«Газели» освоили конвейер

Тема недели
Москва, 28.01.2013
В посткризисный период промышленные предприятия значительно увеличили свою долю в общей выручке самых динамичных компаний юга России. Больше всего сегодня «газелей» — в химии и АПК. По нашему мнению, мы имеем дело с долгосрочным трендом, связанным с укреплением реального сектора в экономике Юга

Рисунок: Дмитрий Горунов

Наблюдения за самыми динамичными компаниями, получившими в экономической теории наименование «газелей» за свою способность сочетать высокие темпы развития с выносливостью, позволяют фиксировать важнейшие тренды в региональной экономике. Ведь речь идёт лишь о нескольких десятках компаний, отобранных из более чем тысячи. Чем больше степень отбора, тем значительнее типологические черты компаний, вошедших в рейтинг. Если коротко, то в 2012 году мы увидели следующее. Не будет преувеличением сказать, что найденные нами «газели» лучше всех сейчас реализуют наименее используемый потенциал региона. Например, в сфере АПК, в промышленности. Мы видим, что среди отобранных предприятий достаточно инноваторов — причём к ним можно отнести как химиков из ставропольского «Монокристалла», так и дизайнеров из донской «Глории Джинс». Всё это очень важно, поскольку раньше мы констатировали, что подавляющее количество динамичных компаний — торговцы. Южные «газели» явно усложняют экономику региона и, хочется думать, позволяют увидеть её будущий образ. В региональном разрезе особо важно усиление позиций СКФО — уже почти треть компаний-«газелей» прописаны именно там.

Стабильность в рейтинге

В предыдущем исследовании динамично развивающихся компаний юга России, которое проводилось в 2011 году, мы насчитали 64 «газели». Четыре года назад их было 59, а в настоящем рейтинге их 65. Для сравнения уточним, что до кризиса — по итогам 2007 и 2006 годов — к этой категории было отнесено 59 и 47 компаний соответственно. Таким образом, уже пятый год подряд мы видим подтверждение теоретической идеи, согласно которой масса динамично развивающихся компаний в экономике обладает некоей стабильностью при изменении состава её участников.

Изначально мы располагали базой из более чем восьми тысяч компаний ЮФО и СКФО с целым рядом показателей экономической деятельности с 2005 по 2010 год включительно. Затем мы отобрали тех, чья выручка по итогам 2010 года была не ниже 400 млн рублей, условно отделяющих малый бизнес от среднего. Осталось 1296 компаний; совокупная выручка раскрывших свои данные статистическим органам подобных предприятий Юга по итогам 2010 года составила 3,09 трлн рублей.

Удаление компаний малого бизнеса — это традиционный шаг, отделяющий его достижения от успехов средних и крупных компаний, который мы делаем в целях разделения природы роста. Дело в том, что можно найти массу примеров динамичного роста компаний малого бизнеса, но это явление иного порядка, которое мы оставляем за рамками исследования. Одно дело — ежегодно в среднем на треть наращивать миллиардные обороты, и совсем другое — когда они исчисляются десятками миллионов.

Затем, следуя уже не раз апробированной методологии, мы удалили компании, чья деятельность начиналась позднее 2005 года, почистили список от некоммерческих партнёрств, фондов, ГУПов и МУПов, компаний, занимающихся финансовым посредничеством. Следующим шагом исследования стали расчёты по вычислению средних темпов прироста выручки за пять лет, и в число претендентов не попали компании, у которых этот показатель оказался ниже 30%. Затем последовало несколько этапов «ручной» работы, которая позволила удалить фирмы, находящиеся в стадии реорганизации и банкротства, компании, выросшие исключительно за счёт присоединения или объединения с иными юридическими лицами. Кроме того, были исключены дочерние структуры холдингов, уже присутствовавших в списке в виде головной структуры (чтобы избежать двойного учёта). Как показало исследование, целый ряд дочерних структур «газелей» нередко сами являются представителями динамичного бизнеса. Это может быть объяснено синхронностью роста, когда растущие потребности основного предприятия тянут за собой рост оборотов у вспомогательных и обслуживающих структур. Например, транспортная компания ООО «Сельта», являющаяся дочерней компанией ЗАО «Тандер», за исследуемую пятилетку демонстрировала средние темпы прироста в 67%, но в рейтинге по вышеназванной причине не представлена.

