Вменённый рост

Страховой рынок Юга трансформируется под влиянием государства. С одной стороны, из-за повышения требований к капиталу страховых компаний растёт концентрация рынка, часть его игроков вынуждена уходить, с другой — объём страховых премий увеличивается благодаря новому виду вменённого страхования

Прирост страховых премий южных страховщиков за 1 полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 22,8%. По добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС) страховщики на Юге собрали за полугодие премии в размере 21,899 млрд рублей. В прошедшем полугодии в ЮФО и СКФО работала 141 страховая компания, в то время как в аналогичный период 2011 года их было больше — 165. Причина сокращения количества страховщиков очевидна. С 1 января вступили в силу новые требования по капиталу страховых компаний, и, как и прогнозировали многие эксперты и игроки рынка, часть компаний не увеличила капитал до требуемого уровня и ушла с рынка.

Концентрация рынка продолжает усиливаться. На 50 крупнейших страховых компаний Юга (см. таблицу 2) суммарно приходится 95% всех страховых взносов, собранных в ЮФО и СКФО за шесть месяцев нынешнего года (без учёта ОМС). Среди полусотни крупнейших компаний рейтинга — 11 новичков; часть этих компаний появились на рынке недавно, часть год назад не попали в рейтинг по объёму сборов. Другая государственная инициатива — введение в действие ФЗ-225 от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (более известного как закон о страховании ОПО) — только начинает давать о себе знать. Предприятия и организации, подпадающие под действие этого закона, делают лишь первые шаги в его соблюдении. Впрочем, влияние закона ощутят на себе, опять же, только крупные страховщики.

Подвижный рейтинг

Нынешний рейтинг отличает высокая подвижность. Так, только три компании из десятки лидеров сохранили за собой места, прочно занятые в предшествующие периоды, — Росгосстрах на первом месте, «Согаз» на втором, ВСК на четвёртом. Ингосстрах увеличил сборы почти в два раза и теперь занимает третью позицию вместо пятой, «Ресо-Гарантия» поднялась с 7 на 5 строку. Ещё больший рывок сделала компания «Дженерали ППФ страхование жизни», переместившись с 11 на 6 строку, что обеспечено приростом премий на 83% (см. таблицу 2).

Серьёзные перемены произошли за пределами первой десятки. Компания «ВТБ страхование» переместилась с последней строки рейтинга, собрав в 3,6 раза больше премий, на 27-ю позицию. Эта компания вполне может сохранять высокие темпы роста и далее: благодаря материнской структуре страховщик имеет доступ к обширной базе клиентов, страхующих жильё, жизнь и здоровье и транспортные средства при получении кредитов банков группы ВТБ на недвижимость и автомобили. Страховая компания «Транснефть» увеличила сборы в два раза и заняла 30 место вместо 44. Есть и примеры резкого обратного движения. В связи с сокращением премий на 45% компания «Мегарусс-Д» теперь занимает не 30, а 48 строку. Сократив сборы в 3,4 раза, Росагрострах переместился с 3 на 20 место, несмотря на то, что для страховщиков, занимающихся сельзохстрахованием, Юг является особо важным рынком: на этот регион приходится 23% всех собранных в стране премий сегмента.

Ряд компаний по итогам полугодия не вошли в рейтинг. Среди них «Авива», ранее занимавшая 28 позицию, «Исла» (43 место), «Межотраслевой страховой центр» (48 место), «Адмирал», занимавший год назад 16 строку рейтинга. Последняя компания, некогда один из лидеров страхового рынка Ростовской области, вообще попала под процедуру банкротства: определением Арбитражного суда Ростовской области от 6 июля 2012 года в отношении «Адмирала» было введено наблюдение и утверждён временный управляющий.

Вклад в общую копилку страховщиков ЮФО и СКФО продолжает оставаться разным, а порой и разнонаправленным по динамике (см. таблицу 1). Так, сборы в Ингушетии и в Чечне упали на 61 и 28,1% соответственно, в Карачаево-Черкесии рынок остался на уровне прошлого года — символический прирост составил всего 1%. Абсолютно иная ситуация в Дагестане — здесь премии приросли на 75,7%; это рекорд по динамике среди всех субъектов двух округов за полугодие. Такое бурное развитие в значительной степени обусловлено ростом сборов в сегменте сельхозстрахования республики с 1 млн рублей в 1 полугодии 2011 года до 218 млн рублей в отчётном периоде (всего было собрано 659,9 млн рублей). Обратим внимание, что резкое падение сборов в Ингушетии также связано с сельхозстрахованием, но тут ситуация противоположная: премии за полугодие сократились с 464 до 132 млн рублей. В Волгоградской области сборы приросли на 29,1% и составили 2,7 млрд рублей, высокие показатели прироста у страхования жизни (+45%) и страхования предпринимательских и финансовых рисков (+109%). Суммарные показатели сборов по двум округам различаются почти в четыре раза: страховые взносы в ЮФО в 1 полугодии текущего года равны 17,5 млрд рублей, а в СКФО — 4,4 млрд рублей. Отличается и динамика развития округов — в ЮФО прирост сборов составил 24,2%, в СКФО показатели ниже — 17,6%.

