Новый виток роста

Тема недели
Москва, 11.03.2013
Динамично растущих на протяжении долгого времени компаний-«газелей» на Юге стало заметно больше. Основная географическая точка прироста — Ростовская область, отраслевая — промышленность и, в частности, пищёвка. Рентабельность предприятий продолжает падать, но мы связываем это с новым витком инвестиционной активности

Рисунок: Дмитрий Горунов

Нынешний рейтинг южных компаний-«газелей» свидетельствует, что укрепление реального сектора в экономике региона продолжается. Наше исследование, охватывающее деятельность компаний с 2007 по 2011 годы включительно, показывает рост доли промышленного производства в динамичном бизнесе юга России. По итогам 2011 года особый вклад в рост этого показателя внесла нефтегазовая промышленность. Значительно увеличили свою долю в общей выручке самых динамичных компаний представители пищепрома.

В исследовании динамично развивающихся компаний юга России, которое проводилось в прошлом году, мы насчитали 65 «газелей», два года назад — 64. Саму стабильность их числа можно было считать достижением, учитывая ситуацию кризиса, для многих компаний прервавшую период роста. Но по итогам 2011 года мы насчитали на Юге уже 77 «газелей» (см. таблицу 1). Возможно, этот скачок — наиболее красноречивое свидетельство выхода экономики из кризиса. Ведь мы отбирали компании, которые на отрезке между 2007 и 2011 годом росли среднегодовыми темпами не менее 30% — то есть в представленном нами рейтинге собраны предприятия, которые динамично росли в течение всего кризисного времени. За исследуемый в этом проекте пятилетний период с 2007 по 2011 год совокупная выручка компаний-«газелей» возросла в пять раз и составила 570 млрд рублей (см. таблицу 1).

Рейтинг самых динамично растущих компаний юга России

Статистика быстрорастущего бизнеса на юге России: налицо рост по всем параметрам

Условия отбора

На первом этапе отбора с помощью системы СПАРК была сформирована база из 2096 компаний крупного и среднего бизнеса. Затем мы отобрали тех, чья выручка по итогам 2011 года была не ниже 400 млн рублей, условно разграничивающих малый и средний бизнес. Удаление компаний малого бизнеса — это традиционный шаг, отделяющий его достижения от успехов среднего и крупного, который для нас наиболее интересен. Далее были отобраны компании, фактически начавшие свою деятельность позднее 2007 года, удалены ликвидированные предприятия, после чего осталось 1693 фирмы. Их совокупная выручка, официально раскрытая статорганам, по итогам 2011 года составила 4,29 трлн рублей. Затем список был очищен от чуть более сотни некоммерческих партнёрств, фондов, ГУПов и МУПов, компаний, занимающихся финансовым посредничеством.

Следующим шагом исследования стали расчёты по вычислению средних темпов прироста выручки за последние пять лет. В число претендентов не попали компании, у которых этот показатель оказался ниже 30%. Этот жёсткий этап отбора прошло только 281 предприятие. Затем последовало несколько этапов «ручной» работы, которая позволила удалить фирмы, находящиеся в стадии реорганизации и банкротства, компании, выросшие исключительно за счёт присоединения или объединения с иными юридическими лицами. Кроме того, были исключены дочерние структуры холдингов, уже присутствовавших в списке в виде головной структуры (чтобы избежать двойного учёта).

В результате осталось 77 предприятий, которые и являются южными «газелями». Из отобранного списка компаний убытки по итогам 2011 года имели пять, причём у двух из них отрицательная чистая прибыль была символической. В нынешнем рейтинге, как и в прошлом исследовании, оказалось почти поровну представителей крупного и среднего бизнеса: 37 компаний, выручка которых превышает 1 млрд рублей, и 40 компаний, чьи доходы находятся в диапазоне от 400 млн до 1 млрд рублей. В предыдущем исследовании средних компаний насчитывалось 33, крупных — 32.

Список «газелей» за год, как обычно, значительно обновился. Среди 77 компаний, прошедших отбор по итогам 2011 года, 22 были представлены и в прошлогоднем рейтинге «газелей». Ещё несколько компаний входили в рейтинги по итогам 2008 и 2007 годов.