В результате осталось 65 кандидатов, которые и являются южными «газелями». Из отобранного списка компаний убытки по итогам 2010 года имели всего две, причём в одном случае отрицательная чистая прибыль была символической. В рейтинге оказалось поровну представителей крупного и среднего бизнеса: 32 компании, выручка которых превышает 1 млрд рублей, и 33 компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 400 млн до 1 млрд рублей. За исследуемый в этом проекте период с 2004 по 2010 год совокупная выручка компаний-«газелей» возросла почти в десять раз и составила 368 млрд рублей.

Реальный сектор оттеснил оптовиков

По «газелям» можно определить зоны высокого потенциала роста региональной экономики. Изменения в отраслевой структуре «газелей» за 2011 год весьма значительны (см. график). Для объективности сравнения мы уже традиционно исключили из представленных диаграмм показатели «Тандера», ибо они настолько велики по абсолютным параметрам и вкладу в общий итог, что картину в целом увидеть будет затруднительно.

Оптовая торговля, традиционный лидер южной экономики, в этом проекте впервые уступила место вышедшей на первый план химической промышленности. На долю четырёх компаний химпрома приходится более четверти (25,9%) общих доходов динамичных компаний, тогда как годом ранее показатель был почти в два раза ниже. Если в исследовании 2011 года химическая промышленность была представлена только ставропольскими ООО «Монокристалл» и ООО «Ставролен», то в нынешнем к ним добавились ООО «Волгопромтранс» и ОАО «Арнест». Совокупно доходы этих четырёх компаний по итогам 2010 года составили 32,7 млрд рублей.

В целом на опт и розницу приходится 30%, хотя ещё четыре года назад доля торговых компаний составляла бо́льшую часть выручки регионального бизнеса — 54,6%, а два года назад — 35%. Это говорит прежде всего о том, что после кризиса появились и закрепили свои позиции динамичные компании в других отраслях, в первую очередь в промышленности. На долю промпроизводства приходится почти половина — 49,3% — выручки всех «газелей».

В настоящем рейтинге мы наблюдаем появление четырёх компаний из сферы промышленности строительных материалов, на которые приходится 4,5% общей выручки. Несмотря на то, что эта отрасль в наибольшей степени пострадала от кризиса, три кубанских компании и производитель сухих строительных смесей из Волгограда ООО «ВОЛМА», продукция которого представлена практически во всех регионах России, смогли заявить о себе. В то же время значительно сократился вклад в рейтинг собственно строительных компаний — их доля упала почти в 2,6 раза, с 17,2% до 6,5%. Теперь их четыре, и у всех — кубанская прописка. Достижения этих компаний особо ценны, так как строительная отрасль переносила кризис весьма болезненно, и именно на точки роста в Сочи многие строители возлагали особые надежды, думая о том, как пережить тяжёлые времена.

Появилась среди динамичных компаний лёгкая промышленность, представленная двумя компаниями — ООО «Селена» и Gloria Jeans Corporation, которая и по итогам 2011 года продолжила расти, увеличив свои доходы на 72% — до 15,5 млрд рублей.

Сокращение доли компаний из отрасли телекоммуникаций и связи, которое мы наблюдали ещё два года назад, в 2011 году продолжилось и привело к отсутствию её представителей в числе «газелей». Не прошли по показателям и транспортные компании. Таким образом, мы видим, что всё больший вклад в доходы динамичных компаний вносят представители промышленности и АПК; чётко вырисовывается тренд на отвоёвывание ими позиций у оптовой и розничной торговли. Этот тренд мы увидели и в рейтинге 250 крупнейших компаний ЮФО по результатам 2010 года, где также впервые, хотя и символически, промышленность перевесила совокупные показатели торговли (см. «Эксперт ЮГ» № 44–45 за 2011 год).

Кубань давит количеством, Ставрополье — масштабом

Количество компаний-«газелей» на той или иной территории может рассматриваться как индекс, отражающий потенциал динамики её развития, а также показывающий, насколько деловая среда региона благоприятна для быстрого роста.

Список «газелей» за 2011 год сильно обновился. В рейтинг не вошла 41 компания из предыдущего списка, но 24 оставшихся — тоже высокий показатель. Обновление рейтинга более всего сказалось на Ростовской области, которая на этот раз оказалась представленной лишь одной компанией — Gloria Jeans Corporation, тогда как в 2011 году донских «газелей» было семь.

По количеству компаний-«газелей» Кубань уже не первый год является абсолютным лидером, который продолжает укреплять отрыв от других территорий (см. таблицу 1). Сегодня здесь насчитывается 36 «газелей», на чью долю приходится 42,1% совокупной выручки. Если же принять во внимание показатели ЗАО «Тандер», то доля Краснодарского края вырастет до 82,1%.

