Разговор с телевизором

Людмила Шаповалова
3 декабря 2012, 00:00
  Юг

На Юге параллельно развиваются две модели предоставления услуги платного цифрового телевещания, DVB-C и IP-TV. Первая занимает большую долю рынка благодаря более широкой технологической инфраструктуре, но вторая предлагает пользователям больше интерактивных сервисов

Иллюстрация: Дмитрий Горунов

Проникновение услуг платного телевидения (включая кабельную и спутниковую модели) в Южном федеральном округе ещё оставляет телеком-провайдерам пространство для роста. По данным аналитического агентства «Телеком Дейли», этот показатель на конец III квартала 2012 года составляет 64,8% (средний уровень проникновения услуги в стране — около 54%). Динамику роста аналитики оценивают в 20% за прошедший год: по данным iKS-Сonsulting, объём российского рынка платного телевидения сейчас равен порядка 40 млрд рублей. Это пока что хороший показатель, и у операторов ещё есть немного времени для того, чтобы занять долю рынка: по прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2016 году темпы роста замедлятся до символических 3%.

Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России по итогам 2011 года являются «Триколор ТВ» (доля рынка 26%, по данным J’son & Partners Consulting), «Ростелеком» (21%), МТС (11%), «ЭР-Телеком» (6%) и АКАДО (4%). На Юге представлены первые четыре провайдера, а в крупных городах активно наращивает абонентскую базу ОАО «Вымпелком», предоставляющее услуги ШПД и платного телевидения под брендом «Билайн». Что касается спутникового телевидения, то оно увеличивает свою долю рынка преимущественно в тех районах, где является безальтернативным способом доступа к телеэфиру. А вот в городской местности, там, где хорошо развита кабельная инфраструктура, идёт конкурентная борьба двух цифровых форматов, DVB-C и IP-TV. Поскольку абоненты, выбрав оператора телеком-услуги, неохотно впоследствии меняют поставщика, у провайдеров есть всего несколько лет для формирования и стабилизации абонентской базы.

Кто во что играет

Аналоговое вещание, в том числе и при помощи комнатных антенн, остаётся в регионе всё ещё довольно распространённым способом получать телесигнал. В некоторых местах это практически безальтернативный доступ к телеэфиру, заменить который может только спутниковое ТВ, не всегда доступное из-за пока ещё высокой стоимости оборудования. Строительство кабельной инфраструктуры в сельской местности идёт невысокими темпами, так что пока абонентская база будет расти за счёт городов. Хорошая новость в том, что почти все телеком-провайдеры стратегическими точками готовы считать не только «миллионники», но и города с населением от 50 тысяч человек. Помимо этого, значительную роль в искоренении устаревшего аналогового вещания сыграет государственная программа цифрового телевидения. Впрочем, Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2015 года рассчитана на социальную нагрузку с целью цифровизации лишь небольшого количества федеральных каналов. Поэтому, по мнению аналитиков аудиторско-консалтинговой группы BDO, даже после полного перехода национального телевидения на цифровое вещание, с распространением ШПД и мобильного интернета, прежде всего в стране будет расти аудитория IP-TV.

IP-TV — услуга, получение которой стало возможным лишь с развитием широкополосного доступа в интернет и его удешевлением для конечного пользователя. Телесигнал в этом случае транслируется через интернет, так что для стабильного и качественного изображения нужны широкие каналы передачи трафика. Его соперник относится к группе стандартов DVB (Digital Video Broadcasting — цифровое видеовещание), и высокий уровень проникновения услуги, развивающейся на Юге уже около десяти лет, обеспечен тем, что она доставляется в дом по той же инфраструктуре, что и кабельный аналоговый сигнал. Согласно данным, в целом по России рынок IP-TV развивается наиболее эффективно, что во многом объясняется эффектом низкой базы. Старший партнёр BDO в России Ирина Смирнова говорит, что IP-TV занимает второе место по объёму продаж оборудования в 2012 году: «Разрыв между IP-TV и спутниковым ТВ сокращается: по итогам 2012 года продано всего в два раза меньше цифровых ресиверов для IP-TV, чем, к примеру, для спутникового ТВ. В 2011 году разрыв был в четыре раза, в 2010 году — в пять раз».

