«Следующим будет Мамисон»

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
22 октября 2012, 00:00
  Юг

В этом году в Архызе открылся первый подъёмник — и на карте России появился новый горнолыжный курорт. В ряду площадок, попавших в управление ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК), Архыз идёт первым по степени готовности. Но уже в следующем году, по словам председателя совета директоров корпорации Ахмеда Билалова, строительные работы должны начаться на других будущих курортах

Фото предоставлено компанией
Ахмед Билалов

В этом году КСК дали целый ряд крупных поводов говорить о себе. Прежде всего, нужно назвать соглашение с итальянской компанией Rizzani de Eccher, согласно которому иностранцы готовы инвестировать в строительство инфраструктуры туристического кластера порядка 1 млрд евро. Летом в Китае был подписан протокол о намерениях между КСК, корпорацией «Далянь Ваньда Груп Ко» и корпорацией «Чайна Оушенуайд Холдингс Груп Ко» — здесь фигурирует сумма в 3 млрд долларов иностранных инвестиций. И это не считая соглашения с французским холдингом Caisse des Depots et Consignations, с которым создано СП для привлечения инвестиций в кавказский туризм. Конечно, такой отклик от иностранцев был неожиданным.

— Чем вы объясняете такой отклик за рубежом на проекты КСК? Это была осознанная ставка на иностранцев?

— Наша главная цель — максимально вовлечь в проект местное население, малый и средний бизнес, именно они — наши самые желанные инвесторы. Но мы хотим создать курорт мирового уровня, и в этом контексте участие иностранных партнёров для нас не только желательно, но и, пожалуй, необходимо. Есть безусловные мировые лидеры в развитии горнолыжных курортов и производстве соответствующего оборудования, такие как, например, Франция и Италия, и использование их опыта в нашем проекте — своего рода залог высочайшего качества наших будущих курортов.

— Сравните восприятие Северного Кавказа иностранными компаниями и отечественными.

— У иностранцев оно намного более позитивное, чем у отечественных инвесторов. Думаю, это связано с объективной оценкой потенциала этого региона и коммерческой привлекательностью проекта. Бизнес не надо уговаривать работать, если это выгодно ему самому. Таких масштабных проектов, как наш, в мире сейчас немного, поэтому он, конечно, вызывает интерес.

— Недавно КСК представили в российское правительство предложения о дополнительных механизмах предоставления госгарантий инвесторам Северокавказского туристического кластера. В чём новизна предложений, учитывая, что механизм госгарантий в СКФО уже действует?

— Действующий механизм госгарантий в СКФО покрывает лишь 50 процентов стоимости всего проекта, и это касается только заёмных средств, привлечённых в российских банках. Наш проект реализуется «с нуля», у него ещё нет так называемой «истории успеха» — очень важного критерия для привлечения капитала. Инвесторам необходимы дешёвые и долгосрочные заёмные средства и приемлемый срок возврата их инвестиций. Обеспечить это смогут только госгарантии. Поэтому мы и участвуем в разработке специального механизма, который позволит привлекать зарубежные заёмные средства под низкие процентные ставки объёмом до 90 процентов от стоимости всего проекта, что позволит создать условия необходимой рентабельности и возвратности собственного капитала инвесторов.

— Почему понадобилось расширять список основных проектов, которые ведут КСК? Почему такие проекты, как Ведучи, Цори и Армхи, Прикаспийский кластер, не попали в изначальный список?

— Первоначальная идея проекта —  развитие северокавказских регионов через ускоренное развитие в них туристической отрасли. Поэтому логично, что для равномерного движения необходимо создание туристических зон в каждом из этих регионов, они все имеют для этого колоссальный потенциал. То, что проект стартует в разных республиках не единовременно, связано исключительно с технической готовностью начать эту работу: решению правительства по той или иной особой экономической зоне предшествуют серьёзная проработка, расчёты, подготовка документации.

— В связи с расширением числа проектов под управлением КСК планируется ли увеличение уставного капитала компании?

— В случае увеличения количества туристических зон понадобится и увеличение финансирования, иначе мы не сможем эффективно подготовить площадки строительства курортов. Этот вопрос прорабатывается, причём с тем, чтобы рационально распределить нагрузку на федеральный бюджет, снизив при этом прямые бюджетные затраты — за счёт использования государственных гарантий и привлечения инвесторов в проект.

— На каком этапе находится разработка проекта так называемого Прикаспийского кластера?

— Сейчас разрабатывается градостроительная концепция Каспийского прибрежного кластера. Выбираются основные площадки для создания и развития экономически успешных курортов. Предполагается создание порядка 45 тысяч мест размещения для туристов.

— Заявлялось о том, что курорты Красной Поляны тоже стоит включить в кластер, которым занимаются КСК. Это актуальная идея?

— Вопрос пока не стоит остро в повестке дня, но в будущем такое развитие событий тоже возможно. Если будет соответствующее поручение правительства, мы этим займёмся. Сейчас нам необходимо сконцентрироваться на площадках, уже вошедших в туркластер.

— Сегодня в разработке находится стратегия развития агломерации Кавминводы — будут ли КСК принимать участие в развитии этой территории?

