Автодилеры верят в премиум

Русский бизнес
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Юг» №8 (247)
Конец 2012 года ознаменовался целым рядом открытий в премиальном сегменте автомобильного рынка на юге России. Новые салоны премиальных и люксовых марок будут появляться здесь и в нынешнем году. Эксперты отмечают, что Юг не просто находится в тренде общероссийского роста продаж премиальных автомобилей, но и опережает средние показатели по стране

Фото предоставлено «ААА Моторс»

Продолжающийся рост автомобильного рынка, по мнению экспертов, — это общероссийский тренд, как, впрочем, и то, что премиальный сегмент растёт ещё быстрее, чем сегмент массовый. По прогнозам, положительная динамика сохранится и в 2013 году, однако темпы прироста будут более скромными.

Череда открытий

В конце ноября 2012 года в центре Ростова открылся новый дилерский центр Jaguar Land Rover компании «AAA Моторс» стоимостью 300 млн рублей. Согласно заявлениям компании, центр общей площадью 3,25 тысячи кв. м станет крупнейшим в Ростовской области, а в его шоу-руме будет представлен весь модельный ряд Jaguar и Land Rover, доступный российским покупателям. Это уже второй дилер британской премиальной марки в Ростове: первый, компания «Дон-Моторс», работает в городе на протяжении 10 лет.  Как отмечает генеральный директор «ААА Моторс» Олег Ландин, для его компании новый центр — это в первую очередь бизнес-проект, который должен окупиться в заданные бизнес-планом сроки — 8–10 лет. «Опыт показал, что премиальный сегмент в случае кризиса страдает меньше. Мы диверсифицируем риски», — объясняет г-н Ландин выход группы в новый сегмент.

Весной этого года состоится открытие ещё одного салона Jaguar и Land Rover в Краснодаре — здесь дилером этого производителя стала компания «Ключ­авто». Открытие салонов Jaguar Land Rover частично объясняется агрессивной стратегией развития компании в России, а частично — общим ростом рынка. «Мы планируем удвоить или даже утроить свои продажи в ближайшие пять лет, — говорит Франк Виттеманн, генеральный директор Jaguar Land Rover Россия. — В прошлом году мы выросли на 54 процента, а весь премиальный сектор — на 30–34 процента. Премиальный сегмент растёт быстрее, чем весь рынок в среднем. Поэтому первая причина нашего роста, конечно же, общий рост рынка. Во-вторых, мы вводим новые продукты в сегменты, в которых мы раньше не были представлены, а в-третьих, залогом нашего роста будет более сильная дилерская сеть и более профессиональная работа этой сети».

Однако рост активности наблюдается не только у дилеров британского производителя. Например, компания «Ключавто» сейчас завершает реконструкцию крупного многофункционального комплекса по продаже коммерческой техники Mercedes-Benz в Горячем Ключе. По словам Ольги Кривонос, руководителя пресс-службы ООО «СБСВ» (управляющая компания «Ключавто»), главными событиями для компании в прошлом году стали выход за пределы премиального сегмента и подписание соглашения о намерениях с британской маркой Bentley, по которому «Ключавто» станет единственным дилером в сегменте люксовых автомобилей на юге России. Новый автосалон уже готовится к техническому запуску и будет официально представлен публике в Краснодаре весной 2013 года.

В ноябре прошлого года в кубанской столице состоялось ещё одно открытие — компания «Юг Авто» презентовала новый центр, охватывающий широкий перечень моделей марок концерна General Motors, среди которых, в частности, Cadillac. Отдел этой модели в салоне разместился на территории в 250 кв. м. Как отмечает директор по продажам и маркетингу бренда Cadillaс General Motos СНГ Андрей Колосов, у этого бренда есть своя группа покупателей в регионе, так что компания планирует добиться успеха; а перенос продаж в новый офис должен дать новые стимулы к развитию.

Планы по развитию есть и у единственного ростовского дилера Mercedes-Benz, компании «Панавто-Юг». В недавнем интервью журналу «Эксперт ЮГ» генеральный директор Виктор Вакуленко рассказал о планах по реконструкции в 2013 году одного из двух салонов компании.

