Операторы выдают дата-центры

Людмила Шаповалова
22 октября 2012, 00:00
  Юг

Ряд телекоммуникационных операторов объявляют о проектах по строительству центров обработки данных (ЦОДов). Зарождающийся рынок изменит подход к использованию информационной инфраструктуры и существенно укрупнит ИТ-отрасль Юга

Иллюстрация: Дмитрий Горунов

По словам игроков ИТ-отрасли, спрос на услуги дата-центров в регионе пока невысок. Но лишь потому, что это сложная услуга, спрос на которую необходимо формировать, что называется, в ручном режиме. Крупным заказчикам — доказывать, что региональный ЦОД не уступает в мощности и надёжности московскому. Среднему и, возможно, малому бизнесу — пояснять экономический смысл этой услуги и демонстрировать схемы сотрудничества. По данным телекоммуникационного провайдера Orange Business Services в России и СНГ, аутсорсинг дата-центров в России использует примерно 13% крупного бизнеса, а ещё чуть больше 6% планирует начать пользоваться этим сервисом в ближайшее время. Локомотивом рынка пока выступают столичные компании: региональный рынок ещё отстаёт на два-четыре года, но уже движется в этом же направлении. Ряд телеком-операторов, крупных и локальных, заявляют о строительстве и запуске дата-центров в регионе: это выведет услугу на новый уровень динамичного роста.

Олимпиада привела ЦОД

В конце сентября Ростелеком запустил в Сочи специализированный центр обработки данных, который будет на первом этапе сосредоточен на управлении единой сетью Олимпийских игр 2014 года. Это первый и самый крупный объект ИТ-инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи. ЦОД разместился в здании бывшего районного узла связи Адлера площадью две тысячи кв. м, инвестиции в него составили около миллиарда рублей — вложения сделаны в рамках партнёрского соглашения с оргкомитетом «Сочи 2014». Все работы были проведены за 10 месяцев. Планируется, что центр будет работать и после Олимпиады.

«Это дата-центр, которого ещё не было в нашей стране, — заявил на открытии президент оргкомитета “Сочи 2014” Дмитрий Чернышенко. — Здесь, помимо серверных, будет развёрнуто более 50 систем, без которых Игры провести нельзя, — системы подсчёта результатов, мониторинга, аккредитации, безопасности, система, управляющая сменами персонала, и прочее. При этом данные должны обрабатываться с такой скоростью, чтобы результаты выдавались мгновенно. Созданы тестовые лаборатории для интеграции и испытания базовых информационных систем».

«Для наших ИТ-сотрудников Игры уже идут — люди работают в ежедневном режиме, — говорит Александр Шипулин, вице-президент Ростелекома, глава макрорегионального филиала “Юг”. — При этом наши вложения абсолютно коммерческие. Согласно нашему соглашению с оргкомитетом “Сочи 2014”, мы должны сделать определённые вложения, поскольку являемся телекоммуникационным партнёром Игр. Взнос делается как в денежной форме, так и в форме услуг, которые мы предоставляем оргкомитету. С другой стороны, сегодня у нас достаточно большое количество клиентов в этом регионе — спецслужбы, строители, различные коммерческие организации. Все они потребляют телефонию, видеотелефонию, интернет. Те инвестиции, которые вложены в ЦОД, окупятся в течение двух лет».

Нужно заметить, что Сочи — это ещё и рабочая площадка федерального руководства. Для Ростелекома это уже третий ЦОД на юге России: помимо сочинского, центры размещаются в Ставрополе и Краснодаре.