Региональная структура рейтинга (без учёта показателей ЗАО «Тандер»)

Ещё в прошлом проекте мы обратили внимание на усиление позиций Ставрополья и Волгоградской области. И если последняя теперь представлена пятью компаниями вместо восьми, причём её вклад немного уменьшился (с 10,1% до 9,7%), то Ставропольский край продолжает агрессивно расти. За год доля компаний из этого региона выросла в 1,8 раза. По итогам 2010 года на Ставрополье приходится уже 33,7% совокупных доходов «газелей», тогда как ещё в 2007 году было 7,65%. Обращает внимание, что количество «газелей» при этом увеличивается меньшими темпами — то есть растут прежде всего масштабы местных динамичных компаний.

В рейтинге представлены 20 компаний из республик Северного Кавказа, тогда как четырьмя годами раньше «газелей» здесь вообще не было. Как мы и предполагали в прошлогоднем исследовании, в связи с реализацией стратегии развития СКФО на Кавказе динамичных компаний становится больше. Две «газели» появились в Северной Осетии (а ещё год назад их здесь не было), увеличилось их количество в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Прибыль на оборотах

Единственный представитель среднего бизнеса в десятке самых прибыльных «газелей» — ОАО «Имени Ильича». Остальные девять — компании с оборотом свыше миллиарда. Своими показателями такие компании демонстрируют: высокие доходы не сдерживают ни динамики их прироста, ни прибыльности бизнеса. Шесть из десяти наиболее прибыльных «газелей» прописаны на Кубани (таблица 2).

Лидеры южных «газелей» по чистой прибыли

Лидером по чистой прибыли, как и по выручке, второй год подряд стало крупнейшее предприятие Юга — ЗАО «Тандер». В 2010 году чистая прибыль этой «газели» составила почти 7 млрд рублей. На втором месте — представитель химпрома, ООО «Ставролен», годом ранее в этой десятке занимавший третью позицию. Вероятно, в связи с остановкой работы на этом предприятии на несколько месяцев после пожара в декабре 2011 года темпы роста доходов компании сократятся, что отразится и на прибыли. Однако в феврале 2012 года стало известно, что общая стоимость инвестиционного проекта ЛУКОЙЛа по созданию на «Ставролене» газохимического комплекса увеличена на 28 млрд рублей и составляет теперь 140 млрд рублей. Инвестиции предусматривают модернизацию существующих мощностей нефтехимического предприятия «Ставролен» путём перевода их на газовое сырьё, а также строительство новых мощностей, что создаст дополнительные импульсы для восстановления динамики роста.

Лидеры южных «газелей» по рентабельности

На третьем месте по рентабельности — представитель укрепляющейся в рейтинге промышленности строительных материалов ЗАО «Фирма “Сочинеруд”». За ним следует агропромышленная компания ОАО «Сады Придонья» из Волгоградской области, которая входит в тройку крупнейших игроков сокового рынка страны.

Лидеры южных «газелей» по выручке

В то же время высоким уровнем рентабельности могут похвастаться по итогам 2010 года далеко не все «газели» (таблица 3). В рейтинге компаний, показавших рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10%, оказалось девять предприятий, что значительно меньше, чем годом ранее — тогда их было 14. Символическая рентабельность на уровне ниже 2% — у 31 компании, тогда как год назад к таковым можно было отнести всего 23 «газели». Возглавляет список наиболее успешных по этому показателю ЗАО «Фирма “Сочинеруд”» с головокружительным уровнем рентабельности свыше 50%. Второе место занял представитель кубанского АПК — ОАО «Имени Ильича» (31%). На третьем месте уже упомянутая компания — один из крупнейших российских производителей полиэтилена низкого давления ООО «Ставролен». Показательно, что самые рентабельные «газели» — это компании с солидным стажем работы, их средний возраст — 22 года. То есть большинство из них успешно пережили как минимум два серьёзных кризиса, наработав практику динамичного роста не только в благоприятных условиях.    

Рейтинг самых динамично растущих компаний юга России

Отраслевая структура динамично растущего бизнеса на Юге изменилась

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №2-4 (243) 28 января 2013
    Южные «газели»
    Содержание:
    «Газели» освоили конвейер

    В посткризисный период промышленные предприятия значительно увеличили свою долю в общей выручке самых динамичных компаний юга России. Больше всего сегодня «газелей» — в химии и АПК. По нашему мнению, мы имеем дело с долгосрочным трендом, связанным с укреплением реального сектора в экономике Юга

    Реклама