Отложенная опасность

Главные события на страховом рынке в этом году обусловлены действиями государства по регулированию ряда отраслей экономики. Во-первых, введён в действие закон о страховании опасных производственных объектов (ОПО), которому предшествовал ряд техногенных катастроф прошлых лет, в частности, авария на Саяно-Шушенской ГЭС. С этим законом у страховщиков связаны большие ожидания, по аналогии со всеми другими видами вменённого страхования.

Во-вторых, о чём уже было сказано, усилились требования к уставному капиталу компаний, что вывело из строя ряд небольших игроков. В-третьих, развивается агрострахование, хотя применение ФЗ-260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» пока оказало на рынок обратный эффект. Евгений Череменин, вице-президент компании «АльфаСтрахование», директор её Южного регионального центра, говорит, что трудности в применении этого закона снизили рынок агрострахования на 8,6%, добавляя: «В то же время закон, обязавший предприятия страховать опасные объекты, увеличил рынок страхования на Юге на 859,5 миллиона рублей».

Однако следует понимать, что последствия законодательных новелл на страховом рынке будут иметь отложенный характер — прежде всего потому, что владельцы опасных объектов приводят свои дела в соответствие с законом очень неспешно. Константин Городецкий, вице-президент дивизиона «Юг» группы «Ренесанс страхование», говорит, что компания ожидала более мощной динамики развития рынка. «Однако пока владельцы ОПО относятся к своей обязанности как к лишней нагрузке на бизнес и затягивают заключение договоров», — сетует г-н Городецкий. Первый заместитель генерального директора САО «Гефест» Владимир Карюкин тоже признаёт, что страховщики после вступления в силу закона о страховании ОПО ожидали большего оживления на рынке, тем более что штрафы за отсутствие полисов уже действуют. «По нашим подсчётам, каждая вторая строительная компания должна была застраховать свою ответственность в рамках закона об обязательном страховании ОПО, — убеждён г-н Карюкин. — Во многих отраслях, в частности, строительной, профессиональными объединениями проводились круглые столы, семинары с привлечением страховщиков, которые рассказывали о специфике закона. Однако на сегодняшний день застраховано лишь 35 процентов опасных объектов страны. По нашему мнению, уровень проникновения страхования ОПО в строительную отрасль тоже находится примерно на уровне 40 процентов».

Андрей Копыток, начальник отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах», объясняет столь низкий процент застрахованных рядом причин. «Во-первых, владельцы ОПО плохо информированы о вступлении в силу с 1 января 2012 года нового закона, — перечисляет г-н Копыток. — Во-вторых, есть желание сэкономить, несмотря на грозящие штрафы от 300 до 500 тысяч рублей. И, в-третьих, налицо безответственность владельцев ОПО перед возможными потерпевшими, в том числе своими работниками».

Вероятнее всего, итоги года покажут более существенный рост объёма премий: на предприятиях начнутся проверки, появятся прецеденты наложения штрафов за отсутствие страхования ОПО, и владельцы станут более активны в приобретении полисов.

Вдобавок, по словам Сергея Глебченко, директора кубанского филиала страховой компании «Согласие», закон о поддержке сельхозстрахования хотя и не внёс пока значительных корректировок в развитие этого вида страхования в регионе, но ожидания страховщиков оптимистичны. «В этом году на поддержку сельхозстрахования из бюджетов разных уровней выделено около 600 миллионов рублей, — говорит г-н Глебченко. — Незначительная часть этих средств (около 20 процентов) уже освоена, но основная часть будет реализована в четвёртом квартале 2012 года. Ожидаемый рост в этом сегменте по отношению к 2011 году составит 35–40 процентов».

Интересно, что, с точки зрения небольших региональных страховщиков, картина рынка несколько иная. На первое место среди важнейших событий полугодия они тоже ставят требования по увеличению уставного капитала. А вторым ключевым событием нередко называют привязку получения талона техосмотра к полису ОСАГО. «Начало года взбудоражило автомобилистов изменениями в процессе выдачи полисов ОСАГО и прохождения техосмотра, — говорит генеральный директор ростовской страховой компании “ЭНИ” Павел Россолов. — Того, чего хотели добиться этим законодательным актом, а именно создать заинтересованность страхового сообщества в неформальном проведении техосмотра, а значит, искоренить сопутствующие негативные моменты, не достигли. Причиной тому — и неготовность нормативных актов, и желание крупных игроков на этом рынке использовать ситуацию в свою пользу».

