная спутниковая система такой стране, как Россия, и впрямь нужна. Было бы не совсем правильно ставить в зависимость от системы GPS, развёрнутой, по сути, министерством обороны США, государственные объекты в количестве сотен тысяч единиц. Юрий Кравчик, директор компании «Интерра», официального южного дилера отечественного производителя «Русские навигационные технологии», говорит, что задача по разворачиванию собственной спутниковой системы была поставлена вовремя. «Наше отставание становилось существенным, мы успели вскочить в уже отходящий поезд, — поясняет г-н Кравчик. — Да, ГЛОНАСС лоббируется на законодательном уровне, и это может вызывать недовольство, но все эти инициативы направлены исключительно на гостранспорт или пассажирские перевозки. Если ты хочешь перевозить пассажиров или заниматься господрядами, ты несёшь определённую ответственность и обязан соблюдать определённые требования безопасности. Коммерческим структурам ГЛОНАСС никто не навязывает».

В конце концов, таким образом развивается и российский рынок оборудования, причём сегмент, который смело можно причислять к высокотехнологичному. Крупнейшие поставщики на рынке — компании «М2М Телематика», входящая в АФК «Система», и «Русские навигационные технологии», выпускающие продукцию под маркой «Авто­Трекер». Аслан Меремкулов, перечисляя основных игроков рынка, говорит, что заметных производителей систем мониторинга транспорта в России порядка 40. Их география широка. «В Петербурге это “Скаут” и “Форт-Телеком”, в Челябинске — “АвтоГРАФ”, в Перми —“ГалилеоСкай”. Здесь, на Юге, мы, возможно, единственная компания, которая производит полный комплекс системы мониторинга транспорта», — считает г-н Меремкулов.

Спутники рынка навигации

На региональном уровне количественные показатели роста рынка лучше всего прослеживаются по данным локальных подразделений телекоммуникационных операторов. Данные интеграторов оборудования для мониторинга, как правило, закрыты, либо же их статистика предоставляется совокупно по всей стране. Передача данных с модулей, установленных на автотранспорте, осуществляется обычно по каналу GSM, так что интеграция такого проекта подразумевает сотрудничество и с интегратором-поставщиком, и с оператором сотовой связи. Как отмечает Сергей Ласкавый, директор компании МТС на юге России, мониторинг транспорта на основе М2М-технологий сегодня является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих направлений в сегменте B2B. «За последние три года потребление корпоративными клиентами МТС навигационных сервисов на основе М2М ежегодно увеличивалось в среднем в пять раз. На юге России уже более 400 компаний используют в своей работе подобные технологии», — говорит г-н Ласкавый.

По оценкам Светланы Кострицыной, директора по корпоративному бизнесу Южного и Северо-Кавказского региона ОАО «ВымпелКом», средний прирост пользователей услуги «Автомониторинг» за последние полгода составил порядка 170%, и компания планирует сохранять такой темп и дальше. «С уверенностью можно сказать, что рынок услуг мониторинга транспорта ещё далеко не сформирован и продолжит активно расти в ближайшие годы, предлагая клиентам новые технологии решений», — считает г-жа Кострицына. Ольга Игошкина, директор департамента по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО «МегаФон», тоже подтверждает существенный рост объёмов потребления услуг передачи данных среди клиентов бизнес-сегмента и госсектора: в 2011 году он составил более 50%. «Значительную часть этого прироста обеспечили проекты M2M. В 2012 году мы прогнозируем ещё более высокий прирост клиентов в сегменте М2М за счёт государственных организаций. Всё больше компаний и организаций стараются оптимизировать свои расходы, улучшить логистику, снизить экономические риски благодаря использованию навигационных устройств», — говорит г-жа Игошкина.

Телематическое направление операторы связи в целом единогласно признают драйвером корпоративного сегмента беспроводной связи. Как поясняет Сергей Ласкавый, по разным оценкам, на сегодняшний день навигационными сервисами оснащено порядка 3–6% корпоративного автотранспорта. Развивать это направление операторам точно проще, чем, например, корпоративную сотовую связь. Последняя ощутимо востребована только у крупных и средних предприятий, и рынок близок к насыщению. А экономическую эффективность от систем мониторинга можно подсчитать, даже если автопарк владельца насчитывает менее десятка автомобилей. Разумеется, развитие этого направления будет идти активнее.

