Узкое место широкой полосы

Спецвыпуск
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Юг» №38-39 (228)
Объём потребляемого интернет-трафика ежегодно растёт в несколько раз. Увеличение скоростей передачи данных влечёт за собой экспоненциальное увеличение потребления трафика. Пока операторы справляются тем, что ограничивают аппетиты пользователей тарифами, впереди — техническое переоснащение

В рамках недавней встречи с журналистами несколько руководителей компании МТС высказались по наиболее острым вопросам управления ростом потребления мобильного трафика, отметив, в частности, что небольшое число наиболее активных абонентов потребляют подавляющую часть мобильного трафика. Безлимитные тарифы ведут к диспропорции в использовании каналов связи сети: из-за загрузки, которую обеспечивают «безлимитники», большая часть абонентов оказывается ограничена в возможностях использования мобильного интернета. Возможно, это не волновало бы компании, если бы не влияло на эффективность их работы: при необходимости многократно наращивать мощности сети они получают снижение эффективности вложений, не имея возможности повышать «средний чек» с клиента.

Оператора связи беспокоит не столько вопрос комфорта абонентов, сколько необходимость строить сети четвёртого поколения, лицензии на которые недавно получили «большая тройка» и Ростелеком. «В следующие пять лет мы ожидаем рост трафика в 18 раз, — говорит Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам. — При нашей прибыли мы можем профинансировать рост в пять раз». Однако данные аналитиков говорят о том, что падение прибыли в отрасли неизбежно: для пополнения базы абонентов операторы вынуждены предлагать услуги и тарифы, которые для них становятся всё менее выгодными. Пока основным инструментом сохранения уровня доходности операторы признают ограничение абонентов в объёме потребляемого трафика: полностью безлимитный тариф в регионе есть только у МТС.

Не вширь, а вглубь

Данные исследования аналитического агентства Rethink Technology Research, проведённого по заказу компании Amdocs (занимается разработкой ПО для телекомов), свидетельствуют: общемировая тенденция телекоммуникационного рынка состоит в том, что провайдеры готовятся к лавинообразному росту трафика. Из 64 опрошенных операторов 94% заявили, что к 2017 году объём данных увеличится в 20 раз и более, а 24% участников ожидают 50-кратного увеличения. В последнем отчёте производителя телекоммуникационного оборудования компании Ericsson о состоянии мирового рынка мобильного ШПД прогнозируется, что к 2017 году трафик мобильных данных в мире вырастет в 15 раз. Рост объёма передаваемой информации влечёт за собой увеличение вложений в инфраструктуру. Половина опрошенных собрались увеличить капитальные затраты в 2012–2017 годах на 10–20%, 23% операторов планировали ещё более значительный рост инвестиций.

Необходимо отметить, что российский рынок телекоммуникаций хорошо развит и, в отличие от других секторов ИТ, мировые проблемы актуальны и для него. Проникновение сотовой связи уже превысило 150%: это означает, что на каждого жителя страны приходится более полутора сим-карт. По данным аналитиков «Телеком Блога», за период с конца 2009 по начало 2012 года объём дата-трафика в сети оператора «МегаФон» в России вырос в 13 раз, у «Билайна» в 2011 году он увеличился втрое. В нынешнем августе МТС модернизировала в Петербурге свою сеть 3G, чтобы обеспечить необходимые мощности для передачи интернет-трафика: пропускную способность сети пришлось увеличить в три раза.

Данные исследования агентства Advanced Communications & Media (ACM) говорят даже о том, что положение российского рынка телекоммуникации близко к стагнации. Образуется большая брешь между динамикой увеличения базы абонентов и роста доходов. В 2011 году база пополнилась только на 8 млн абонентов (в 2010 новых пользователей сетей было 11 млн, в 2009 — 20 млн), а общий рост прибыли превысил 50%. Это говорит о том, что основной задачей оператора становится увеличение «среднего чека», приходящегося на каждого абонента.

Мобильный трафик угрожающе растёт

Сделать это операторам будет нелегко: даже в стабильном сегменте голосовой связи намечается задержка в развитии доходов. Российский рынок сотовой связи характеризуется такой тенденцией, как увеличение объёма минут связи, но преимущественно за счёт безлимитных тарифов. Аналитики АСМ отмечают, что абоненты недостаточно интенсивно используют промоутируемые тарифы с недорогой внутрисетевой связью, которые высокорентабельны для операторов. Вместо этого они активно пользуются межсетевым общением, стоимость которого снижается (в России сотовая связь — одна из самых дешёвых в мире), а для операторов оно более затратно.

Сегмент мобильного интернета сейчас — самый быстрорастущий в телекоммуникационной отрасли. Специалисты говорят о том, что это единственный сегмент, который ежегодно прибавляет и в числе абонентов (рост порядка 15% ежегодно), и в уровне ARPU (average revenue per user — средний доход на одного абонента). В абсолютных цифрах объём мобильного интернета в России в 2011 году достиг 75 млрд рублей. По единодушному мнению представителей «большой тройки», вопрос управления трафиком сейчас становится жизненно важным для сохранения прибыли, которая позволит вкладываться в развитие сетей, в частности, четвёртого поколения.

Ольга Игошкина, директор департамента по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО «МегаФон», говорит, что сегодня рынок мобильной связи вслед за потребностями клиентов смещается от «голоса» в сторону услуг мобильного интернета. «Эта тенденция сохранится и в дальнейшем, — прогнозирует г-жа Игошкина. — Мы ожидаем увеличения числа пользователей мобильного интернета и, соответственно, объёмов потребления трафика. Этому способствует растущий уровень проникновения смартфонов, планшетов и прочих мобильных устройств».