Очень быстрый рост

В автомобильном маркетинговом агентстве Russian Automotive Market Research (НАПИ) отмечают, что, хотя за 9 месяцев 2012 года рост числа зарегистрированных автомобилей премиального и люксового сегментов был ниже, чем за аналогичный период 2011 года — 44,5% против 72%, эта цифра всё равно очень впечатляющая. «Что касается рынков ЮФО и СКФО, то в целом для них характерен тот же тренд — рост очень хорошими темпами, — отмечает директор НАПИ Татьяна Арабаджи. — Отличие заключается в том, что по итогам девяти месяцев 2011 года рост в обоих округах был ниже общероссийского. По результатам же девяти месяцев 2012 года рост в ЮФО оказался практически таким же, как и в среднем по России, а в СКФО даже выше — 60 процентов. В количественном выражении рынок дорогих автомобилей в ЮФО более ёмкий, чем в СКФО».

Специалисты автомобильного рынка выделяют несколько причин такого роста. По мнению аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, одна из них заключается в том, что в субъектах ЮФО и СКФО пока располагается меньше автосалонов по сравнению с другими округами: «Если Южный федеральный округ, в котором более 380 дилерских центров, в этом отношении конкурирует с Сибирским округом, где 400 автоцентров, то в Северо-Кавказском округе немногим более 120 автосалонов; меньше только на Дальнем Востоке — там около 60 дилеров».

По словам Татьяны Арабаджи, наблюдающийся рост отчасти может объясняться макроэкономическими причинами — ростом индекса промышленного производства, инвестиций и доходов. «Интерес дилеров к премиум-сегменту обусловлен тем, что в целом это более маржинальный сегмент, к тому же и более устойчивый во время кризиса», — продолжает г-жа Арабаджи. Олег Ландин отмечает, что рост связан и с модельным рядом, который производители расширяют, в том числе и вниз, в сегмент массовых автомобилей. Таким образом, премиальный сегмент перетягивает на себя ряд клиентов, которые раньше относились к среднему ценовому сегменту. «К тому же в Ростове очень любят премиум», — добавляет г-н Ландин. «Фору Югу дают благоприятные климатические условия: здесь тёплый сезон длиннее и эксплуатация более щадящая», — называет ещё один фактор Виктор Вакуленко. Франк Виттеманн утверждает, что росту продаж в премиальном сегменте способствует и наличие на Юге крупных дилерских групп с высоким уровнем профессионализма.

Радужные перспективы

Несмотря на привычную сдержанность в оценках, эксперты прогнозируют продолжение роста продаж в премиальном и люксовом сегментах. «Хотя на рынке легковых автомобилей ожидается стабилизация, в премиум-сегменте рост продаж в 2013 году, вероятно, ещё продолжится, — говорит Азат Тимерханов, — так как у него менее зависимая в финансовом отношении клиентская аудитория. Примерно тот же сценарий развития можно ожидать и на южнороссийском авторынке». Общее мнение южных дилеров премиального сегмента выражает Виктор Вакуленко: «Прогноз на 2013 год оптимистический. Если не произойдёт глобальных изменений, то рассчитываем на дальнейший рост».

Татьяна Арабаджи говорит, что точные показатели роста сейчас назвать сложно из-за неопределённости макроэкономической ситуации в России и ЕС: «При сохранении ситуации на сегодняшнем уровне в 2013 году можно ожидать 30 процентов роста регистраций автомобилей премиумного и люксового сегмента в ЮФО и 40–45 процентов — в СКФО». В «Ключавто», однако, прогнозируют более скромные темпы роста по Югу. «Мы не видим причин для снижения платёжеспособности наших клиентов, но и не думаем, что рост будет стремительным, — отмечает Ольга Кривонос. — На 2013 год рост по рынку Краснодарского края по сравнению с 2012 годом мы оцениваем на уровне 10–13 процентов, а Ставрополья — в пределах 15 процентов». Франк Виттеманн прогнозирует, что ключевыми точками роста останутся крупные города, такие как Краснодар и Ростов.   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8 (247) 25 февраля 2013
    Северный Кавказ
    Содержание:
    Подковёрное нападение на Кавказ

    Северный Кавказ оказался на передовой в борьбе двух команд, имеющих разное представление о том, как нужно развивать страну в целом и регион в частности. Результатом схватки может стать разрушение механизмов для достижения целей, прописанных в стратегии развития СКФО, а также серьёзное изменение самой стратегии, принятой всего два года назад. В частности, сегодня налицо попытка дискредитировать ключевую для округа тему туризма

    Реклама