Кто первый отдаст свои данные

Подобные проекты смогут привлечь в отрасль коммерческих заказчиков. Аутсорсинг ИТ-услуг — шаг, характерный прежде всего для компаний малого бизнеса, стремящихся сократить операционные затраты. Сегодня уже редко кто содержит в штате ИТ-специалиста; некоторые передают на удалённое обслуживание бухгалтерию, юридические задачи. Однако в случае с ЦОДами пионерами использования таких решений, скорее всего, станут крупные компании. Это обусловлено тем, что первые предложения будут, возможно, не совсем доступными для МСБ. По словам Павла Бороха, менеджера по маркетингу продукции компании Fujitsu, производящей решения для дата-центров, спрос на них в регионе возрастает, но пока недостаточно динамично, чтобы вызвать масштабный рост предложения. «Этим, в частности, обусловлена высокая стоимость подобных решений для потенциальных пользователей, — поясняет г-н Борох. — Кроме того, многие опасаются доверять свои данные сторонним структурам и пытаются оставить конфиденциальную информацию в стенах собственных серверных». Владимир Куканов, директор донского филиала компании «АйТи», объясняет нестабильность и неизмеримость спроса тем, что пока нет реальных, оформленных предложений. Но он убеждён, что будущее у рынка
ЦОДов — светлое: «Конечно, всегда будут те, кто предпочтёт собственный ресурс, и те, кто станет сторонником внешнего. Если провести аналогию с торговлей, то есть те, кто предпочитает иметь свой магазинчик, но есть и те, кто арендует площади в крупном торговом центре».

Общемировая практика показывает, что в конце концов услуга «спускается» до небольших потребителей: как только экономика содержания дата-центра становится более щадящей (он отбивает первые вложения за счёт крупных клиентов), ЦОДы идут к малым предприятиям. Алексей Карпов, директор департамента центров обработки данных компании «Астерос», говорит, что в конечном итоге крупные компании нацелены на строительство собственных, полностью обслуживаемых своими силами ЦОДов, чтобы гарантировать клиентам высокую степень доступности и надёжности хранения их данных. На аутсорсинг они отдают вторичные, некритичные для бизнеса сервисы. «Сегодня большое количество компаний в сегменте МСБ пользуется услугами коммерческих дата-центров. Это оправдывается как отсутствием капитальных затрат на строительство собственного ЦОДа, так и отсутствием необходимости держать службу эксплуатации», — рассказывает г-н Карпов.

Сергей Скрипниченко, директор филиала компании «Инфосистемы Джет» в Краснодаре, поясняет, что любая компания будет строить свой собственный ЦОД только в том случае, когда это становится одним из основных направлений её бизнеса. «Есть ещё ряд критериев, которые мотивируют компанию, — продолжает г-н Скрипниченко. — Например, безопасность или возможность развивать именно те направления, которые требуются в данный момент или будут востребованы компанией в будущем. Передача подобных услуг на аутсорсинг резонна, если расходы, связанные с владением аппаратно-программными ресурсом, содержанием обслуживающего его персонала становятся нерентабельными».

Глава ростовского представительства Orange Business Services в России и СНГ Евгений Галалу говорит, что нередко толчком к принятию решения о переходе на услуги аутсорсингового дата-центра становятся внештатные ситуации, в результате которых руководство приходит к выводу, что хранение и обработка данных собственными силами без кардинальных изменений невозможны. «Тогда у компании появляются альтернативы — строительство собственного ЦОДа или поиск внешнего провайдера, который избавит заказчика от внушительных капитальных затрат. Как свидетельствует наш опыт, выбрав модель аутсорсинга, заказчики крайне редко снова рассматривают для себя возможность строительства собственного ЦОДа», — рассказывает г-н Галалу о схеме формирования спроса на услугу.

Игорь Смоляницкий, представитель Fujitsu в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, вообще убеждён, что со временем малый и средний бизнес, деятельность которого не связана с информационными системами, станет основным заказчиком услуг коммерческих дата-центров. «Таким образом компании оптимизируют свои затраты на оперативную деятельность за счёт выделения в аутсорсинг информационных систем. В этом случае провайдерам необходимо будет предлагать своим заказчикам полный комплекс услуг: систему управления, систему учёта, систему хранения и обработки данных и каналы связи», — говорит г-н Смоляницкий.

Дополнительным стимулом к развитию рынка становится информатизация документооборота: постепенно переводя делопроизводство в «цифру», компании обязательно столкнутся с необходимостью обеспечивать обработку и хранение этих данных в надёжном месте с большим объёмом ресурсов.