Промпроизводство и транспорт доминируют

Традиционно по «газелям» можно определять секторы опережающего роста региональной экономики. За прошедший год в отраслевой структуре рейтинга произошли изменения, некоторые из них весьма значительны (см. графики). Как обычно, в целях объективности сравнения мы исключили из представленных диаграмм и анализа показатели ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит») — они настолько велики по абсолютным параметрам (свыше 350 млрд рублей по итогам 2011 года) и вкладу в общий итог, что картину в целом увидеть будет затруднительно.

Главный фоновый тренд, наметившийся ещё в предыдущем исследовании, — снижение доли торгового бизнеса в рейтинге. Совместно оптовая и розничная торговля создали по итогам 2011 года 13,8% общих доходов «газелей», по итогам 2010 года — 30%. При этом ещё четыре года назад доля торговых компаний составляла большую часть выручки регионального бизнеса — 54,6%. Таким образом, как в рейтинге крупнейших компаний ЮФО, так и в рейтинге динамичного бизнеса, выявляется укрепление промышленного производства на этапе посткризисного развития региона. На его долю теперь приходится больше половины — 53,6% — выручки всех «газелей»; по итогам предыдущего исследования этот показатель был на уровне 49,3%. Существенную поддержку промышленности на этот раз оказал Новошахтинский завод нефтепродуктов с выручкой в 54 млрд рублей. Впрочем, нужно ещё раз отметить — этот тренд характеризует лишь тот фон, на котором уже много лет горит звезда торговой компании «Тандер».

После года отсутствия в рейтинге на второе место по доле в общей выручке вышел транспорт, представленный ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» и ООО «Темрюкмортранс». Доходы этих компаний за 2011 год составили 36,8 млрд рублей, то есть 16,7% совокупной выручки в рейтинге.

Химия и стройматериалы несут потери

По итогам 2010 года на долю четырёх компаний химпрома («Монокристалл», «Ставролен», «Волгопромтранс», «Арнест») приходилось более четверти (25,9%) общих доходов «газелей». В нынешнем рейтинге вес химических производств — один процент. Три компании этой отрасли представляют средний бизнес. Самый динамичный представитель химпрома в рейтинге, Ставропольское ООО «РИТМ-Б», является управляющей компанией ООО «Ставропольский завод химических реактивов», крупнейшего российского производителя стабилизаторов ПВХ, и его официальным торговым представителем. В Волгоградской области «Волгопромтранс» выпускает весь спектр резинотехнических изделий и патрубков системы охлаждения ко всем отечественным автомобилям и сельхозтехнике, при этом производственная база предприятия осуществляет полный цикл — от получения резиновой смеси до выпуска и реализации готовой продукции. Третий представитель химпрома в рейтинге, ООО «Европолимер», выпускает фильерную пасту трёх модификаций с различными абразивными свойствами и специальными добавками, облегчающими чистку и снятие нагара.

Три динамичных представителя промышленности строительных материалов («Юг-ойл-пласт», «Ю-Мет», «Век») создали 1,24% общей выручки. За год вес этой отрасли уменьшился втрое — в прошлогоднем рейтинге на четыре компании приходилось 4,5% общей выручки. Самым динамичным, согласно сегодняшнему исследованию, стало черкесское ООО «Юг-ойл-пласт» со средними темпами прироста выручки за пятилетку на уровне 140%. Эта компания специализируется на производстве сотового и монолитного поликарбоната, сотового полипропилена, оргстекла, профильных соединений и профилированного волнистого поликарбоната — его продукция реализуется на территории РФ, стран СНГ и ЕС. Несмотря на принадлежность к среднему бизнесу, другой представитель промышленности стройматериалов, новошахтинское ООО «Ю-Мет», уже является лидером в ЮФО среди производителей строительных профилей и подвесных систем.  