Госзаказ не сладок

Крупнейшим заказчиком оборудования для мониторинга транспорта является государство. Сразу после выхода закона «О навигационной деятельности» предполагалось, что только установка систем навигации на технику Министерства обороны обойдётся в 9,5 млрд рублей. Другим государственным структурам планировалось выделить 46 тысяч комплектов навигационного оборудования, расходы на установку которых оценивались в 3,5 млрд рублей. На макрорегиональном уровне госзаказчики тоже составляют существенную часть объёма. Например, 36% в клиентском портфеле сегмента «Бизнес» у «Билайна» — это компании госсектора; следующие по объёму, промышленники, составляют 24%. Клиентский портфель «МегаФона» на Северном Кавказе на 20% состоит из госзаказчиков, у МТС это 10%.

Однако с точки зрения региональных интеграторов проектов по установке оборудования для мониторинга госструктуры не выглядят таким уж выгодным заказчиком. По крайней мере, опрошенные специалисты не стали называть их драйверами роста объёма бизнеса. Юрий Кравчик говорит, что во время участия в тендерах на госзаказы конкуренция между интеграторами настолько остра, что цена выполнения может опуститься в несколько раз — и компании берутся выполнять заказ себе в убыток. Он привёл в пример даже случай, когда стоимость выполнения дошла до отрицательной. Начальная цена проекта составляла около 2 млн рублей, но компания, которая выиграла тендер на выполнение подряда в одном из регионов, ещё и заплатила за проделанную работу 370 рублей. Аслан Меремкулов убеждён, что в госзаказах может присутствовать и фактор коррупциогенности: некоторые тендеры, по его мнению, «заточены» под определённых поставщиков. «Услуги мониторинга для госсектора фактически оказываются монополизированными двумя московскими игроками. Заказчики могут в тендерах указывать какие-то уникальные особенности оборудования, которые не всегда обусловлены их потребностями в автоматизации», — сетует г-н Меремкулов. Стремление интеграторов закрепиться в госзаказе Юрий Кравчик объясняет тем, что подобные проекты требуют дальнейшего обслуживания и поддержки систем в актуальном состоянии. Ради стабильного заработка на абонентском обслуживании в течение, возможно, многих лет, поставщики готовы и заплатить.

Более перспективным вариантом игрокам отрасли видится выполнение непрямого госзаказа, сотрудничество с господрядчиками. Юрий Кравчик говорит о том, что в последние два года «Интерра» осуществила большой объём поставок компаниям, которые занимаются строительством, ремонтом и содержанием дорог, выполняя госзаказы. Такие подрядчики обязаны оснащать технику оборудованием мониторинга. Николай Селезнёв из компании «Дорспецстрой» поясняет, что участник конкурса по зимнему и летнему содержанию и строительству дорог может претендовать на выполнение заказа только в том случае, если на его технике установлено ГЛОНАСС-оборудование. «Системой мониторинга транспорта был оборудован весь автопарк предприятия, включая подразделения. — рассказывает г-н Селезнёв. На сегодняшний день она полностью оправдала возложенные на неё ожидания. Мы не только наблюдаем точное местонахождение техники и продолжительность работ, что позволяет формировать необходимую отчётность, но и получаем высокую эффективность».

Такие заказы действительно позволили интеграторам ГЛОНАСС-оборудования ускориться в развитии: г-н Кравчик, перечисляя проекты по выполнению непрямого госзаказа, называет сотрудничество с компаниями «Дорспецстрой», «Донавтодорстрой», «Ростовавтодорстрой», «Донаэродорстрой», более 90% ДРСУ области. Он считает, что таким организациям простимулированное государством внедрение систем мониторинга очень выгодно, поскольку позволяет получить просчитываемую эффективность использования топливного и временно́го ресурса.

Малые были первыми

Многие рынки высокотехнологичных решений развиваются от больших к малым: сперва эти решения доступны только крупным компаниям (например, интернет-сайты, программные модули управления отношениями с клиентами и т. п.), а со временем технологии обкатываются, их производство становится шаблонным, стоимость решений снижается и оказывается доступной среднему и малому бизнесу.