Строительство по специальности

Нельзя сказать, что сама по себе идея создания ЦОДов в регионе нова: некоторые компании, в особенности из банковской сферы, энергетики, внедряют собственные дата-центры для обработки и хранения информации. Для упомянутых отраслей это неизбежный шаг, к которому подталкивает экспоненциальное увеличение электронных данных — клиентских баз, показаний приборов, автоматизированных аналитических задач. Правда, такие компании вряд ли станут провайдерами для внешних заказчиков: это для них был бы слишком побочный бизнес-процесс, находящийся за рамками основной специализации. Но, не имея опыта и ресурсной базы для строительства, открыть дата-центр непросто. Владимир Куканов оценивает уровень стартовых инвестиций в строительство дата-центра от 5 млн долларов, Игорь Смоляницкий — в несколько десятков миллионов долларов.

Денис Леонов, директор краснодарского офиса компании «Микротест», поясняет, что уровень инвестиций в строительство центра обработки данных зависит от огромного количества характеристик и требований. «Сюда необходимо отнести и климат-контроль, и защищённость, и отказоустойчивость, и ещё целый ряд факторов. Используемые при создании ЦОДа технологии и решения являются относительно новыми. Соответственно, цены на них несколько завышены. Однако по мере развития рынка, увеличения количества опытных интеграторов и расширения спектра предоставляемых услуг стоимость строительства дата-центров будет снижаться», — прогнозирует г-н Леонов.

Наиболее естественным развитием рынка является появление предложений со стороны телеком-операторов. Все они давно освоили внедрение и эксплуатацию ЦОДов для собственных нужд; сама суть услуги вполне вписывается в телекоммуникационный бизнес. Логично, что ряд игроков объявляют о внедрении дата-центров для коммерческих нужд: скоро будет введён в действие ЦОД «Ростелекома», компания «МегаФон» подыскивает площадку для строительства дата-центра. Но и провайдеры поменьше тоже хотят зайти на рынок. Александр Атаманский, генеральный директор телеком-провайдера «Цифровой диалог», работающего в секторе В2В, говорит, что введение ЦОДа в 2013 году — одна из стратегических задач компании: «Решения, которые мы выполняем для наших клиентов, подразумевают большие объёмы хранимых и обрабатываемых данных, например, данных видеонаблюдения. Я уверен, что услуга будет востребована — и среди крупных и госзаказчиков, и у малого бизнеса».

Евгений Галалу, представляющий другого В2В-провайдера, убеждён, что дата-центры телекоммуникационных операторов имеют фундаментальное преимущество: наличие собственных каналов связи с высокой пропускной способностью. Это и в самом деле важная составляющая инфраструктуры, поскольку, если запрос к хранимым данным будет обрабатываться с небольшой скоростью, заказчик, особенно небольшая компания, может прийти к выводу, что проще поставить сервер у себя в офисе. Orange уже имеет собственный дата-центр в Ростове-на-Дону, причём он является межоператорской точкой обмена трафиком для интернет-провайдеров всего ЮФО. «Это означает, что высокоскоростной доступ к размещённым на ЦОДе Orange имеют миллионы пользователей региона, что критически важно для массовых сервисов, — поясняет г-н Галалу. — К примеру, именно этот фактор сыграл важную роль в выборе дата-центра Orange в Ростове для размещения популярного интернет-кинотеатра Ivi.ru. Если же ЦОД и каналы связи принадлежат разным хозяйствующим субъектам, то существует опасность их несоответствия друг другу, что может затруднить доступ к данным в будущем».

По убеждению всех специалистов ИТ-рынка, основным источником предложения услуг дата-центров и в будущем останутся крупные игроки. Денис Леонов, описывая конкурентную среду на рынке, говорит, что строительством ЦОДов в ЮФО в основном занимаются интеграторы федерального уровня. Создание инфраструктуры, организация взаимодействия всех инженерных систем и поддержание отказоустойчивости — задачи, требующие наличия соответствующего опыта, компетенции и инженерных ресурсов.