Лицевой счёт

Культура
Москва, 19.11.2012
«Эксперт Юг» №46-47 (236)
Международный фестиваль Photovisa родился в Краснодаре пять лет назад, а этой осенью снова превратил южнороссийский город в место художественного паломничества

Фото: Михаил Малышев

10 стран-участников, среди которых Дания, Германия, Япония, Канада, Белоруссия... 11 экспозиционных и лекционных площадок в Краснодаре: государственные музеи, вузы и училища, частные галереи и торгово-развлекательныей центр. Проекты в Мысхако, Анапе, Новороссийске. Все формы медиаискусства: фотография, видеоарт, фотоклип, короткометражка, документальное кино. Три международных фестиваля-партнёра, включая знаменитую биеннале FotoFest в Хьюстоне. Арт-директор Photovisa Ирина Чмырёва и руководитель фестиваля Евгений Березнер в 2012 году курировали российскую программу этого авторитетного мероприятия. А родоначальники и бессменные организаторы FotoFest Фредерик Болдуин и Венди Вотрис прилетели в Краснодар, чтобы пообщаться с участниками и гостями Photovisa. 16 встреч с фотографами, искусствоведами, кураторами. Местный колорит Аргентины и русской провинции, промышленных задворок африканской Ганы и эмигрантских трущоб Дадааба запечатлён на плёнку и цифру, новыми и старинными технологиями (вплоть до архаичной амбротипии). И лица, лица, лица — потрясающе настоящие, лукавые и беззащитные. Если кто-то и думал, что образ человека покинул искусство, подменённый сериальными симулякрами, фестиваль Photovisa заставил всерьёз усомниться в этом клише. С 20 октября по 18 ноября работают все экспозиции, а изданный на мировом профессиональном уровне каталог Photovisa обеспечивает удобную навигацию (впрочем, как и сайт фестиваля).

Вавилонское столпотворение

Неудивительно, что в краснодарском плотном недельном графике открытий и презентаций проектов здоровались за руку фотографы из десятков городов России, ранее или встречавшиеся на крупных мероприятиях в столице, или знавшие друг друга исключительно по портфолио, вывешенным в сети. Эффект броуновского движения, брожения особенно ощутим был на открытии выставки победителей фестиваля, размещённой в ТРЦ «Краснодар». Сначала гостям предстояло окунуться в вавилонское столпотворение супермаркета, а уж потом, поднявшись на последний этаж, влиться в поток зрителей. Круговая, галерейная форма верхнего этажа, освещаемого сквозь полупрозрачную крышу и открывающего панораму вниз, придавала особую объёмность картинам человеческих потоков внизу и циклическим перемещениям от одного проекта к другому. Эта вживлённость экспозиции в самое сердце мегаполиса открывает намерение организаторов вести политику открытости фотографического сообщества и фотоискусства. Тема «Лицо» стала универсальной точкой отсчёта, понятной всем и каждому — от свадебного или рекламного фотографа до исследователя-концептуалиста (к тому же в жизни эти роли отнюдь не исключают друг друга).

Инициатор и арт-директор Photovisa Ирина Чмырёва (сама — уроженка Краснодара) видит перспективы фестиваля именно в синтезе профессионализма и публичности: «Мы планировали фестиваль как большой культурный проект, который будет существовать не один год. Безусловно, счастливится со спонсорами меньше или больше, но это понимание идеи развития позволяет нам охватывать и создавать в итоге обширное пространство современной мировой фотографии. Когда мы в 2010 году делали “Человек и море”, мы знали, что дальше будет “Дорога”. Когда прошли дорогу, стали понимать, что мы пришли в мегаполис — и в нём нашли современного человека. Кто он сегодня? Что он из себя представляет? Тема “Лицо” позволяет и философскую сторону затронуть, и портретом насладиться. “Фотовиза” балансирует между широкой публикой, без внимания которой ни один фестиваль не выживет, и профессионалами. Для современного российского фотографа важно понимание ценности портрета, понимание того, что съёмка человека — это особый акт».

yug_236_030-2.jpg
Аргентинец Алехандро Альмараз создал галерею «среднестатистических» гослидеров в фотосерии «Президенты» методом многослойного наложения портретов
Фото: Михаил Малышев

Что же до складывающегося впечатления эстетизации политического и социального в современной фотографии, г-жа Чмырёва придерживается иной точки зрения: «Фотография — настолько огромная вселенная, что в ней находится место всему. Социальная ценность фотографии существует со времён её изобретения. Другое дело, что на протяжении всего прошлого века культивировалось довольно искусственное разделение между фотографией, обращённой к социуму, фиксирующей его изменения, и фотографией, создающейся художником как акт его личностного высказывания. Личность едина. Уж коли человек — серьёзный художник, у него обязательно есть точка зрения на актуальные вопросы. Он углублён в своё творчество, но он не может не быть частью современного социума. И в какие-то острые моменты он реагирует и создаёт произведения запоминающиеся, становящиеся знаком этого времени. И это происходит не только в нашей стране».