— Правительство Ставропольского края выступило с предложением о включении ОЭЗ Ставропольского края в состав Северокавказского туристического кластера. Вопрос прорабатывается, и положительное решение вполне вероятно. На мой взгляд, развитие этих исторически курортных мест — Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска — в единой концепции туркластера выгодно и для Кавминвод, и для туркластера. Кавминводы — это хорошо известный на территории бывшего Советского Союза бренд. В него просто нужно вдохнуть новую жизненную силу: модернизировать существующую рекреационную инфраструктуру, обновить систему профессиональной подготовки кадрового резерва сервисных услуг, сфокусироваться на продвижении региона на внутреннем и международном рынках. На территории этого региона открыто более 130 источников лечебной минеральной воды, именно здесь расположено знаменитое Тамбуканское озеро с его уникальными целебными грязями — то есть природой созданы самые благоприятные условия для развития бальнеологического туризма. Аналогов нет ни в Европе, ни во всем мире — как по занимаемой курортами площади, так и по уникальности лечебных свойств местных ресурсов.

— В этом году уже начнёт принимать туристов курорт Архыз — кто будет заниматься формированием туристического потока?

— В настоящее время КСК уже занимаются продвижением туристической индустрии Кавказа: проект презентуется на самых авторитетных международных форумах и выставках, с увеличением предложения станет расширяться и спектр маркетинговых инструментов для его продвижения. Конечно, в этой работе будут участвовать и инвесторы — собственники бизнесов, и федеральные и региональные органы власти, но формирование единой маркетинговой и рекламной политики должно быть закреплено за управляющей компанией.

— Архыз сегодня находится в наиболее продвинутой стадии развития. Какой курорт может быть введён в эксплуатацию следующим?

— Следующими станут Мамисон в Северной Осетии и, возможно, Матлас в Дагестане. Оба проекта уже находятся в высокой степени готовности к началу строительства, и в следующем году мы должны выйти на стройплощадки. Одновременно продолжится и развитие Архыза — строительство большего количества мест размещения, спортивных и развлекательных зон для туристов.

Сейчас группа «Эрнст энд Янг» работает над бизнес-концепцией Северокавказского туристического кластера. Ответы на какие вопросы она должна дать?

— Её ключевые положения: сроки окупаемости проекта, условия вхождения инвесторов, социально-экономический эффект для региона. «Эрнст энд Янг» в рамках этой работы провела серьёзные маркетинговые исследования. Один из наиболее интересных фактов, удививший даже нас: 73 процента российских горнолыжников хотят побывать на курортах Северного Кавказа.

— Можно ли сегодня говорить об основных идеях бизнес-концепции?

— Основная идеология концепции создания туркластера — комплексное устойчивое развитие территорий, а именно: единая идеологическая концепция курортов, единая архитектурная концепция, единый мастер-план, в рамках которого будут возведены все объекты инфраструктуры, единые стандарты качества услуг, единый маркетинг. Уже очевидны ключевые специализации курортов: горно-рекреационный профиль, бальнеологический и пляжный.

Открытие курортов — это уже реальность, но пока неясно, откуда брать квалифицированный персонал для отрасли. Есть ли рабочий сценарий решения этой проблемы?

— Мы разработали проект концепции подготовки кадров, где рассчитано, сколько специалистов и какого профиля понадобится для работы на курортах, какие меры нужно предпринять для их подготовки. Документ сейчас находится  в рабочей группе правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО, в его реализации потребуются общие усилия — и власти, и бизнеса.

В настоящее время для запуска проекта рассматриваются люди, уже имеющие опыт работы в курортном деле и готовые совершенствовать свои навыки. В течение первых пяти лет работы курортов будут действовать специальные краткосрочные курсы — от 8 до 28 недель — для повышения квалификации и переквалификации работников в профессиональных учреждениях СКФО. На первом этапе подготовки образовательных программ обучение будет осуществляться за счёт средств федерального и регионального бюджетов. В будущем, после массового запуска курортов, это образование может стать платным. Для этого могут использоваться и такие инструменты, как предоставление грантов от компаний, работающих в туркластере, или образовательные кредиты. При этом мы уверены, что человеческий потенциал региона позволит полностью обеспечить туркластер качественными кадрами.

Не отстаёт ли развитие транспортной инфраструктуры — прежде всего, аэропортов и железных дорог?

— Конечно же, транспортная доступность курортов является одним из ключевых критериев привлекательности для туристов. И обеспечить транспортную логистику надо до массового запуска курортов в эксплуатацию, иначе все усилия окажутся бессмысленными. В эту работу сейчас вовлечены все заинтересованные стороны — и федеральные министерства и ведомства, и региональные власти, и транспортные компании.

— Какие работы по проектам пришлись на 2012 год, и какова главная задача на следующий год?

— Основные работы, которые выполняются в 2012 году, — это в первую очередь землеустроение, привлечение финансирования, получение предварительных проектных решений, разработка градостроительных планов, создание бизнес-планов курортов. В следующем году основной нашей задачей станет выход на новые строительные площадки.