Однако формат DVB-C продвигает крупный телеком-провайдер МТС, который благодаря своевременно проведённой экспансии на Юге занимает прочное положение в домах частных пользователей как основной мультиформатный провайдер. Во многих квартирах оператор присутствует и как поставщик услуги проводной телефонной связи, и как интернет-провайдер, и как поставщик платного телевидения. На Юге, по данным МТС, у компании в 2012 году более 370 тысяч абонентов кабельного ТВ. Хорошие маркетинговые ресурсы и развитая инфраструктура позволяют оператору прочно удерживать позиции на рынке и даже наращивать долю. Другой крупнейший оператор, Ростелеком, работая в регионе ещё под именем ЮТК, довольно долго подключал домовладения к кабельному цифровому ТВ, но теперь подключение по этой технологии закрыто. Федеральный провайдер отныне играет на стороне IP-TV, которое для абонентов продвигается как «Интерактивное телевидение».

Не так давно на Юг зашёл ещё один игрок — компания «Эр Телеком», предоставляющая услуги под брендом «Дом.ру». Это довольно крупный оператор услуг triple play (предоставляющий многоформатные услуги связи — широкополосный доступ в интернет, кабельное и HD-телевидение, фиксированную телефонную связь), на долю которого, по собственным оценкам, приходится по 10% российских рынков ШПД и кабельного телевидения. Новый провайдер, на Юге представленный пока только в Волгограде и Ростове, планирует в 2013 году обеспечить телесигнал по гибридной технологии DVB-C + IP.

Расклад сил в регионе не позволяет утверждать, что та или иная технология однозначно выбьется в лидеры. Ирина Смирнова считает, что, скорее всего, традиционные операторы связи, располагающие большой абонентской базой и обеспечивающие ШПД в интернет, для диверсификации портфеля своих услуг уже предоставляют или начнут предоставлять услуги IP-TV. А операторы, исторически развивающие платное ТВ, сосредоточатся на кабельном вещании.

Интернет-телевидение

Безусловно, каждый из провайдеров той или иной услуги убеждён в светлом будущем именно своей модели предоставления доступа к телеэфиру. Ключевое отличие IP-TV — наличие интерактивных функций, позволяющих регулировать содержание, время и даже порядок трансляции телепередач. Абонентское оборудование, предоставляемое пользователям IP-TV, позволяет ставить на паузу трансляцию, после чего она будет записываться в буфер и продолжаться по желанию пользователя. Можно программировать запись той или иной передачи: управление временем при этом формате может быть организовано с практически бесконечным разнообразием.

Александр Усенко, директор департамента маркетинга «Ростелеком-Юг», говорит ещё об одном важном преимуществе IP-технологии: возможности получать доступ к видеоконтенту из интернета, актуальной для той части аудитории, которая вообще мало пользуется традиционным эфирным телевидением, но не очень любит смотреть кино на экране ноутбука, предпочитая плазменные панели. «Ключевыми преимуществами “Интерактивного ТВ”, — считает г-н Усенко, — являются удобный интерфейс и способ оплаты. Сейчас для покупки контента на различных ресурсах пользователям нужно отдельно за него платить. Эти ресурсы привязаны к лицевым счетам абонента ШПД Ростелекома, поэтому пользователь может оплатить услугу одним нажатием кнопки, списав деньги со своего лицевого счёта». Помимо этого, продукт интегрирован с социальными сетями, так что пользователи могут обмениваться между собой информацией о том, что они смотрят. Вещание при этом может быть осуществлено с различных экранов: на телевизоре, компьютере, планшетных и мобильных устройствах. Экраны технологически объединены таким образом, что абонент сможет одновременно совершать покупки на одном носителе и смотреть телеэфир на другом.