Осторожные прогнозы

В 2011 году страховой рынок Юга показал очень высокие темпы роста: объём страховых премий, собранных в ЮФО и СКФО в добровольном и обязательном (кроме ОМС) страховании, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 22%. Сумма страховых премий, собранных на Юге по итогам прошлого года, приблизилась к 38,5 млрд рублей, превысив уровень благополучного докризисного 2008 года. Итоги прошедшего полугодия радуют игроков рынка, но в прогнозах по Югу страховщики остаются острожными.

При наличии благоприятных макроэкономических факторов страховой рынок по итогам года, по мнению Константина Городецкого, покажет рост 20–25%, при их отсутствии — не более 18%. Территориальный директор по ЮФО и СКФО компании «Согаз», директор её астраханского филиала Татьяна Максимова подчёркивает, что высокий инвестиционный потенциал Юга, связанный с широкомасштабным строительством инфраструктурных, промышленных, туристических и спортивных объектов, обусловил стабильную динамику имущественных видов страхования, прежде всего страхования строительно-монтажных работ. Евгений Череменин прогнозирует рост на уровне 15–20 процентов — в основном за счёт роста региональных коэффициентов в ОСАГО, введения обязательного страхования ОПО. «Эти прогнозы, конечно, базируются на оптимистичном сценарии развития страны, ведь страхование — это производная от экономики, и любой кризис тут же скажется на отрасли», — уточняет г-н Череменин. Осторожнее оценивают перспективы в Ингосстрахе. По мнению директора регионального центра «Юг» ОСАО «Ингосстрах» Олега Реутова, предварительно можно говорить о приросте рынка в 15–18% по итогам года, однако если кризисная волна будет оказывать выраженное влияние на рынок, прирост может сократиться до 10%.

Если проводить аналогии с развитием западного и более близкого восточноевропейского страхового рынка, то более отдалённые перспективы развития страхования связаны с розничными продуктами. Потенциал их роста в некоторых сегментах составляет до 90% и более. Павел Россолов констатирует, что в ЮФО частные лица страху­ют
мало, в основном — имущество, причём в тех случаях, когда оно является предметом залога при получении кредита. «Но территория юга России включает зоны, потенциально подверженные природным стихийным бедствиям, например, приморские поселения, — рассуждает г-н Россолов. — При финансировании мер по ликвидации последствий возмещение за счёт страхования составляет не более пяти процентов, остальное — за счёт бюджетов всех уровней. Естественно, такая ситуация не устраивает распорядителей бюджета. Ожидаемой и необходимой мерой, призванной повысить роль страховых финансовых механизмов, является указание премьер-министра Дмитрия Медведева разработать закон о страховании имущества». Кроме законодательных, можно использовать и иные механизмы, например, налоговый вычет на сумму страхового взноса по страхованию жилья. Готовятся изменения в Градостроительный кодекс, которые обязывают управляющие компании, занимающиеся ремонтом жилья, страховать ответственность перед собственниками.

Практически все страховщики сходятся во мнении, что развитие добровольного страхования должно стимулироваться государством. Однако и сами игроки рынка должны подготовиться к этому: при существующих технологиях осуществлять продажи добровольного страхования в розницу будет трудно. Сергей Глебченко перечисляет необходимые для этого условия: «Во-первых, наличие у страховщика универсальной розничной продуктовой линейки с инновационными разработками, высокотехнологичной ИТ–платформы и каналов сбыта страхового продукта. Во-вторых, должны быть разработаны и внедрены массовые программы розничного страхования с участием государства. Одной из таких программ является страхование жилищного фонда. Последние события, произошедшие в Краснодарском крае, показали, что на территории пострадавших районов было застраховано менее 10 процентов квартир и строений, при этом страхование в большей части носило вменённый характер. Затраты бюджета на восстановление пострадавшего имущества колоссальны, они исчисляются миллиардами рублей». Однако, по заключению Минфина, введение обязательного страхования жилья невозможно в силу особенностей российского законодательства, хотя механизм совместного использования бюджета и резервов страховщиков при наступлении неблагоприятных событий широко развит в ряде стран (США, Франция, Германия, Голландия и др.). Тем не менее, в России тоже есть опыт массового страхования жилищного фонда, напоминает Сергей Глебченко, — в течение 15 лет такая программа успешно действует в Москве.

Вероятно, локомотивом розничных технологий в отрасли станут банковские гиганты, выходящие на страховой рынок, — ВТБ24 и Сбербанк, объявивший недавно об учреждении страховщика под собственным брендом. С противоположной стороны розницу смогут развивать небольшие региональные компании, которым не удастся попасть под волну страхования ОПО и сельхозстрахования: они будут вынуждены учиться продавать добровольные медицинские страховки и полисы на страхование жизни и имущества.