А вот системы мониторинга первыми «распробовали» как раз малые предприятия. Это объясняется изначально невысокой стоимостью внедрения (установка GPS-модуля на один автомобиль может составлять порядка 10 тысяч рублей) и хорошей просчитываемостью эффекта от этой установки. Как отмечает Сергей Ласкавый, экономическая эффективность от внедрения навигационных сервисов достигает 40% за счёт сокращения топливных и амортизационных издержек, оптимизации человеческих ресурсов при выполнении задач по сбору и учёту данных. «Кроме того, системы мониторинга помогают повысить безопасность транспортировок, сохранить качество перевозимого груза», — перечисляет г-н Ласкавый.

Юрий Кравчик, впрочем, говорит, что на момент приобретения решения по мониторингу транспорта около трети собственников бизнеса не имеют экономического обоснования для покупки. Стоимость внедрения позволяет многим делать его просто для того, чтобы, что называется, «быть в тренде»: сама идея мониторинга, благодаря пиару той же ГЛОНАСС, широко распространена. Однако интегратор заверяет, что в его же интересах это обоснование для собственника всё же предоставить и показать эффективность решения, чтобы он впоследствии не отнёсся к новому оборудованию как к игрушке, которая оказалась не нужна, а поддерживал систему в актуальном состоянии и расширял её функционал. «К примеру, — рассказывает г-н Кравчик, — у нас накопился большой опыт сотрудничества с компаниями, работающими в сфере доставки бутилированной воды. Мы точно знаем, что после внедрения системы мониторинга расходы на содержание автопарка почти сразу снизятся на четверть — и это как минимум. Мы формулируем эти цели ещё до внедрения — и собственники видят, какие конкретно задачи выполняют системы мониторинга». Малый бизнес, обладая большой гибкостью в принятии решений и возможностью осуществлять их поэтапно, уже несколько лет назад начал оснащать свой транспорт навигационным оборудованием.

А вот крупные региональные компании, по наблюдениям г-на Кравчика, к этому приходят только сейчас. Как говорит Светлана Кострицына, в данный момент телематические услуги высоко востребованы у компаний, работающих в сфере энергетики, и таких предприятий, как ставропольское ЗАО «Мирком», занимающееся разработкой и внедрением систем учёта электроэнергии для холдинга «МРСК Юга» (телематика подразумевает передачу данных не только с автотранспортных средств, но и с приборов учёта). Неизменным драйвером сегмента является и олимпийская стройка: компания МТС реализовала проект мониторинга передвижения техники, задействованной на строительстве олимпийских объектов. «Только за последние полгода количество сим-карт МТС, установленных в ГЛОНАСС-навигаторах строительной техники Сочи, выросло более чем в три раза. Одной из основных компаний-интеграторов проекта выступает ООО “Навигатор-Юг”, сегодня обеспечивающее мониторинг почти 1600 единиц спецтранспорта Сочи с использованием наших сим-карт», — рассказывает Сергей Ласкавый.

Юрий Кравчик полагает, что ещё два-три года рынок будет переживать стадию бурного роста, и периодически на нём станут появляться новые игроки, проявляющие любопытство к перспективного направлению. Бо́льшая часть из них сойдут с дистанции, поскольку не сумеют эффективно совершать продажи, демонстрируя заказчикам выгоду от внедрения. Дальнейшее же будущее систем мониторинга — в углублении имеющихся решений, интегрировании их в системы бухгалтерского учёта компаний, CRM и ERP-модули и системы бизнес-аналитики.                            

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №38-39 (228) 24 сентября 2012
    Рынок зерна
    Содержание:
    Мал колосок, да дорог

    Показатели по сбору зерновых на Юге в этом году оказались невысокими — прежде всего из-за плохих погодных условий. Потери производителей частично компенсируются из региональных бюджетов, частично — за счёт стабильно высокой цены на зерно. Нынешний уровень цен на пшеницу делает внутренний рынок для ряда игроков даже более интересным, чем внешний. Однако экспортная торговля хлебом продолжается, хотя у её операторов есть опасения, что власти вновь могут ввести зерновое эмбарго

    Реклама