Два представителя лёгкой промышленности («Корпорация “Глория Джинс”» и «СЕЛЕНА») заработали в 2011 году 16 млрд рублей, чем обеспечили стабильную долю отрасли в рейтинге на уровне 7,3%. Единственная «газель», представляющая фармацевтическую промышленность, ОАО «Фармация», неожиданно обнаружилась в Северной Осетии. В стратегии компании прописаны высокие темпы развития — она предусматривает рост объёма продаж не менее чем на 20–30% и укрепление лидирующих позиций на рынке. Приоритетным направлением деятельности компании является расширение портфеля онкологических препаратов.

Продукты питания

Определённое перераспределение произошло между предприятиями АПК и пищевой промышленности. Теперь на долю этих отраслей приходится 9,2% и 13,5% соответственно, в прошлогоднем исследовании соотношение было обратным — 12,9% и 8% — иными словами, пищёвка вырывается вперёд.

Заметно возросла в рейтинге роль пищепрома — теперь его представляют 18 вместо 11 компаний. Причём только три предприятия фокусируются на производстве алкогольной продукции (год назад таковых было пять), четыре — на переработке молока. Самым динамичным предприятием здесь стал производитель патоки и крахмалопродуктов ООО «АМИЛКО», доходы которого выросли с 1,4 млн рублей в 2007 году до 1,4 млрд рублей в 2011 году.

Ещё несколько компаний из рейтинга за последний год сделали впечатляющие рывки. Так, у ОАО «Сыродельный завод “Семикаракорский”», которое занимается производством, реализацией сыра и сопутствующей молочной продукции, за 2011 год выручка выросла с 542 млн рублей до 1,5 млрд рублей. Похожие достижения и у кубанского ООО «Фирма ЛИГА», главным направлением деятельности которого является производство подсолнечного масла под брендом «Дубрава», — за 2011 год продажи предприятия возросли с 942 млн до 1,7 млрд рублей. Ещё один пример — OOO «Артисан», один из крупнейших производителей слабоалкогольной и безалкогольной продукции на юге России, чьи доходы за 2011 год выросли с 670 млн до почти 1,3 млрд рублей. На сегодняшний день это предприятие работает по двум направлениям: упаковочные контракты и розлив собственных слабоалкогольных и безалкогольных напитков под марками «Коктайм» и «Свежий дождь».

Наполовину за 2011 год выросли и доходы ОАО «Будённовскмолпродукт», и уже не вызывает сомнений, что по итогам 2012 года компания войдёт в рейтинг крупного бизнеса СКФО. Сейчас предприятие уже занимает место в тройке крупнейших предприятий Ставрополья по переработке молока, специализируется на выпуске сливочного масла, сухого молока, цельномолочной продукции, мягких рассольных сычужных сыров. Демонстрируемое динамичное развитие за последние пять лет напрямую связано с проведённой широкомасштабной реконструкцией основных производственных фондов. Но на этом предприятие не остановилось — в 2011 году была начата реализация нового инвестпроекта, цель которого — полное использование молочной сыворотки в технологии производства цельномолочной продукции. В результате будет создано безотходное производство, что позволит снизить себестоимость продукции и высвободить обезжиренное молоко для изготовления дополнительных объёмов.

Не планирует останавливаться на достигнутом уровне и другой производитель молочной продукции, ОАО «Кубарус-Молоко», несколько лет работавший с невысокими показателями чистой прибыли, в том числе в связи с отвлечением денежных средств на инвестиции в модернизацию производства. По данным годового отчёта компании, перспективный план развития предполагает дальнейший рост доходов — до 646 млн рублей в 2014 году, а также увеличение производительности труда с 2,3 млн рублей на человека в 2011 году до 2,9 в 2014 году.

Научиться быстро строить

В рейтинге продолжает сокращаться доля строительных компаний, при этом их количество увеличилось с пяти до восьми. Напомним, что если по итогам 2009 года доля строительного бизнеса была зафиксирована на уровне 17,2%, то в 2010 году показатель резко упал — до 6,5%. И в 2011 году падение продолжилось — до 4,8%. На этом фоне особо значимы достижения отдельных компаний.  Так, доходы строительной компании «Астраханьнефтегаз» выросли в тысячу раз — с 743 тысяч рублей в 2007 году до 744 млн рублей в 2011 году. Сочинское ООО «Альянс XXI Век» нарастило обороты с 54 млн рублей в 2007 году до 720 млн рублей по итогам 2011 года. В прошлом году, по данным СПАРК, компания активно работала в сфере госзакупок и выиграла ряд тендеров на реконструкцию и строительство объектов для службы охраны на Кавказе ФСО России на сумму свыше 777 млн рублей. В десять раз за этот же промежуток времени выросли доходы ДОАО «ПМК-38», предоставляющего услуги по берегоукрепительным работам, капстроительству, строительству междугородних коллекторов и др.