Обратная сторона этого роста — переход определённого числа абонентов на сервисы, обеспечивающие голосовую и видеосвязь в онлайне, такие как Skype, Google Talk и т. п. Руслан Ибрагимов говорит, что необходимо либо вводить процесс управления трафиком, либо заставлять операторов делиться прибылью. «Поддержание принципа сетевой нейтральности, который предполагает, что сеть должна быть нейтральна к любому трафику, сейчас оборачивается дискриминацией большей части клиентов. В результате мы придём к безграничным объёмам голосовых услуг и отмене безлимитного интернета», — констатирует г-н Ибрагимов.

Управление «тяжёлыми» абонентами

Наиболее очевидное решение, к которому приходят операторы, — это ограничение потребления мобильного интернета. Из трёх крупных операторов сотовой связи в южном регионе только у компании МТС есть абсолютно безлимитный тарифный план для мобильного интернета: в Ростове-на-Дону можно приобрести USB-модем и пользоваться интернетом без ограничения скорости и объёма за 650 рублей в месяц. «Билайн» и «МегаФон» безграничного потребления не предлагают: по достижении определённого объёма скачанного трафика скорость соединения с интернетом сильно снижается, а дальнейшее «ускорение» доступно только за дополнительную плату.

Представители операторов поясняют, что в этом и состоит то самое «управление трафиком». По словам Ольги Игошкиной, «МегаФон» решает эту задачу с помощью сбалансированной тарифной политики. «Параллельно с развитием и оптимизацией мобильной сети мы постоянно совершенствуем линейку тарифных планов и опций, которые позволяют эффективно распределять пользователей мобильного интернета по группам, в зависимости от потребностей, — рассказывает г-жа Игошкина. — Например, ряд тарифных продуктов подразумевает ограничения по объёмам и скорости передачи данных. Мы предлагаем своим абонентов выбор: продолжить пользоваться интернетом в обычном режиме (почтовые сервисы, социальные сети, работа с лёгким контентом и т. п.) или при необходимости подключить дополнительную опцию для работы с “тяжёлым” контентом на высокой скорости. В часы, когда сеть менее загружена, наши абоненты могут воспользоваться безлимитными предложениями».

Андрей Воротников, директор по маркетингу Южного и Северо-Кавказского региона ОАО «ВымпелКом», констатирует, что в среднесрочной перспективе каннибализация (в данном случае — увеличение потребления услуги передачи голосовых сообщений через интернет-канал в ущерб традиционной голосовой связи) голосового/видео трафика происходить обязательно будет — это весьма конкурентный для сотовых операторов продукт. «Управление трафиком данных является одной из возможностей сохранения ресурса сетей передачи данных, — рассуждает г-н Воротников. — Это позволяет предоставлять абонентам качественный сервис, а в краткосрочной перспективе — поддерживать рентабельность. Главное, чтобы управление трафиком не ограничивало свободу абонента в выборе скачиваемого контента. Некоторые партнёры по рынку уже сейчас ограничивают доступ к трафику peer-to-peer (по принципу “равный к равному”. — “Эксперт ЮГ), который набирает обороты в мобильных сетях».

«Проблема состоит в том, что мы вкладываем в сети всё больше, а зарабатываем либо столько же, либо даже меньше, — поясняет позицию МТС вице-президент компании по операционным вопросам Александр Поповский. — Зарабатывают на созданных нами сетях другие — компании, которые разрабатывают приложения. Мы покупаем за рубль “железо” и зарабатываем копейки, они вкладывают копейки и на наших сетях зарабатывают рубль. Сегодня один процент абонентов потребляет 50 процентов ресурса сети. Необходимо искать варианты более рационального управления трафиком».

Есть и третье мнение о назревающей проблеме. Оно состоит в том, что при существующих темпах развития проводного ШПД и беспроводного интернета на короткие расстояния абоненты будут более охотно потреблять объёмный контент с помощью «проводов», wi-fi и wi-max. Дмитрий Шнайдер, директор по техническому сервису филиала в Ростове-на-Дону ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ру»), убеждён, что подавляющее большинство пользователей выходят в сеть и потребляют «тяжёлый» контент дома или в офисе. «Им вряд ли придёт в голову резко “пересесть” на 4G-модемы, даже когда сети будут отстроены и устройства с поддержкой нового стандарта широко распространятся. Ведь параллельно увеличению пропускной способности сетей операторов “тяжелеет” и контент. Причём если развитие проводного ШПД поспевает за этим “утяжелением”, то развитие мобильного ШПД — уже не всегда», — считает г-н Шнайдер.

Технические же специалисты видят будущее связи, особенно в эпоху формата LTE, в пересмотре принципа строительства сотовых сетей. В Rethink Technology Research говорят о том, что выход из ситуации — в создании сетей с малыми сотами. В отличие от традиционных базовых станций, строящихся по принципу макросот, они имеют радиус действия от 10 до 200 м и обеспечивают бо́льшую гибкость в поиске каналов связи.   

У сотовых операторов намечается тенденция снижения доходности в перерасчёте на каждого абонента (ARPU)

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №38-39 (228) 24 сентября 2012
    Рынок зерна
    Содержание:
    Мал колосок, да дорог

    Показатели по сбору зерновых на Юге в этом году оказались невысокими — прежде всего из-за плохих погодных условий. Потери производителей частично компенсируются из региональных бюджетов, частично — за счёт стабильно высокой цены на зерно. Нынешний уровень цен на пшеницу делает внутренний рынок для ряда игроков даже более интересным, чем внешний. Однако экспортная торговля хлебом продолжается, хотя у её операторов есть опасения, что власти вновь могут ввести зерновое эмбарго

    Реклама