Дань остросоциальному взгляду в лицо времени отдали Яна Романова из Петербурга, запечатлевшая тревожные хроники декабрьских событий 2011 года, объединивших в оппозиционных шествиях прежде абсолютно аполитичных «граждан моей страны» (название фотосерии, получившей 2 место в категории «Лицо. Общество»); римский фотограф Луча Каталоно Гонцага, создавший ряд потрясающих портретов кенийских эко-беженцев (3 место в категории «Лицо. Общество»); Энрико Фабиан из Германии, зафиксировавший на чёрно-белых снимках печальную галерею наркозависимых — жертв нелегального оборота фармацевтических препаратов в Нью-Дели.

Как работает «Лицо»

Развиваться столь масштабной институции, в которую выросла за пять лет Photovisa, в городе с довольно консервативным общественным сознанием оказалось возможным только при парадоксальных обстоятельствах: художники и художественные заведения живут здесь вразрез с общестатистическим «лицом». Они открыты. Без поддержки краснодарского фотосообщества «Вива Фото», без участия Виктора Хмеля и Елены Суховеевой — признанных мэтров, преподающих фотографическое искусство в Краснодарском институте современного искусства (в этом году он стал одной из выставочных площадок), без организационной и идеологической поддержки руководства Краснодарского художественного училища координировать такое событие, искать точки соприкосновения с меняющейся артистической средой города было бы и затруднительно, и бесперспективно. «Краснодарское художественное училище — альма-матер нашего фестиваля, — поясняет Ирина Чмырёва. — Если бы шесть лет назад меня не пригласили сюда почитать лекции о современной фотографии, фестиваль не родился бы».

Сегодня фестиваль превратился не только в эстетическую, но и в карьерную, образовательную стартовую площадку для многих российских фотографов. Так, в прошлом году директор фестиваля Лодзи увидел на портфолио-ревю Photovisa работы Елены Саенко, и предложил ей участвовать в польском фестивале: Елена стала финалисткой программы этого года. На прошлой Photovisa организаторы впервые познакомились с фотографией Романа Брегмана, а в этом году он вошёл в состав участников российской программы «Молодое поколение» на международном фестивале FotoFest в Хьюстоне. Таких фактов немало. Но есть ещё и неучтённая статистика — это приобщение сотен начинающих и зрелых профессионалов к мировому опыту своих коллег.

Например, здесь ростовский фотограф Михаил Малышев может обнаружить, что его приём контрастной смысловой композиции (лицо человека на паспорте и в «жизни», отнюдь не стандартной — фотосерия «Иные», запечатлевшая юных ростовских фриков) используется и германским коллегой Дженом Осборном, чьи диптихи дневного и ночного облика обитателей социального дна Ванкувера запечатлели предельную человечность людей, по каким-то причинам забредших в непарадную реальность. По такому же принципу контрастного соположения выстроена серия Клаудио Менегетти «Достоинство», посвящённая аргентинским бездомным. Здесь можно уловить типологическое сходство поисков фотографов мира, от мэтров до только набирающих профессиональный вес: канадец Фрэнк Родик, петербуржец Андрей Чежин, Василиса Незабаром и Юлия Дроздек работают с темой личной и исторической памяти, выявляя, кто аналоговыми, кто компьютерными средствами, работу времени с изображением и человеческим восприятием этого изображения.

yug_236_031.jpg
Реконструкция фотоинсталляции «Юбилей» француза Бертрана Карьера памяти 1400 жертв битвы под Дьеппом в далёком 1942-м
Фото: Михаил Малышев

Три номинации фестиваля — фотография / фотосерия, мультимедийный проект (фотоклип), выставочный проект — позволили дать широкий спектр тенденций современной фотографии, в которой образ человека исследуется всевозможными средствами. Наряду с драматизмом нашлось место и самоиронии (поистине кафкианская по аскетизму стиля и мистицизму серия автопортретов Хосе Пилоне «Серые»), и карнавальному юмору (серия кичевых автопортретов «Казаки в искусстве» Валеры и Наташи Черкашиных). Комический взгляд на коллективный лик человека — от каннских подмостков до Красной площади — оказался особенно уместным в стенах винзавода «Мысхако», культурный код которого невольно настраивает на вакхическую лёгкость и который известные любители социального юмора Черкашины украсили масштабными панно своих фотоколлажей.

Посмотреть в лицо современности с разных сторон удалось всякому, кто взял на себя труд погрузиться в фестивальную жизнь Photovisa, протекавшую в декорациях нежной южной осени. Фотопортрет, вероятно, более всего выражает власть фотографического изображения. Магия его — в статике. Объект великодушно даёт вам время изменить его — внутри собственной реальности, в нужном только вам темпоритме. Ваш диалог с изображением — пока ещё «чужим» лицом — никому не слышен. Это абсолютно интимный контакт, возможный в самых людных местах. Например, на верхотуре торгово-развлекательного центра или в котле бурлящей студенческой жизни. Современник вынужден выучиться понимать себя и других даже в пространстве супермаркета, который экспроприировал все другие формы контакта. Искусство фотографии делает эту работу вместе с ним.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №46-47 (236) 19 ноября 2012
    Эффективность южных вузов
    Содержание:
    Предупредительный выстрел по вузам

    Результаты мониторинга эффективности вузов, проведённого Минобрнауки РФ, несмотря на ряд справедливых претензий к методологии оценки, показали результаты, которые в целом сложно оспорить. На юге России можно выделить две основные проблемы — неэффективные филиалы в ЮФО, где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России, и системные проблемы в СКФО

    Реклама