Кубань отступила

Количество компаний-«газелей» на той или иной территории обычно рассматривается как индекс, отражающий потенциал её развития и показывающий, насколько деловая среда региона благоприятна для быстрого роста. Если год назад обновление рейтинга более всего ударило по Ростовской области, которая оказалась представлена лишь одной компанией, то в этом году ситуация изменилась. Кубань, традиционно являвшаяся абсолютным лидером по количеству динамичных компаний на Юге, по итогам 2011 года набрала столько же «газелей», что и Ростовская область. Сейчас эти две территории представлены 22 компаниями каждая — на самом деле это очень симптоматичный результат. При этом на долю Краснодарского края без учёта достижений «Тандера» приходится 34,2% совокупной выручки, в то время как на Ростовскую область — больше 46% (см. таблицы 1, 2). Впрочем, если включить «Тандер» в расчёты, мы не увидим тех структурных перемен, которые на деле сегодня проходят в экономиках регионов.

Главное изменение региональной структуры рейтинга в этом году — реванш Ростовской области (данные без учёта показателей ЗАО «Тандер)

Ещё два года назад мы обратили внимание на усиление позиций Ставропольского края и Волгоградской области. В прошлом году этот тренд сохранился, в нынешнем рейтинге отмечен рост количества «газелей» на Ставрополье с 10 до 13 при падении их доли в совокупной выручке с 33,7 до 7%. Это падение вызвано уходом из рейтинга нескольких крупных представителей химпрома и появлением на их месте представителей АПК и пищевой промышленности, масштабы бизнеса которых несколько иные. Похожая ситуация в Волгоградской области. Теперь её представляют семь вместо пяти компаний, но доля в общих доходах сократилась с 9,7 до 7,4%. В значительной степени падение доли обусловлено исчезновением из рейтинга крупного производителя сухих строительных смесей ООО «ВОЛМА» и появлением нескольких представителей среднего бизнеса.

В рейтинге «газелей» продолжает расти число представителей СКФО. В этом году округ представлен 22 компаниями, год назад таковых было 20, а четырьмя годами раньше «газелей» на Северном Кавказе вообще не наблюдалось. Как мы и предполагали, в связи с реализацией стратегии развития СКФО динамичных компаний в регионе становится больше.

И, наконец, первая «газель» появилась в Астраханской области — строительная компания ООО «Астраханьнефтегаз». Регион обозначился на карте динамичного бизнеса.

Быстрый рост с прибылью

В текущем проекте два представителя среднего бизнеса из АПК заняли прочные позиции в десятке самых прибыльных «газелей». К кубанскому ОАО «Имени Ильича», появившемуся в этой десятке ещё год назад, добавилось ООО «Фирма “Хаммер”» из Карачаево-Черкесии. Остальные восемь — компании с оборотом свыше миллиарда рублей. Показательно, что в десятке крупнейших по прибыли четыре представителя АПК, два промышленных предприятия, одно строительное.

Лидером по чистой прибыли среди динамично растущего бизнеса Юга стало ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» с 13,4 млрд рублей чистой прибыли по итогам 2011 года. На втором месте единственный представитель торговли, являющийся крупнейшим предприятием всего юга России, — ЗАО «Тандер». В 2011 году чистая прибыль компании составила почти 6 млрд рублей. Третью строку занимает ЗАО «Корпорация “Глория Джинс”» с почти 2,5 млрд рублей чистой прибыли.