На пути победного шествия этой модели, как отмечает аналитик информационно-аналитического агент­ства «Телеком Дейли» Илья Шатилин, стоят несколько барьеров. «Первый — это доступность абонентского оборудования: покупать или брать в платную аренду приставки IP-TV абоненты, как правило, не хотят, — поясняет г-н Шатилин. — Второй — это стоимость услуг; несмотря на снижение цен до уровня доступности для широких масс, многие не хотят платить за телевидение, потому что имеют “бесплатную” альтернативу в виде, к примеру, аналогового эфирного ТВ». Ирина Смирнова добавляет, что стоимость организации инфраструктуры сети в случае с IP-TV выше: здесь необходимы затраты не только на модернизацию, но и настройку IP-сети для передачи видеотрафика без потерь. «Более того, при передаче сигнала в IP-сетях используются специализированные протоколы, обслуживание которых требуется от всего сетевого и абонентского оборудования, а это очень сложный процесс, — поясняет г-жа Смирнова. — Ещё к недостаткам IP-TV можно отнести зависимость от скорости подключения к интернету и нагрузки на сеть».

Гибридное будущее

Защитникам стандарта DVB-C тоже есть что сказать. Осенью компания МТС объявила о том, что планирует перевод 100% абонентской базы с кабельного аналогового вещания на этот цифровой формат. Для компании он выгоден: цифровой сигнал поставляется по тому же кабелю, что и аналоговый, необходима лишь установка специального устройства, которое будет выдаваться абонентам бесплатно. Экономический смысл для оператора состоит в том, что в новом формате он сможет применять более гибкую тарифную политику, эффективнее управлять счетами абонентов и оказывать дополнительные услуги по предоставлению платного контента.

Директор МТС по фиксированному бизнесу на юге России Сергей Кондратьев, поясняя преимущества этого стандарта, говорит, что технология DVB-C, в отличие от IP-TV, обеспечивает постоянную, непрерывную подачу сигнала: помехи в интернете не будут влиять ни на качество, ни на работоспособность телевизионных каналов. «Это наиболее “народный” стандарт, потому что разъём для подключения кабеля напрямую либо через цифровую приставку есть на всех телевизорах, а это означает, что проблемы с заменой или подбором телевизора при желании абонента пользоваться услугой цифрового ТВ исключены», — убеждён г-н Кондратьев.

Помимо этого, МТС, работая в стандарте DVB-C, рассчитывает на перспективы дальнейшего развития услуги в будущем, планируя с помощью интерактивных сервисов и гибридных решений объединять все абонентские устройства — телевизор, компьютер, мобильный телефон — в единую систему персональных телекоммуникаций. Но, пожалуй, основным драйвером роста кабельного цифрового ТВ именно этого формата является относительно невысокий уровень проникновения ШПД в регионе, особенно в небольших городах и сельской местности. Подключение услуги IP-TV возможно только при наличии скоростного широкополосного доступа в сеть, в то время как DVB-C — это самостоятельная услуга, и развитие её инфраструктуры обходится дешевле развития ШПД.

Директор филиала «ЭР-Телеком» в Ростове-на-Дону Евгения Горевая, сравнивая две технологии, звание более эффективной и перспективной отдаёт IP-TV, которая позволяет предоставлять дополнительные услуги и сервисы, связанные не только с видеоконтентом. «Однако пока далеко не все операторы технологически готовы развивать IP-TV, так как это требует наличия современной сети с хорошей пропускной способностью, — продолжает г-жа Горевая. — Тем не менее, учитывая слабое проникновение платного телевидения в Ростове-на-Дону, востребованной остаётся и услуга, предоставляемая по стандарту DVB-C. В ближайшей перспективе этот стандарт будет занимать значительную долю рынка, но в то же время год от года, вероятно, востребованность услуги по данной технологии станет снижаться, и в итоге мы придём к тому, что она будет интересна только той немногочисленной аудитории, которая не пользуется интернетом». В отсутствие повсеместно распространённой инфраструктуры ШПД провайдер решил развивать гибридное ТВ, сочетающее обе технологии, DVB-C и IP. Передача сигнала услуги «Дом.ру» основана на базе технологии «оптика до дома», которая обеспечивает высокое качество передачи изображения и звука. Телеканалы передаются по кабелю, а дополнительные сервисы абоненты смогут получать по IP-протоколу.