В этом году у нас новый лидер южных «газелей» по чистой прибыли

Теряем рентабельность, поскольку инвестируем

Уже традиционно отмечаем, что высоким уровнем рентабельности похвастать могут далеко не все «газели» (см. таблицу 4). Компаний, показавших рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10%, в рейтинге оказалось только шесть, год назад таких было девять, два года назад — 14. Символическая рентабельность на уровне ниже 2% — у 47 компаний, год назад таких было 31, два года назад — всего 23. Этот тренд на снижение рентабельности можно было бы считать очень тревожным, если бы не наблюдался параллельный процесс — рост показателя основных средств, который свидетельствует об активизации инвестиционной деятельности динамично растущих компаний после кризиса. «Газели» традиционно — один из главных инвесторов в экономике, инвестиции для них — одна из составляющих роста.

Среди лидеров южных «газелей» по рентабельности задают тон АПК и промышленность

Возглавляет список наиболее успешных по уровню рентабельности «Фирма “Хаммер”» с завидным показателем 45,8%. Второе место также у представителя АПК — ОАО «Имени Ильича» (40,32%). Обращает на себя внимание тот факт, что эта «газель» находилась в десятке наиболее рентабельных и год назад, причём на том же втором месте, но тогда показатель был ниже — 31%. На третьем месте ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» с уровнем рентабельности 40%. Далее рентабельность резко падает, и четвёртую позицию занимает «Ставропольский птицекомплекс» с показателем 17,25%. Эти компании демонстрируют редкое сочетание высоких темпов роста и не менее высоких показателей эффективности бизнеса. Если в АПК ещё есть шанс списать эту рентабельность на более высокие риски самой отрасли, то в сфере лёгкой промышленности или химии заслуги компаний должны быть оценены по достоинству.

Заключение консультанта проекта

В рамках проекта «Южные “газели”», основной целью которого является составление рейтинга и анализ деятельности динамично развивающихся компаний в ЮФО и СКФО, ЗАО BDO провело независимую проверку публикуемых журналом «Эксперт ЮГ» итогов.

Для получения уверенности в соответствии утверждённой методики, используемой Аналитическим центром журнала «Эксперт ЮГ», и полученных результатов исследования мы выполнили необходимые процедуры, которые заключались в следующем:

1) Нами были изучены и проанализированы заявленные Аналитическим центром журнала «Эксперт ЮГ» этапы составления рейтинга, приемлемость и целостность установленных критериев.

2) Мы удостоверились в надёжности источников, из которых была получена информация.

3) Мы изучили базу данных компаний, принимавших участие в проекте.

4) Мы провели необходимые расчёты и убедились в соблюдении определённых критериев согласно заявленной методике.

5) Нами была организована беседа с руководителем Аналитического центра журнала «Эксперт ЮГ», которая позволила получить понимание основных этапов исследования, сопоставить полученные выводы с нашим видением.

Елена Хромова 015_expertjug10.jpg
Елена Хромова

Результаты проведённого исследования говорят о следующем:

Количество компаний в первоначальной базе превысило 2 тысячи, при этом в итоговый рейтинг вошли 77.

Выручка «газелей» в 2011 году варьируется от 400 млн рублей, достигая максимального значения в 350,5 млрд рублей.

В рейтинг вошло несколько предприятий, имеющих отрицательный финансовый результат за 2011 год, который не превышает предельно допустимых значений и в совокупности с другими критериями позволяет относить их к «газелям». 

Подводя итоги, мы пришли к заключению, что выполненное исследование соответствует заявленной методике.

Указанные выше процедуры были проведены ЗАО BDO в целях подтверждения опубликованного журналом «Эксперт ЮГ» рейтинга в рамках проекта «Южные “газели”» и не являются аудитом или обзорной проверкой.

Елена Хромова, партнёр BDO в России

В отраслевой структуре динамично растущего бизнеса на Юге заметно укрепились промышленность, транспорт и пищёвка

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №9-10 (249) 11 марта 2013
    Южные «газели»
    Содержание:
    Новый виток роста

    Динамично растущих на протяжении долгого времени компаний-«газелей» на Юге стало заметно больше. Основная географическая точка прироста — Ростовская область, отраслевая — промышленность и, в частности, пищёвка. Рентабельность предприятий продолжает падать, но мы связываем это с новым витком инвестиционной активности

    Реклама